Немного про вина

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Тим. 5:23

Свт. Феофан Затворник

Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

Слова: себе чиста соблюдай — могли понудить святого Тимофея к большему воздержанию и к большей строгости в отношении к телу, как самому прямому средству к соблюдению чистоты. Но святой Тимофей и так постоянно вел крайне воздержную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто недуговал, может быть, особенно недугами стомаха (желудка). Припомнил сие Апостол и, умеряя данный урок, говорит как бы: слыша сие: себе чиста соблюдай,— ты не бросься на больший подвиг воздержания. Не делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив, нужно некое послабление, и ты, с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется виноградное, легкое и притом употребляемое большею частию с водою.

Не пий воды, μηκετι υδροποτει, — не значит: совсем не пей воды, а: не одну пей воду, не одною водою напояйся, или утоляй свою жажду, как тебе обычно.— Мало вина приемли, οινω ολιγω χρω, — употребляй немного вина. «Этим не дано ему позволение неумеренно напиваться вином, но разрешено пить его, сколько нужно для здоровья, а не для удовольствия» (святой Златоуст). «Не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавив: немного. Ибо юность горяча и от вина скоро приходит в движение» (блаженный Феофилакт). Стомаха ради — указывает на болезни желудка. «Но кажется, святой Тимофей подвергался недугам не желудка только, но и других частей, как на это намекают слова: и частых твоих недугов» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Амвросиаст рассуждает при сем: «здесь святой Апостол дает святому Тимофею частный (его лично касающийся) совет, чтоб он благоразумно управлял собою. Бог хочет, чтоб Ему служили посильно, а не так, чтоб расслабляли себя чрезмерностию и потом имели нужду искать помощи врачей. Надобно так вести дело воздержания, чтоб, если можно и потребуется, постепенно его усиливать, а не так, чтоб приходилось потом умалять его, по причине в начале допущенной чрезмерности. Чрезмерность (телесного воздержания) самую душу делает немощною, и она, обеспокоенная изнеможением тела, не столько уже бывает усердна к Божественным службам. Душа же, покойная с этой стороны, всем сердцем своим восторгается к Богу, с нераздвояемым вниманием умоляя Его даровать ей потребное ко спасению».

Святой Златоуст такой задает при сем вопрос: «почему святой Павел не исцелил желудка У святого Тимофея?» И отвечает: «не потому, что не мог, а потому, что хотел отсюда извлечь какое-либо важное наставление; ибо тот, чья одежда воскрешала мертвых, без сомнения, мог сделать и это.— Зачем же именно не сделал? Затем, чтобы мы, когда и теперь видим подверженными недугам людей великих и добродетельных, не соблазнялись этим. Таким образом и это сделано с пользою. К тому же если ему самому дан был ангел сатанин, чтоб он не возгордился, то тем более (подобное предотвращение возгордения нужно было) Тимофею, потому что знамения легко могли привести его к гордости. Потому Апостол позволил ему пользоваться правилами врачебной науки, дабы и он сам меньше думал о себе, и другие не соблазнялись — и уразумели, что и те святые мужи, совершая то, что совершали (дела дивные), не переставали быть одинаковой с нами природы». «Чтоб мы не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди (подобные нам)» (блаженный Феофилакт).

Прп. Ефрем Сирин

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, – но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, – слаб он сделался от многих постов, – а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.

Блж. Феофилакт Болгарский

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного. Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платками своими воскрешал мертвых (Деян. 19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей «О статуях». Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов.

Лопухин А.П.

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Цитаты про вино

Великие мысли о вине

«Дайте мне кофе, чтобы я смог изменить то, что в моих силах! . И вино, чтобы принять то, что я не в силах изменить.»

«Пей вино — это вечная жизнь, это то, что дарует тебе юность. Это время вина, роз и пьяных друзей. Наслаждайся этой минутой, ведь эта минута — твоя жизнь.»

«Вино добавляет заглавные буквы и многоточия к хорошей истории. »

— Джон Стейнбек, Золотая Чаша

«В бутылке вина больше философии, чем во всех книгах.»

«Я – андалузец по крови. Я верю в женщин, вино и любовь.»

«— Вы не пьете вино?
— Только как лекарство.
— Тогда притворитесь больной.»

— Маленькие Женщины (Little Women) (1994)

«. у вина, которое пьёшь в одиночку, почти не бывает вкуса.»

— Харуки Мураками, 1Q84

«Повод без вина — это страдание, вино без повода — пьянство.»

— Вера Камша, Отблески Этерны

«Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьёт вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено.»

«Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина.»

— Иоганн Вольфганг фон Гёте, поэт

«Вино какой страны предпочитаете в это время дня?»

— Михаил Афанасьевич Булгаков, Мастер и Маргарита

«— Красное. Или белое?
— Или белое. Но можно красное.»

— Из фильма Служебный роман

«У тех, кто боится вина, вероятно, дурные мысли, и они боятся, как бы вино не вывело их наружу.»

— Александр Дюма. Граф Монте-Кристо

«Сердце! Пусть хитрецы, сговорясь заодно,
Осуждают вино, дескать, вредно оно.
Если душу отмыть свою хочешь и тело –
Чаще слушай стихи, попивая вино.»

«Люди подобны вину — если с годами они становятся лучше, значит, они очень высокого качества.»

— Филипп Бувар, актёр

«Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло победить его.»

«Из кислого винограда сладкого вина не получится.»

— Томас Фуллер, историк

«В победе вы заслуживаете шампанского, в поражении вы нуждаетесь в нём.»

— Наполеон Бонапарт, император Франции

«Нет смолы крепче, чем сургуч бутылки с шампанским, чтобы связать людей.»

— Оноре де Бальзак, писатель

«Шампанское — единственная интересная для меня вещь, когда я чувствую себя утомленной.»

— Бриджит Бардо, актриса

«Хорошее вино заставляет видеть все вещи в самом приятном свете.»

