Виноград — дерево жизни

Описание винограда — что это такое за растение?

Многие сбиты с толку тем, что сушеный виноград в быту зовут сухофруктом. Трудно вообразить, как этот маленький плод может быть фруктом. Чтобы расставить все точки над «i», виноград — это фрукт или ягода, нужно разобраться в понятиях этих названий.

К чему относят виноград — к фруктам или ягодам

Терминология вида плода происходит от типа роста ягоды и фрукта, а также их размера.

Фрукт — сочная съедобная составляющая растения с твердой кожицей, плотной мякотью и одной или несколькими косточками. Имеет крупные или средние размеры. Фруктовая часть образуется из соцветия.

К сведению! Если вспомнить, что виноградный плод имеет мягкую начинку или много жидкого сока, к фруктам его никак отнести нельзя.

Ягоды формируются из соцветия и цветового ложа. Здесь присутствуют неплотная, богатая соком мякоть, много косточек и тонкая кожица. Размер плода мелкий. Без сомнения, виноград — это ягода.

У овоща плоды и другие части могут быть съедобными, они без сладковатого привкуса, который присущ фруктам и ягодам.

Важно! В ботаническом описании ягода является подвидом фрукта. Различия в строении и размере привели к разделению этих понятий. Отсюда путаница в понятиях, что такое плод винограда — фрукт это или ягода.

В чем разница

Виноград — многолетнее низкорослое плодоносящее растение, требующее ухода.

Виноградный плод это — ягоды шаровидной удлиненной и изогнутой формы размером от 10 до 45 мм. Они собраны в грозди, которые могут быть весом до нескольких килограммов. Сок преимущественно бесцветный, в редких случаях красный.

Вкус у созревшей ягоды сладкий, может присутствовать легкая кислинка. Селекционеры стараются выводить новые сорта с интересными привкусами. Это могут быть мускатный, карамельный, пасленовый, изабельный, молочный оттенки вкуса.

В зависимости от характеристик винограда его можно использовать в разных целях. Растение выращивают для изготовления вина, сока, изюма, употребления в пищу, виноградной лозой украшают беседки, заборы, здания.

Большая часть сортов имеет средиземноморское происхождение. Отдельные виды выведены в США. Все сорта можно разделить на виды.

  • Технические. Созданы для производственных целей. Сок и вино делают из них. Ягоды мелкие с большим процентом сока.
  • Столовые. Сорта с хорошими вкусовыми качествами, они требовательны к уходу.
  • Универсальные. Походят для употребления в сыром виде и для изготовления вина.
  • Кишмишные. Благодаря своей безсемянности используются для сушки изюма.

Обратите внимание! По срокам вегетации различают раннеспелые, среднеспелые и позднего срока сбора урожая.

Виноград — это кустарник или дерево

Чтобы разобраться, что же это такое виноград — кустарник или дерево, следует посмотреть в толковый словарь. Там есть описание, что ягоды растут на кустарниках или травянистых растениях.

Дерево — это форма растения, которая имеет один мощный опорный ствол, из него вырастают более тонкие ветки с плодами и листьями. Это описание не подходит под внешний вид виноградного растения.

Кустарник имеет несколько главных стволов, отходящих из точки роста, которые в течение жизни растения могут заменяться новыми. У виноградника это несколько мощных лоз, которые растут вертикально вверх, цепляясь усами за поверхность. Количество веток можно менять, стимулируя рост новых. Значит, виноград не может быть деревом. Это объяснение отвечает на вопрос, виноград — это куст или дерево.

Каким бывает виноград: разновидности ягод

В результате многолетней работы специалистов было получено множество сортов винограда. Они различаются по цвету, форме и размеру ягод, силе роста куста и срокам созревания.

Отличия по цветам

Есть два основных цвета — белый и черный. На практике, в зависимости от сорта и зоны произрастания, оттенок ягод может быть разнообразным. Встречаются такие цвета: фиолетовый, розовый, малиновый, черный, синий, желтый, оранжевый, зеленый.

К сведению! Родоначальником вида был фиолетовый виноград. В результате мутации растение утратило ген темного оттенка. Отсюда началось распространение белых сортов культуры. По мере того, как ягоды будут поспевать, их оттенок меняется.

По срокам созревания

В зависимости от сорта и местности произрастания виноград имеет различный период созревания.

  • Сверхранние сорта — 95-105 дней. Первый урожай можно пробовать уже в середине июля.
  • Очень ранние, ранние виды — 105-120 дней. Плоды созревают в 1-3 декаде августа.
  • Формы среднеранних, средних сроков созревания — 120-135 дней. Урожай снимают в первой декаде сентября.
  • Сорта поздних сроков созревания — 135-150 дней. Грозди срезают в начале октября, в зоне рискованного земледелия такие сорта могут не вызреть.

Обратите внимание! Сроки созревания во многом зависят от погодных условий. При затяжной зиме и холодном лете плоды не набирают нужное количество сахара.

Полезные свойства и применение

Ценность винограда трудно переоценить. Плоды растения используют в изготовлении вина, соков, консерваций, производстве изюма. Урожай массово продают в магазинах для употребления в сыром виде.

В косметологии используют косточки, выжимая из них виноградное масло. Пищевая промышленность производит бальзамический уксус.

Виноград — это ягода, которая содержит янтарную, муравьиную, гликолевую кислоты. Они используются в химической промышленности.

Основные правила выбора и хранения винограда

Следует знать, что виноград — это такое растение, которое имеет многостороннее применение. В зависимости от целей, для которых покупают виноград, товар можно выбирать не самой лучшей кондиции, например, на вино или сок. В пищу в свежем виде и на долговременное хранение качество гроздей должно быть на высоком уровне.

Хорошо хранится виноград с плотной кожицей. Выбирая грозди, смотрят, чтобы плоды были не поврежденными, без следов гнилости. Лучше всего хранятся сорта с поздним сроком созревания, адаптированные под полосу выращивания.

Особенности выращивания виноградной лозы

Растение нормально вызревает в теплой климатической полосе. В более холодных зонах соцветия будут расцветать и плодоносить позже, требуется высадка в теплицах. Чтобы не искать опылитель, предпочтительно брать обоеполую форму.

Размножение проводят черенками, прививками или отводками от старого куста. Культура не требовательна к поливу. Взрослый куст поливают теплой водой несколько раз за сезон, молодой саженец каждую неделю. Чтобы исключить болезни, обрызгивают фунгицидами и инсектицидами. Для правильного роста, лозу закрепляют на опоре. Осенью, после листопада, производят формирующую обрезку куста и укрывают его на зиму.

Таким образом, виноград — это особая культура, не похожая на фрукты и овощи. Для него характерны особые условия произрастания и правила ухода, которые необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы получить богатый урожай за сезон.


Виноград символ

В символе винограда отражается радость и красота сотворения семьи. У славян Сад-виноград — это жизненная нива, на которой муж — сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда наносится как на мужские, так и на женские сорочки, а также на семейные рушники.

Этот символ перешел и в христианство, где виноград также является символом многочисленного потомства. При бракосочетании ранее можно было встретить символ виноградной кисти исходя из следующей строки псалма: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная…»

Гроздь винограда, что она нам может поведать о далеких временах, когда древние мудрецы облекли всю глубину своих знаний в священные символы. Для нас это далекая и уже малопонятная старина. Но если внимательно вглядеться и чутко прислушаться, можно уловить тихий шелест рассказа о чем-то давно забытом, заключенном в одном из самых древнейших символов разных культур, означающим мудрость. Потому как виноград представляет не одинокий фрукт, а множество этого фрукта, собранного в единую гроздь. Так и в жизни мы усваиваем различные аспекты одного и того же целого, впитывая каждую виноградину в себя, мы растем и развиваемся с каждым новым опытом, набирая мудрость жизни — Свет знаний. Это солнечный символ Божественного Сознания и атрибут божественного плодородия, изобилия и богатства, это все что нужно для жизни.