— Аристофан, древнегреческий комедиограф

«Трезвому словарю не под силу описать совершенство вина.»

— Сомерсет Моэм, писатель

«В воде ты лишь своё лицо увидишь, в вине узришь и сердце ты чужое.»

— Софокл, афинский драматург

«Антибиотики лечат людей, но счастливыми их может сделать только вино.»

— Александр Флеминг, создатель пенициллина

«Без песен и вина жизнь даром пропадает!»

— Бомарше Пьер Огюстен, драматург

«Ночь, любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь — робость.»

— Овидий, древнеримский поэт

«Постарайтесь сохранить молодость Божоле и стареть как Бургундское.»

— Робер Сабатье, поэт

«Какое бедствие может сравниться со страстью к вину?»

— Эдгар Аллан По, писатель

«Красное вино — напиток для мальчишек, портвейн — для мужчин; но тот, кто стремится быть героем, должен пить бренди.»

— Сэмюэл Джонсон, литературный критик

«Алкоголь вызывает кратковременное расширение сосудов и круга друзей.»

— Сальвадор Дали, художник

«Хорошее вино — как хороший фильм: быстро заканчивается, оставляя великолепное послевкусие; с каждым глотком в нем открывается что-то новое, и как это часто бывает с фильмами — оно рождается и возрождается в каждом новом ценителе.»

— Федерико Феллини, режиссёр

«За белым вином думают о глупостях, за красным — говорят глупости, а за шампанским их совершают. »

— Анри Видаль, актёр

«В бутылке вина больше философии, чем во всех книгах.»

— Луи Пастер, микробиолог

«Женщина напоминает вино, только в ней все сильнее и глубже — бывает, что и не разглядишь. »

— Жерар Депардье, актёр

«Немного вина — лекарство, много — смертельный яд.»

— Авиценна, персидский учёный

«Чем больше посредников, тем больше воды в вине.»

— Кароль Бунш, писатель

«Для человека здорового и больного вино и мед являются наилучшими средствами, если они натуральны и если принимаются правильно.»

— Гиппократ, древнегреческий врач

«В винах Бордо как в хорошей книге всегда найдется непрочитанная страница.»

— Эрик Дюлонг, винодел

«В слишком малой дозе вина человек не может найти истину, налейте ему слишком много и он потеряет её.»

— Блез Паскаль, математик

«Нет ничего лучше, чем старая дружба и старое вино.»

«Выпивая бутылку вина, ты наполняешь её своей душой»

— Жерар де Нерваль, поэт

«Вино наполняет сердце человека радостью, а радость — прародительница всех добродетелей»

— Иоганн Вольфганг фон Гёте, поэт

«Истина в вине (In vino veritas)»

— Философ Плиний Старший

«Самое лучшее вино — это вино, которое больше всего нравится тому, кто его пьёт.»

— Философ Плиний Старший

Закажите кофе со скидкой 5 %
по промокоду COFFEELOVE

Мы любим благородные напитки

Вино и кофе — напитки очень близкие по духу и очарованию. Поэтому мы добавили в коллекцию цитаты о вине. Хотите больше мудрых мыслей? Взгляните на кофейные цитаты и великие высказывания о чае.

7 мифов о вине, которые пора развенчать

Антон Обрезчиков

«Вино – это слишком сложно», – так думают многие. Отчасти они правы. Если бы вино было предметом элементарным, мы бы не имели такого количества мифов и заблуждений, которые с ним связаны.

Есть только один способ разобраться в вине – пробовать его и, по возможности, одновременно заниматься образованием или самообразованием, а изучать тут есть что, от истории и общей географии до микробиологии и почвоведения. Вино находится на стыке очень многих наук, именно в этом и заключается его чуть ли не магическая бесконечность в качестве предмета для изучения.

Итак, некоторые из популярных винных мифов вы найдете ниже, но, разумеется, их гораздо больше. Надеемся, вы развенчаете их для себя самостоятельно.

Винтовой пробкой закрывают только плохие вина

Скажите честно, вы любите новозеландский совиньон блан? Скорее всего. А вы видели когда-нибудь новозеландский совиньон блан, закрытый «обычной», пробковой пробкой? Вряд ли, как и любое другое новозеландское вино, как и большинство австралийских, а также изрядную часть чилийских, аргентинских, американских и многих других. Да и в Европе винтовая пробка нынче не редкость.

Главный плюс винтовой пробки – вина, ею укупоренные, гораздо более устойчивы к «болезни пробки», которой мы обязаны такому химическому соединению, как трихлоранизол (ТХА), и отчасти окислению. Минус – некоторым она кажется менее эстетичной. Разница между одинаковыми винами меж тем есть: после хранения под винтовой пробкой они оказываются, как правило, более яркими и фруктовыми, под пробкой из коры пробкового дуба – более сложными и развитыми. Что вам больше нравится – выбирайте сами.

Чем вино дороже, тем лучше

Ценообразование на вино – штука вариативная, поскольку все вина разные и параметров, по которым они разнятся, гораздо больше, чем вы думаете. Есть базовые, мы все их знаем: цвет, регион, количество сахара, время выдержки и так далее. Кроме этого, есть еще несколько десятков параметров, которые до сознания конечного потребителя не добираются: размер виноградника, размер винодельни, количество затраченного ручного труда, стоимость оборудования для винификации и так далее.

Читайте также:  Португальский портвейн

Окончательный ценник на полке – плод сложной цепочки коммуникаций с участием винодела и продавца (или нескольких), поэтому одна и та же бутылка одного и того же вина одного и того же года урожая может стоить в разных местах по-разному. А количество вариаций при неравных, но схожих параметрах может быть безграничным: просто представьте себе, какое количество вина в мире попадает под популярный запрос «красное сухое».

Разумеется, вино за 500 рублей из ближайшего супермаркета, скорее всего, не будет похоже ни на вино за 5000 рублей, ни на вино за 50 000 рублей, но это не значит, что оно будет некачественным – главное, чтобы оно было сделано без дефектов и не было испорченным в процессе хранения.

Дешевое вино сделано из порошка

Технологически приготовление вина из порошка маловероятно: чтобы выпарить из вина воду, его нужно сначала сделать. Превращение вина в порошок – тоже операция, требующая дополнительных затрат, в том числе финансовых. Сухой алкоголь в самом деле существует, однако напиться им довольно сложно, а сделать из него хоть что-то отдаленно напоминающее вино – и подавно.Чтобы понять почему, просто посмотрите вот это видео.

Когда люди говорят о порошковом вине, они, скорее всего, имеют ввиду фальсифицированное вино – вода, спирт, дешевое вино как один из компонентов, ароматизаторы (хотя, возможно, некоторые из них действительно верят в «вино из порошка»). Не суть важно, как именно было фальсифицировано вино, важно чтобы такие вина встречались в нашей с вами жизни гораздо реже.

Старое вино всегда лучше молодого

Потенциал хранения у всех вин разный. Собственно, это и является одним из главных факторов, влияющих на их цены. Кроме того, изменилось и само отношению людей к процессу хранения вина. Если раньше считалась нормальным купить партию вина в молодом возрасте и положить его в свой собственный погреб на выдержку, то теперь люди склонны пить даже самые престижные вина в молодом возрасте, не говоря уже о винах попроще.

Так что, увы, не всем винам удается состариться красиво. Многим из них вряд ли предназначен срок жизни более трех-пяти лет, не говоря уже о винах, созданных для того, чтобы их пили молодыми, вроде винью верде или божоле нуво.

Белое к рыбе, красное к мясу

В целом верное, но очень упрощенное представление о логике сочетаний вина и еды, ведь и белые, и красные вина бывают как легкотелыми, так и сверхнасыщенными, да и рыба, и мясо могут существенно отличаться плотностью фактуры и яркостью вкуса.

Поэтому не бойтесь пробовать легкое белое мясо с насыщенными белыми, а плотную рыбу вроде тунца с легкими и кислотными красными. Кроме того, есть такие вина, как розовые, которые универсальны в гастрономическом плане.

Французское вино всегда лучше чилийского

Вина из Европы, Старого света, принято считать сложными и элегантными, а вина из Нового Света, то есть Чили, Аргентины, Австралии, Новой Зеландии – мощными, яркими и простоватыми. Предпосылки к этому и правда есть. Скажем, Чили как винодельческая держава впервые выстрелила на мировом рынке именно яркими и несложными винами, причина появления которых проста – 300 солнечных дней в году и бескрайние виноградники. Или знаменитые австралийские ширазы: они действительно мощные, и алкоголь в них редко опускается ниже 14%.

Значит ли это, что каберне из Калифорнии будет хуже каберне из Бордо? Вовсе нет, и именно об этом снят чудесный фильм BottleShock, что называется, «основанный на реальных событиях». Впрочем, главное, что нужно помнить, если вы, подобно героям фильма, вдруг решите сравнивать новосветские вина и европейские вслепую, – берите бутылки примерно одной ценовой категории. Все-таки цена вина и его качество – вещи соотносимые.

Не сухое вино брать неприлично, это дурной тон

Сладкие и крепленые вина вышли из моды, но это не значит, что они плохие. Хорошие портвейны, особенно винтажные, – предмет мечтаний любого коллекционера вина. Натуральные сладкие вина, такие как айсвайн или сотерн, виноград для которых собирают в ноябре или даже декабре, – классика европейского виноделия и лучший вариант для закладки в погреб, ведь сахар – идеальный консервант.

К сожалению, по мнению многих начинающих винолюбов сухое вино – это единственно приемлемый вариант. Во многом ситуацию на постсоветском пространстве портит историческая память о «трех топорах» и других псевдокрепленых.

Фото: Сhuttersnap on Unsplash; Роман Суслов.

Развенчание мифа о том, что в Библии одобряется употребление вина

Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят тексты из Библии

Россия и другие страны захлестнуты пороками. Как следствие: трагедиями и болезнями из-за повсеместного распространения наркотиков, включая пиво и вино.

СМИ периодически сообщают о тяжелых авариях, совершенных православными священниками, бывшими за рулем дорогих авто. О том, что 60% священнослужителей регулярно употребляют алкоголь. Что разрушает и их, и Святую церковь, и общество. Многие оправдывают грех употребления алкоголя, его рекламу и продажу, ссылаясь на Библию.

Надеемся, что этот материал вдохновит всех и прежде всего тех кто считает себя православными на возвышенную, счастливую, здоровую и успешную жизнь которую в свою очередь практически невозможно достигнуть без полной трезвости.

О ВИНЕ В БИБЛИИ

Часто у людей, изучающих Библию, возникают противоречия в отношении упоминания вина в Священном Писании.

С одной стороны, в Библии можно встретить упоминания о том, что употребление вина порицается: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притчи 23:31-32).

С другой стороны, мы видим одобряющие и благословляющие вино высказывания: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27:28).

МОЖЕТ ЛИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ОДНОВРЕМЕННО И РЕКОМЕНДОВАТЬ, И ОСУЖДАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ?

Протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Иоанна Предтечи, поселок Юкки Ленинградской области:

!Если мы возьмем Пятикнижие Моисеево (Тора), то слово «вино» в «Торе» встречается 250 раз. Слово «вода» – 220 раз, слово «хлеб» – 200 раз.

И здесь может показаться, что хлеб и воду в то время реже принимали в пищу, чем вино. И если в Библии постоянно говорится о вине, то, следовательно, его очень полезно было пить?

Дело в том, что в еврейском языке было 13 еврейских слов, которые мы перевели на русский словом «вино». Из этих 13 еврейских слов только три имели отношение к алкоголю, а 10 означали разные формы сохранения виноградного сока”.