Вырезанная виноградная гроздь, полуптицы-полулюди, выписанные красками на синем фоне. Одна из них: СИРИН Темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира в славянской мифологии. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин.
Другая: АЛКОНОСТ Чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода.
О чем могут перешептываться две полуптицы, олицетворяющие собой две противоположности, одна увлекающая в подземное царство небытия, другая подымающая в поднебесье рая, но изначально в мире мифа нет противоположностей, мир представляет собой нечто цельное, просто один аспект представляет собой тьму, а другой свет, но в целом одно принадлежит другому. Две птицы помещены лицом одна к другой, как будто они взаимосвязаны. Но в то же время их разделяет виноградная гроздь и каждая птица имеет свое место, строго очерченное аркой, у каждой птицы свой небосвод. Расположение двух птиц по разным сторонам дерева — одна из наиболее распространенных символических композиций древнеславянского искусства. Она идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Дерево иногда изображали в виде виноградной лозы, а в более позднее время, при возникновении религий, листьями винограда прикрывали половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Древо познания, на котором взращивается плод жизни, после чего оно уже предстает как древо жизни, символ всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра и счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

В Ветхом Завете с виноградной лозой сравнивались и народ Израиля, и грядущий мессия; для иудеев она означает мир и достаток. Так же древние евреи считали виноградное вино напитком Бога. В Ветхом Завете содержатся сведения о том, что Яхве сам повелел Моисею приносить ему в жертву вино, а также пить его на Пасху во время праздничной трапезы. Так же с виноградной лозой был связан Ной, поскольку она была самым первым растением, посаженным Ноем после Всемирного потопа. «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Виноград был взят из райского сада и был посажен в землю. И в тот же день он дал плоды, дав побеги и виноград, и он давил его, пил это вино и пьянел.
Виноград — символ жизни, плодородия и изобилия, но в то же время и жертвоприношения, поскольку из него делают вино — особенно красное, которое олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.
С вином, произведенным из винограда, не все так просто. С одной стороны, вино выступает символом истины и вечной жизни, радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.
О виноградном вине еще говорят как о реке: Ибо когда река, проистекающая и выходящая из рая -(Высшего понимания божественной природы) — оросила Сад, Землю — она оросила ее силой знания от высшей мудрости, и оттуда распространились всевозможные всходы и побеги, что в последствии дало возможность собирать урожай непосредственно на земле.
С этого момента виноград ассоциируют с Древом Познания, ведь высший виноградник в раю — Древо жизни, там познавать нечего — все озарено светом божественной мудрости, а познание происходит в сокрытии бога, в не рая, это о запрете, который нарушил Адам, считается, что Древо Познания было виноградом. И когда согрешил Адам, оно было изгнано вместе с ним из райского сада. А Ной исправил этот изъян изгнания и снова насадил его вне райского сада, выпил вина его и опьянел. И грех его (Нойя) подобен греху Адама. Но с другой стороны можно считать, что он нашел его вне райского сада и взрастил согласно подобию свойств (то, что внизу подобно тому, что наверху), то есть привнес веру в божественное, здесь на земле. И выращенные им плоды можно рассматривать как символ соединения божественного откровения с земным пониманием, то есть он (Ной) поддерживает связь с богом. То есть говорится о том, способна ли эта земля к дальнейшему развитию. Другими словами, могут ли эти две категории мудрости, божественной и земной существовать вместе?

Виноград символизирует раскрытие света Знания, который наполняет нас, является светом жизни. Он оказывается таким большим именно потому, что человек не считает его (свет) своим (производным, собственных умозаключений), а считает его данным свыше, и этим поддерживая связь с богом.

Гроздь символизирует веру. Сначала в человеке раскрывается свет знания, и он отказывается считать его своим, то есть причиной его возникновения считать себя. Происходит понимание того, что свет который в нем раскрылся, это всего лишь одна виноградинка, даже не гроздь не говоря уже о винограднике в целом, как едином поле сознания не имеющим границ. Такое понимание позволяет человеку подняться до уровня веры. То есть с помощью раскрывшегося в нем Света приобрести силу веры, и тогда можно увидеть все то, что приготовлено Творцом для человека.

Читайте также:  Еще одна легенда о происхождении вина

Отсюда происходит понятие, называемое «виноградное вино» — свет Сознания, который воздействует на человека в том случае, если он не считает себя мудрым, понимающим, но желая именно ее — высшей мудрости. Таким образом он находится в вере выше знания, утратив себя внутри нее. Это означает, что человек стремится опьянеть от вина. Тем самым он входит внутрь высших ступеней раскрытия, поскольку не требует понимания в разуме, а просто желает находиться на этих ступенях, представляет себе, что уже пребывает в совершенстве и вечности, готов плыть по этому течению, вкладывая в это силы.