О том, что в Библии нет противоречий в упоминаниях о вине, дает авторитетный комментарий священномученик Владимир Богоявленский, который в начале XX века занимал главные кафедры Русской Православной Церкви – Московскую, Петербургскую и Киевскую.

В своем докладе, сделанном в 1912 году, он объясняет, что под словом «вино» в Библии подразумевается как перебродивший, так и обычный виноградный сок. И когда Писания говорят одобряющие слова о вине, речь идет о не перебродившем виноградном соке.

А там, где мы видим проклятия и запреты на употребление вина, речь идет о перебродившем виноградном соке, т.е. об алкогольном вине. Таким образом, кажущиеся противоречия мгновенно устраняются.

Например, в книге пророка Иеремии, в 48 главе, мы читаем: «Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями». Очевидно, что в точилах, в виноградном прессе, не могло быть алкогольное вино. Там мог находиться именно сок, который только что был выжат из винограда.

Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области:

“Разделение терминов приводит к тому, как говорит священномученик Владимир, что мы не находим в Библии ни одного случая, где бы благословлялось опьяняющее вино”.

Протоиерей Григорий Григорьев:

“Если мы действительно правильно оценим Библию, то Библия – это книга о трезвости. И книга о том, что даже однократный прием вина приводит к очень плохим последствиям. Например, как было у Лота, как было у Ноя, и как было у многих библейских персонажей, которые один раз попробовали, и потом всю жизнь вымаливали свои грехи у Господа Бога”

В лингвистическом понимании еврейское слово «яин», латинское «винум», английское «винеу», означающие вино, исторически указывали как на алкоголь, так и на обычный виноградный сок. Например, англо-британский словарь, опубликованный в 1708 году, дает такое определение вину: «Вино – напиток, сделанный из виноградного сока или других фруктов; напиток, другими словами, сок, муст, виноградное сусло, сладкое вино, недавно выжатое из винограда».

Древнегреческий философ Проклус в своей аннотации на книгу Гесиода «Труды и дни» называет свежевыжатый сок винограда вином: «Гроздья были, прежде всего, повернуты к солнцу на протяжении десяти дней, затем – в тени на десять дней, и, наконец, они топтали их, выжимая вино». Эти примеры показывают, что до нашего времени слово «вино» обозначало как перебродивший виноградный сок, так и обычный, свежий.

Роман Валерьевич Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

“Традиционно принято считать, что винопитие, изготовление вина было характерной чертой культуры древней Греции и древнего Рима. Все уверены, что древние греки только и делали, что пили вино и даже, якобы, детей этим вином поили. То есть, для нас с вами вино – это алкогольное изделие, в котором есть определенный градус, достаточно высокий, тогда как для греков вином, в первую очередь, был виноградный сок, даже в том случае, если этот сок не подвергался дополнительной переработке”

Распространенное заблуждение, что в древнем мире пили только алкогольное вино, базируется на том, что в те времена, якобы, было невозможно сохранить виноградный сок иным способом, кроме как его сбраживанием.

В Древней Греции называли вином сок из винограда, как только что выдавленный, так и сок, который хранился в течение какого-то времени. Что же касается римской истории или, во всяком случае, эпохи эллинизма, мы знаем достоверно, что они уже открыли к этому моменту способ длительного хранения виноградного сока путем кипячения.

На самом деле проблемы, с которыми сталкивались в древности при сохранении перебродившего сока, алкогольного вина, были достаточно велики: оно окислялось, появлялась плесень, плохой запах”.

В то же время сохранение виноградного сока без брожения было относительно простым процессом: сок выпаривали на огне до состояния сиропа. Древнеримский автор Луций Колумелла, 70 год до н.э., в своем трактате «О земледелии» объясняет: «Чтобы обеспечить сохранение сока, люди помещают муст в свинцовые сосуды и путем кипячения уменьшают его на четверть, другие – на треть».

Генри Хомес, американский исследователь в Константинополе, в своей статье о вине приводит такой пример: «Простой виноградный сок без добавления каких-либо нейтрализующих средств против окисления, кипяченый от четырех до пяти часов, уменьшался на одну четвертую своего объема. После кипячения его вливают в глиняные емкости, плотно закрывают кожей, чтобы не было доступа воздуха. Обычно, не имея никакого опьяняющего свойства, его свободно употребляют как мусульмане, так и христиане. Некоторые кувшины, которые я лично держал в руках, уже сохранялись в течение двух лет, не испытывая никакого изменения».

Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят такие примеры из Библии: 103 псалом Давида из Ветхого Завета, где сказано, что вино веселит сердце человека; первое чудо в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, когда Господь Иисус Христос воду превратил в вино; совет апостола Павла апостолу Тимофею употреблять немного вина, упоминаемый в послании к Тимофею. Давайте посмотрим, о чем на самом деле говорится в этих текстах:

Ветхий Завет, Псалтирь, псалом 103: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».

Протоиерей Илья Шугаев:

“На самом деле в этом 103 псалме описывается замечательное творение Божие. Псалмопевец Давид обходит взглядом все окружающее и говорит: «Как прекрасно Господь сотворил мир».

И в том числе упоминаются те самые три священных продукта: вот хлеб, который укрепляет сердце человека, вот елей, которым можно умастить лицо, и вот вино, которое веселит сердце человека. Еще раз, почему веселит? Да потому что виноград – это замечательный благодатный продукт, которым питается еврейский народ.

Очевидно, что в этом тексте псалмопевец Давид, выражая благодарность Господу, описывает природу вокруг себя, и словом «вино» называет виноградную лозу (слова «произращаешь» и «произвесть из земли» прямо указывают на виноград как на растение). Было бы неправильно трактовать этот стих, предполагая, что сердце пророка Давида наполняется весельем от опьянения.

Читайте также:  Осветление вин

И еще, чтобы закончить тему, что веселит в вине сердце человека – точно не алкоголь, могу привести еще один пример. В Книге Судей, глава 9, говорится: «Сок веселит сердце человека». Виноградный сок веселит сердце человека.