Это означает, что, оставляя свое знание, он идет, поднимаясь над ним, как пьяный, не понимающий ничего, полностью погруженный в ощущение опьянения, нахлынувшее, захватившее его. И тогда, входя таким образом в духовное, он постепенно начинает узнавать мир, в котором находится. Из этого ощущения, что весь мир — его, не требуя ничего большего, чем просто находиться в нем, он уже начинает приобретать этот мир. Это называется работой в вере выше знания.

Но у вина есть негативная сторона, если пить вино, производимое из «земных виноградников», то есть исходя только из «мудрости», ограничиваясь лишь пониманием только доступного и материального, и желать лишь только материальных благ, такое пьянство ни к чему совершенному не приводит. Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове, к примеру, римского Бахуса (это то же, что каждый мыслит исходя из собственного понимания, на это указывает венок «ограниченной мудрости») и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному чревоугодию.

В христианстве виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград — верующих. Лоза, изображаемая вместе со снопом пшеницы, символизирует евхаристию.

В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения, где вино символизирует кровь Христову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).
Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах.
Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной лозой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста — крестом «виноградная лоза» «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5).

Процветший Крест — это одно из древнейших изображений Креста, главным отличием Его являются две лозы с гроздьями винограда, исходящие из основания Креста — они символизируют собой Воскресение. С типом процветшего креста связана история его Животворящего Древа. По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого, в свое время, праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево.

Виноградная лоза — атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сарагосского и других покровителей виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.

В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. В Египте виноград так же служил эмблемой жизни (виноград связывали с богом Осирисом — аналогично Христу у христиан). В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой — Дионис, в римской — Бахус или Вакх. Наиболее часто виноград ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда.
Символика винограда и вина перекрещивается. За свое свойство опьянять вино считалось средством экстатического общения с богами. Согласно мифам Древней Греции в жилах бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха, или Бахуса) текло вино, что вызывает ассоциации как со смертью, так и с вечной жизнью. Во многих культурах вино служит символом божественной любви, мудрости и истины (in vino Veritas — «истина в вине»).

Вино и вода, как солнечный и лунный символы, символизируют две великих силы вселенной — огонь и воду, а также слияние божественной и человеческой природы, или божественность, незримо слитую с человечностью.

Вино и хлеб — гармоничный результат человеческого труда и умений возделывать землю. Вино как мужское начало и хлеб как женское символизируют соединение жидкого и твердого, божественного и человеческого. Вино — это божественный экстаз, а хлеб — доступное взору проявление духа, который умирает и вновь возрождается.

И так из всего вышеперечисленного:
Виноград это — Божественное опьянение. Священная виноградная лоза, дающая вино, напиток богов, отождествлялась в древних традициях с райским Древом Жизни, которое часто изображали в виде лозы. Символ слияния с Божественным, символ возрождения, символ плодородия и изобилия, символ мудрости, божественной любви, а так же достатка, богатства и благополучия.
Но так же послужил поводом изгнания из рая, может указывать на чревоугодие, может являться символом ложной жизни и греха, указывает на животную природу человека, пробуждает в нем самые темные и низменные инстинкты.
Но, не стоит забывать, что все зависит от человека и его стремлений, а Виноград и Вино это сила, которая дается в помощь к возвышению, в противном случае она же и низводит человека на самое дно его прозябания в этом мире, и ведет к погибели при неправильном ее использовании.

Что символизирует виноградная лоза

Что означает виноградная лоза

Виноград – растение, сопровождающее человека с древних времен. В современном мире виноградная лоза и виноградники ассоциируются в первую очередь с виноделием, что, впрочем, говорит не о символике винограда как таковой, а о промышленном и коммерческом значении растения. Что же на самом деле символизирует виноградная лоза?

Виноград — культура, издревле возделываемая человеком

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой грешной живу?

Виноградная лоза как символ плодородия и мира

Виноградная лоза практически во всех культурах является символом плодородия и изобилия. Лоза, увешанная кистями винограда, символизирует многочисленное и здоровое потомство. Еще в Ветхом Завете упоминается о виноградной лозе в этом аспекте:

«Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем» (Псалом 127:3)

Отсюда виноградная лоза наследует символику радости создания, укрепления семьи и продолжения рода.