На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино – это вино, лишенное опьяняющего свойства». Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг и не влияет на ум или страсти».

Протоиерей Илья Шугаев:

Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно мы говорим, что это было не опьяняющее вино, то есть виноградный сок. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль.

Часто в качестве аргумента, что Христос превратил воду в алкогольное вино, приводят 10-й стих второй главы Евангелия от Иоанна: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».

Но подразумевать под словом «напьются» алкогольное опьянение – это просто результат современных дурных социальных привычек и стереотипов. Как раз именно этот стих и доказывает, что Христос превратил воду в неперебродивший виноградный сок, который в те времена и называли «хорошим вином».

Еще одним распространенным примером из Библии, якобы оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».

Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией употребления алкоголя”.

Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия:

“Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных ты пей немного вина. Здесь как раз говорится не об алкогольном вине, опьяняющем человеческий ум веществе, а говорится именно о винограде как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи.

Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире не перебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» («Софисты за обеденным столом») пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который поразительно подобен совету апостола Павла.

Комментируя слова апостола Павла «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд», Святитель Феофан Затворник говорит: «Не упивайтесь вином, говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте. Огонь в кровь влагается и малым количеством вина. И прибывши от того развеселение плотское развивает мысли и расшатывает нравственную крепость. Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Часто краеугольным камнем в вопросе отношения христианской традиции к алкоголю является вопрос причастия. Но если внимательно посмотреть на историю появления этого обряда, то все противоречия уходят.

В прежние времена для причастия можно было брать виноградный сок только этого года, то есть не забродившее вино. Если он сохранялся как сок в течение всего года, до следующего урожая винограда, то причащали соком.

Если же он начинал бродить – такое тоже могло произойти, например, по причине недостаточной стерилизации самого сока, или если он заливался в уже использованные ранее мехи, в которых мог появиться грибок, – то приходилось до нового урожая пользоваться тем, что есть, то есть забродившим виноградным соком.

Содержание алкоголя в таком вине было около 8%. Поскольку этот сок забродил, в чистом виде использовать его для причастия не могли, и тогда, чтобы удалить спирт из этого сока, его, во-первых, всегда разбавляли минимум пополам, а во-вторых, обязательно добавляли еще и кипяток.

При этом значительная часть алкоголя испаряется (температура испарения спирта – около 78˚С). В итоге в этом вине оставалось не более одного процента алкоголя.

Таким образом, в христианстве изначально нет и не могло быть места алкоголю”

Протоиерей Григорий Григорьев:

“Если мы вообще возьмем жития святых, например, Дмитрия Ростовского, в его двенадцатитомнике описано 2000 житий святых. Из этих святых, где мы в принципе находим хоть какое-то упоминание об их отношении к алкоголю, практически все вообще ни капли не принимали и категорически призывали к трезвости. И в первую очередь это были основоположники монастырей, в том числе, это были и Сергий Радонежский, Александр Свирский. То есть, все русское монастырское духовное движение было основано на трезвости”.

Протоиерей Игорь Бачинин:

“Если кто-то, может быть, из священников или мирян в настоящее время это не знает и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, я думаю, что в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу, и к церковной позиции оно не имеет никакого отношения”

Подробнее с вопросом отношения Православия к алкоголю, а также последствиями алкоголизации российского общества можно ознакомиться в новом документальном фильме «Утерянная добродетель».

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Грузия: Немного про вино и святую Нино

Этой весной мой взгляд постоянно останавливался на бигбордах, рекламирующих отдых в Грузии. Развешено их по Минску немало. В глубине души созрела мысль, что неплохо бы своими глазами увидеть грузинские красоты, своими вкусовыми рецепторами оценить грузинскую кухню и своими ногами пройтись по грузинским дорогам.

Чувства от посещения Грузии многогранные, но однозначно положительные – в о многом благодаря жителям этой страны.

Приведу два характерных эпизода. Первый – хрестоматийный, из далеко прошлого.

Второй – совсем недавний, из личного опыта.

Итак, эпизод первый.

Год 1227. Войска хоремзского султана напали на Тбилиси. Город захвачен. На мосту через бурную и глубокую реку Мцвари (позднее на русском ее стали называть Кура) лежат иконы из разграбленных храмов. Весь город согнали к подножию моста. Пройди пыльными подошвами по ликам своих святых, отрекись от веры – и жизнь твоя будет спасена. Но не спешат тбилисцы на другой берег. Летят отрубленные головы и обезглавленные тела в быструю реку. И вода окрашивается в алый цвет от крови тысяч горожан. С тех пор мост зовется мостом «Ста тысяч мучеников». А верность, преданность, отвага и честь до сих пор в грузинской крови.

Сейчас же в свое удовольствие можно перейти по этому мосту от древнего храма Метехи в Старый город, в самое его сердце – район Серных бань.

Под землей Тбилиси бьют теплые серные источники. Основные помещения бань также под землей, только причудливые сферические купола на поверхности. Бани работают практически круглосуточно, есть демократичное общее отделение и отдельные кабинеты. Сервис и цена разнятся, но вода и эффект для тела одинаковые.

Тут же площадь Мейдан, от которой переплетение узких улочек расползается по Старому Тбилиси.

Часть домов отреставрирована, но множество таких ветхих, что, кажется, порыв ветра – и развалятся на глазах. Но дряхлость эта не отталкивает. Чувствуется в ней былой шик и аристократизм. Резные балясины, лепнина, выщербленные мраморные лестницы, увитые виноградом…

В этом есть грусть, но и своя прелесть. Здесь как нигде можно почувствовать быстротечность жизни и вечность времени.

Из Старого города легко попасть на главный проспект Руставели. Утопающие в зелени платанов, горделиво стоят вдоль проспекта особняки в стиле Belle Epoque. Kованые решетки и фонари, стильные уличные скульптуры вызывают ощущение шика парижских Больших бульваров.