Виноградная лоза — символ плодородия и изобилия

Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. В древние времена иметь свой дом и участок, приносящий урожай, означало жить в достатке. Но многочисленные войны лишали людей их имущества, а иногда превращали в рабов. А потому выражение «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою» используется в качестве символа мира.

3. И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

4. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.

Виноградная лоза наряду с оливой и инжиром с незапамятных времен высаживалась на римском форуме в знак процветания государства.

Виноградная лоза символизирует мир и благоденствие

Виноградная лоза как символ божественной мудрости

Грозди винограда — символ мудрости, божественной истины и веры

Виноградная лоза всегда была связана с божественным. Есть версия, что первый виноградник был посажен из райских деревьев и в первый же день они дали плоды.

Как райское растение виноград ассоциируется с Древом Жизни, а иногда с Древом Познания. Кисть винограда, состоящая из множества ягод, символизирует крупинки знаний, которыми постепенно овладевает человек в ходе своей жизни.

Человек впитывает свет знаний, познавая тот или иной аспект единого целого через различные опыты и ситуации, в которых он оказывается. Так нарабатывается жизненная мудрость, происходит развитие Души согласно Божественному плану.

Виноград символизирует раскрытие света Знания и является символом веры. Истинное знание раскрывается через веру.

In vino veritas (истина в вине) — спорное утверждение

Когда человек получивший знание, отказывается считать его своим, понимая, что это всего лишь крупинка мудрости – одна ягодка, даже не гроздь, не говоря уж о целом винограднике, олицетворяющем безграничность и непостижимость Вселенной и планов Создателя в рамках человеческой жизни, он поднимается до уровня веры.

А обретя веру, можно увидеть то, что уготовано для человека Творцом. «Виноградное вино» выступает здесь как свет Сознания, если человек не считает себя умным и всезнающим, но желает найти истину.

Поднимаясь в вере выше своих знаний, человек обретает связь с Создателем, а вместе с этим мудрость, счастье и уверенность.

В этом состоянии он освобождается от иллюзий и начинает узнавать и видеть мир таким, каким он является, оставаясь при этом довольным тем, что имеет. Не требуя ничего большего, человек начинает обретать этот мир.

Виноград, состоящий из множества ягод, символизирует крупицы мудрости

Но у виноградного вина, получаемого из плодов «земных виноградников», есть и отрицательная символика. Забродивший сок винограда приводит к опьянению, что может дать инсайт, но дальше постижение мудрости становится невозможным, так как сознание затуманивается и на поверхность выходит все темное, что есть в человеке. Здесь виноград выступает как символ алчности, материальности, похоти и жажды удовольствий. Ограниченность опьяненного материального сознания символизирует венок из виноградных листьев и гроздей на голове римского бога виноделия Бахуса.

Символика виноградной лозы в христианстве

Виноградная лоза в христианской традиции – это символ Христа. Само дерево олицетворяет Иисуса, его ветви апостолов, а плоды-грозди верующих. Спаситель так и говорит о себе и своей пастве:

«Я (Иисус Христос) есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоан.15:5)

Изображение виноградной лозы, на ветвях которой сидят птицы, символизирует души, отдыхающие во Христе и духовное плодородие.

И в этом аспекте виноградная лоза несет глубокий смысл поиска человеком Бога, жажду человека вернуться к Создателю, вспомнить, что он был сотворен по образу и подобию божьему.

Иконописные образы «Лоза истинная»

Очень часто душевную пустоту, возникшую в результате разобщенности с Богом, люди глушат вином, либо при помощи других зависимостей. Бог дал человеку свободу, а куда человек ее направит – это его ответственность.

Венок из виноградных листьев на голове опьяненного человека — венок «ограниченной мудрости»

Виноградная лоза символизирует Христа, виноградный сок (вино) – его кровь, а виноделие, использующее разрушительный процесс брожения – это изобретение человека.

Так что техническое использование винограда для производства хмельного напитка есть процесс отдельный от Бога.

Виноградную лозу Бог создал для иного. Как символ духовного плодородия, когда человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, виноградная лоза предлагает видеть и помнить хорошее взамен душевной пустоте, когда Бог утерян в суете жизни.

Хачкар — армянский «процветший крест». Татевский монастырь, 895 г.