Но воздух разрывают непрерывные сигналы проезжающих автомобилей, почти под каждым деревом что-то продают: старые книги, сладости, церковные свечи, надувные шары. Осознаешь, что это неповторимый Тбилиси – столичный город, но по-домашнему теплый, лишенный пафоса и излишнего столичного лоска.

Хотя грузинские отношения водителей и пешеходов – это стресс для законопослушного белоруса и первая ложка дегтя в бочке грузинского меда.

Светофоров в центре города практически нет. Ожидать, что, видя приближающегося пешехода, водитель притормозит на «зебре», крайне наивно. Наш грузинский водитель Михаил обманчиво притормаживал перед носом у приятных девушек, а как только они начинали движение, резко газовал с возгласом: «Ну, ты и не думай, что я тебя пропущу!»

Каждый переход проезжей части – легкий стресс и короткая перебежка.

Однако местных пешеходов поведение водителей особо не смущает. Они неспешно переходят дорогу по диагонали, в любом удобном для них месте. Это, разумеется, не слишком нравится импульсивным водителям. Но в том, что пешеходы не суетятся при переходе дороги, Миша видит заслугу водителей: «Хорошо, что приучили пешеходов медленно дорогу переходить, так их объезжать проще»…

Парадоксально, но при таком хаотичном движении ДТП в Грузии не так уж много. Водители, как джигиты, хорошо чувствуют своих «железных коней».

Ландшафт города очень живописен. Зеленые холмы обрамляют высокие берега реки. На одном берегу новый президентский дворец со стеклянным куполом и единственный в городе золоченый купол кафедрального собора Самеба. На другом – переливающаяся огнями телебашня и статуя Деды – матери. В одной руке ее меч, а в другой – чаша вина.

Грузинские вина удовлетворят самого взыскательного гурмана – о т простых, домашних до редких, выпускаемых небольшими партиями. Цены вполне разумные. Сами грузины предпочитают белые. Ведь традиционное застолье длится часами, тамада говорит тосты, и красного вина без последствий для организма можно выпить гораздо меньше, чем белого.

Женщины, если хотят выпить, а не пригубить вина, садятся за отдельный стол. Выбирают свою тамаду из числа уважаемых и остроумных дам.

Красные вина хорошо потягивать понемногу, сидя на открытой веранде одного из ресторанов, за дубовым столом с белой скатертью. Официанты с удовольствием общаются с гостями, рассказывая про особенности хачапури и хинкали, поднося тарелки с обжигающим ароматным супом харчо, курицей сациви, телячьими ребрышками, маринованными в аджике.

Грузинская кухня – рай для мясоеда и любителя овощей. Любителям рыбы по вкусу придется речная форель, зажаренная с золотистой корочкой. Ингредиенты качественные и свежие. Приготовлено и подано с душой. А если сил после прогулок по городу совсем не осталось, к вашим услугам многочисленные мини-пекарни с дразнящими ароматами, полезнейший грузинский кефир – мацони, знакомые с детства лимонады «Тархун» и «Дюшес».

На каждом углу торгуют чурчхелой – «грузинскими сникерсами». Это вкусное и полезное лакомство – орехи в загустевшем виноградном соке еще многие века назад брали с собой в долгие военные походы грузинские воины.

Обязательна к посещению древняя столица Грузии – Мцхета. Это всего 20 км от Тбилиси.

Сейчас это ухоженное и живописное небольшое селение.

Природные красоты слияния рек Арагви и Куры открываются с вершины холма, воспетого Лермонтовым в поэме «Мцыри». Семнадцать веков монастырь Джвари возвышается над Мцхетой. Именно отсюда святая Нино – покровительница Грузии, крестила всю страну.

Храм настолько органично венчает вершину холма и вписывается в природный ландшафт, что остается только рукоплескать таланту древних зодчих.

В Мцхете находится главный храм всей Грузии – Светоцховели. Под ним похоронена с прижатым к сердцу хитоном Христа набожная девушка Сидония. Ее брат выкупил хитон Христа у солдат после распятия и привез в Мцхету. Сидония взяла в руки хитон и умерла от радости и благоговения. На ее могиле вырос кедр, который при строительстве храма вознесся в воздух. Отсюда и название собора Светоцховели –«Животворящий Столп». Прогулка по Мцхете затронет лучшие струны вашей души, волнения улягутся, мысли придут в порядок.

И третье место из серии MUST SEE, или непременно увидеть, – это солнечная Кахетия.

120 км от Тбилиси до величественной Алазанской долины по хорошей дороге пролетают незаметно. Вдоль трассы продают не только чурчхелу и домашние сыры, но и свежую свинину. На крюках висят туши, стоят колоды для разделки мяса.

Но Кахетия – это не только захватывающие пейзажи и родина грузинского вина. Здесь находится женский монастырь Бодве, где похоронена так любимая и почитаемая грузинами святая Нино. Рядом с монастырем – святой источник, дарующий здоровье. Купите рубаху у монахинь и окунитесь три раза. Температура воды +4 градуса, но вы сразу почувствуете на себе ее чудесную силу. Рубаху нужно сохранить и надевать в трудные моменты. Она придаст силы – как физической, так и духовной.

Читайте также:  Законы о вине

После источника приятно прогуляться по городку Сигнахи. Единственный город в Грузии, полностью окруженный хорошо сохранившейся крепостной стеной. Со стены открываются виды на многие десятки километров. Сигнахи построен в итальянском стиле и прекрасно реконструирован, здесь расположен загс, где отношения можно зарегистрировать круглосуточно (кроме понедельника!) и музей легендарного художника Нико Пиросмани. Ведь он родился в селе неподалеку. Это именно тот художник, который «продал картины и дом», чтобы подарить поразившей его сердце актрисе «миллион алых роз». Картины Пиросмани можно увидеть в музее Сигнахи и в Тбилиси, в Национальном музее.

В уютном дворике одного из ресторанов Сигнахи можно попробовать настоящий грузинский шашлык. Секрет его прост, как все гениальное, – только свежайшее мясо и соль. А нежный аромат мясу придает виноградная лоза, на которой жарят шашлык. Грузины будут поднимать тосты «за Бога», «за ушедших», «за Родину», «за семью и Святую Богородицу». А вы будете чувствовать себя легко и весело. В полной безопасности и в окружении добрых друзей.

И вот эпизод второй

Туристы из Беларуси отмечают день рождения во время экскурсии в Сигнахи. За стол пригласили гида и водителя. Именинница (то бишь я) сетует на закрытый на ремонт Театр оперы и балета в Тбилиси. Сожалею также, что не смогла попасть на выступление грузинских народных коллективов, которые мне очень нравятся. А домой с супругом улетаем уже на следующий день.

При этом наш гид Лаврентий, в меру упитанный грузин средних лет, оживляется и сообщает, что 12 лет танцевал в легендарном ансамбле народного танца им. Сухишвили. Сейчас в детской секции коллектива солирует его сын Резо. И если мне интересно, он может завести нас на репетицию.

Мы возвращаемся в Тбилиси. Лаврентий с братом и сыном приезжают за нами в отель. Одиннадцатилетний Резо, несколько смущаясь, дарит мне колечко с надписью на грузинском: «Пусть Бог даст вам здоровья!». Нас везут довольно далеко в репетиционный зал, знакомят с хореографом Лашей. Лаша разрешает поучаствовать в репетиции, исправляет ошибки и активно хвалит даже за скромные успехи в танце. Далее мужчины поют многоголосьем «а капелла» красивую грузинскую песню специально ко дню рождения, приглашают на чашечку кофе, которая плавно перетекает в застолье с вином, хинкали и хачапури. Затем поют еще и еще.

Отвозят нас в отель и целуют на прощанье…

О том, чтобы заплатить по счету или разделить счет в кафе, речи быть не может: «Ведь это мы вас пригласили». Как мне объяснили в Грузии, делить счет не принято, а женщине в компании, где есть мужчины, платить по счету вообще немыслимо, это «психологическая кастрация» для мужчины.

В небольшом бутик-отеле в центре Тбилиси, где мы останавливались, всегда стоял кувшин вина для гостей, администратор с удовольствием приносил чашку ароматного эспрессо и после завтрака. Причем в счет за номер эти услуги не включали.

В Грузию стоит ехать за ощущением, что ты – долгожданный гость, а не надоевший турист, за вкусной едой и вином, за природными красотами и христианскими святынями.

Полезно знать:

1. Гордость любого дома в Старом Тбилиси – балкон. Обязательно с навесом, украшенный резьбой, витражами, цветами. Но «грузинским балконом» принято также называть выпирающий живот упитанного мужчины.

2. Чача – грузинская виноградная водка. Имеет крепость от 45 до 60 градусов. Чачу не запивают, а закусывают.

3. Символ современного Тбилиси – пешеходный мост Мира, еще его называют Хрустальным или Стеклянным. Изящное сооружение итальянского архитектора посылает в космос сигналы азбуки Морзе огнями подсветки. В них зашифрованы элементы таблицы Менделеева, из которых состоит человеческое тело. По задумке авторов, это подчеркивает идею равенства и братства всех людей на Земле.

4. Служители закона в Грузии не берут взяток. Полицейские участки построены из стекла и бетона. Все стены и перегородки прозрачные.

5. Царица Тамара жила на рубеже XII и XIII веков, но до сих пор любима и почитаема. Даже в самом маленьком грузинском городке вам встретится или площадь Тамары, или мост Тамары, или церковь Тамары. А имя Тамара (Тамрико, Тата, Тамуна) – одно из самых популярных.

6. Сванская соль – соль, смешанная со специями. Очень популярная грузинская пряность и хороший сувенир.

7. В Тбилиси много цыганских детей и подростков – попрошаек. В основном пристают к мужчинам с просьбой: «Дядя, подари денег!».

8. Грузины прекрасно поют и танцуют. Основатель американского балета великий Джордж Баланчин, от роду Георгий Баланчивадзе. Грузия – единственная страна в мире, где существует мужское шестиголосное пение. Самые знаменитые грузинские песни «Сулико», что можно перевести как «Душа моя», и колыбельная «Иавнанна», под которую засыпают многие поколения грузинских детей.

Про вино

В одном из своих постов, увидела в комментариях вопрос, почему «полусладкие – это не вина вовсе, а пойло для тех, кто «в танке»? То есть, почему во всем культурном мире пьют исключительно сухие вина?

Давайте разбираться.

Тема вина – многогранна. И, начав писать этот пост, я даже не знала с какой стороны подступиться, так как вопросов, которые можно затронуть, обсуждая тему вина – вагон и маленькая тележка. Это и классификация вин (по цвету, по типу, по происхождению и т.д.), и процесс производства, и культура вина, и дегустация, а также сорта винограда, винная посуда и многое другое.

Я постараюсь кратко рассказать о производстве вин и их классификации по типу цвету, так как это два тесно-взаимосвязанных вопроса, и еще и потому, что вопрос в комментариях касается именно этих этапов погружения в тему вина.

Начнем с того, что абсолютно все знают, что вина бывают красные, белые и розовые. Ровно как и то, что все вина производятся из винограда.

Первое, что нужно сделать для производства вина – собрать виноград. Очень важно делать это в правильное время. Сбор ягод производится руками или специальными машинами. Больше ценится ручной сбор, но это очень трудоемкий процесс который, как и множество других факторов, может повлиять на итоговую стоимость вина. Дальше виноград сортируют, убирают некондиционные грозди (гнилые, неспелые, прелые и сухие ягоды и т.д.). После этого виноград готов к переработке.

В процессе переработки убираются черенки, хотя, некоторые виноделы оставляют их фрагменты, чтобы увеличить танинность вина (терпкость).

После переработки виноград дробят и получается мезга – раздавленные ягоды. Раньше виноград давили босыми ногами, сейчас для этого используются специальные промышленные машины:

Дальше нам необходимо отделить сок от кожицы, и мы получаем сусло (сок винограда), которое и является главным ингредиентом будущего вина. По сути, вино это продукт его брожения.

После того, как был выдавлен весь сок (сусло), начинается процесс ферментации. Ранее технологии брожения были естественными, но сейчас технология изготовления сухого вина подразумевает добавление в сусло специальных дрожжей, которые существенно ускоряют процессы брожения и ферментации напитка. Винные дрожжи дает природа, либо их создают в лаборатории. В первом случае речь идет о натуральных, или диких, дрожжах, во втором случае – о специально выведенных в лаборатории методом селекции. Как правило, в каждом винограднике есть свои естественные культуры дрожжей. В большинстве случаев используют натуральные дрожжи, но количество и качество дрожжей зависит от сезона. Надо ли говорить, что вино, полученное с помощью натуральных дрожжей, ценится больше.

Это не сильно эстетичное зрелище, поэтому – картинка красивущего винограда!

По результатам ферментации сок винограда превращается в алкоголь. Дрожжи вступают в реакцию с сахаром (который накопился в виноградном соке), и превращают его в углекислый газ (а также, в этанол, т. е. спирт). Есть ряд условий и способов, при которых проводится ферментация, важнейшее из которых – температура (от 10° до 30°).

Никакой сахар в процессе производства настоящего качественного вина не добавляется. Используется исключительно «родной» сахар фрукта, накопившийся в процессе созревания.

Исключения составляют прием шаптализации вина – подсахаривания сусла для получения необходимого количества сахара, что позволяет увеличить уровень алкоголя и уменьшить кислотность вина. Этот способ используется в плохие урожайные годы, при изготовлении вина из недостаточно спелого винограда. Виноделы не любят говорить об этом, более того в серьезных винодельческих регионах установлены строгие требования к этому процессу, а где-то данный прием и вовсе запрещен.

В сухих винах сахар «сбраживается» без остатка.

Полусухие вина получаются путем остановки процесса брожения, и получаются таковыми в связи с остаточным сахаром. Есть 3 способа остановить брожение: биологический (устранение питательных веществ для бактерий, отвечающих за процесс сбраживания), химический (консерванты) и физический (нагревание и охлаждение сусла).

Класса качественных полусладких вин практически не существует (никто не производит), и однозначного ответа на вопрос, почему, как ни странно, нет. Но одно утверждать можно точно (задавала вопрос профессиональному сомелье): во всем мире сухие вина испокон веков ценятся больше всего, поэтому и спрос на них выше. Традиция пить полусладкие вина развита только в России и на постсоветском пространстве и связана с тем, что в СССР вина делать не умели, а сухие пить было невозможно, и сахаром (сладостью) прикрывали все огрехи производства. Также, сахар считается вредным продуктом, и в цивилизованном мире его потребление ограничивают, в том числе и за счет выбора в пользу сухих вин.

По своему опыту могу сказать, что, распробовав сухие вина, вам уже никогда не вернуться к полусладким!

Ну а сладкие вина (в т.ч. icewine, десертные вина)- это отдельная история и немного иная, и более сложная технология производства. Если этот пост вам понравится, я обещаю рассказать об этом в следующих постах.

Теперь что касается цвета вина.

Существует расхожее мнение, что белое вино делается из белого винограда, а красное – из темного. А розовое вино получается путем смешивания этих двух видов. Но это не так.

На самом деле, все дело в кожице. Белое вино производится как из белого, так и из темного винограда, и именно отсутствие кожицы обуславливает светлый оттенок – сок мякоти ягод подавляющего большинства сортов винограда почти бесцветен. А красное вино производится путем брожения сусла на мезге, что придает ему насыщенный цвет.

Цвет же розового вина зависит от времени контакта сока с виноградной кожицей, а также от сорта винограда и времени выдержки вина.

Также, цвет вина (и не только) зависит от множества других характеристик: сорт, и возраст лозы, и месторасположение виноградника, и год урожая, и погодные условия, емкости для выдержки и т.д.

И последнее, что я затрону в этом посте – это разделение вин по типу игристых вин и тихих.

Тихие вина – это те, что мы рассмотрели выше. Это натуральные вина, без добавления углекислого газа. Игристые, соответственно – ним насыщенные, проще говоря, газированные. Многие по ошибке считают, что все игристые вина это шампанское. Но это заблуждение. Шампанское — это сорт игристого, сделанного исключительно в провинции Шампань. Все остальное можно назвать как угодно, но не шампанским.

По традиционному рецепту, виноград для игристых вин сначала сбраживается обычным методом и получаются тихие вина. Затем получившееся вино заливают в бутылку, добавляя попутно сахар и дрожжи, которые провоцируют начало вторичной ферментации внутри бутылки. При нетрадиционном способе, который менее трудоемкий, вторичная ферментация происходит в больших емкостях под давлением. Побочным продуктом этой ферментации является образование углекислого газа СО2, который и вызывает появление в вине всем знакомых пузырьков.

Вот и все, что я хотела написать в этой части про вино! Но на самом деле, о вине можно говорить бесконечно, и очень-очень здорово в этом хорошо разбираться!

И в конце, позволю себе небольшой дисклеймер: все, что я здесь описала, основано на личных знаниях, опыте работы в виноторговой компании, чтении литературы и дегустировании. Безусловно, можно рассматривать процесс производства вина более глубоко и подробно, но, пожалуй, проще написать об этом книгу, а это я оставлю для профессионалов винного дела! Будет интересно – напишу продолжение (если пост вообще не снесут) .☺

Я являюсь большим поклонником культуры вина, которая находится на этапе развития в нашей стране, и эта тема мне безумно интересна! Возможно, я заражу этим кого-то из вас! ☺

Ну и конечно же, не могла не вставить эту гифку:

Ссылка на основную публикацию