В иконографии образ Христа как Лозы истинной изображается в виде виноградной лозы, на которой восседает Спаситель, а на ветвях находятся апостолы. Также есть образ, где из прободенного ребра Иисуса прорастает лоза, а Христос отжимает из грозди винограда вино-сок жизни в потир. И в последнее время появился образ «Лоза Истинная», где Христос Вседержитель в руке держит виноградную лозу, вместо традиционного Священного Писания.

Также виноградная лоза символизирует жизнь и воскресение. Это хорошо отображается в таком символе как «Процветший крест», когда из основания креста прорастают виноградные лозы с гроздьями ягод. Такой крест символизирует возрождение и победу жизни над смертью, благодетели над грехом.

Читайте также:  Как выбрать вино

Так что виноградная лоза и ее плоды – символ очень древний, и если смотреть глубже, то виноделие здесь — далеко не самое главное, хоть оно и было развито с древних времен. Метафорическое сравнение виноградной лозы с Христом, виноградаря с Богом, виноградных плодов с духовными свершениями проходит через весь Новый Завет. Возможно, потому так и хочется пройтись по залитому солнцем благословенному винограднику, сохраняющему древнюю символику в самых возвышенных ее аспектах.

Виноградная лоза и ее плоды — символ возрождения и духовных свершений

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Древо познания вокруг Древа жизни

Из-за какого-то плода?

Странное дело грех Адама. Фундаментальное духовное падение с идеального уровня в результате… съедения плода. Не убийства или еще какого-то очевидно тяжкого греха. Тогда хотя бы была понятна суровость запрета и степень искушения. Но съесть плод – почему такой ужасный грех, и почему Адаму так трудно было воздержаться?

Ну, в принципе само понятие запрета принимать что-то в пищу в Торе есть – например, законы Кашрута. Определенных животных нельзя есть, поскольку их духовные корни вредны для человеческой души, даже если физическая оболочка не выглядит вредной.

Вот и Древо познания представляло собой не просто физическое дерево, но и духовное, и было вредно для тогдашней души Адама. Каким именно образом?

По словам мудрецов, дерево символизирует душу самого человека и ассоциируется с ним. Как говорит Тора (Дварим 20:19): а-адам эц а-саде – «дерево полевое – человек». (Простой смысл в том контексте другой, но более глубокое толкование такое – см.Таанит 7а и комментарий Маарша.) Как у дерева есть корень, из которого оно произрастает, питаясь соками земли, так и у человеческой души есть корень на Небесах, из которого она произрастает, питаясь духовными силами, данными ей свыше.

И вред поедания плода Древа познания заключался в том, что человеческая душа становилась подобна самому тому дереву, его духовной структуре.

Тогда как изначально человек был связан с другим главным деревом Эденского сада – Древом жизни. Только после греховного вкушения Адамом плода Древа познания Б-г забеспокоился, что Адам съест и плод Древа жизни, но до греха последний был разрешен («Ноам Элимелех», гл. Лех-леха, мидраш Ялькут Реувени).

То есть грех Адама – не просто вкушение плода, а коренное изменение самой души. Но какое именно?

Древо познания – был ли запрет, и сколько было деревьев?

Приведем еще несколько интересных утверждений мудрецов.

Мидраш (Берешит Раба 16:7) обсуждает, какой именно плод съел Адам, согрешив. Варианты: виноград, инжир, этрог, пшеница.

(Пшеница вообще не дерево? По словам мидраша (Берешит Раба 16:7), изначально была деревом. Потому что изначально в целом мир, как и человек, был другим. Среди прочего – более могучим, свежим, полным сил. Вот и пшеница была деревом, более мощным растением.)

Но ведь все эти плоды, как известно, кашерные, и мы спокойно их употребляем – и сам Адам тоже употреблял: по словам Талмуда (Санедрин 59б), «ангелы процеживали для него вино». Так были они запрещены или нет? А если и были, то почему?

Проливать свет, возможно, начинает утверждение Зоара (приведено в Реканати): на самом деле даже изначально плоды Древа познания были разрешены – но только вместе с плодами Древа жизни. Грехом же было съедение плода Древа познания по отдельности, без плодов Древа жизни.

Но само это требует объяснения: какая разница?

Далее: комментаторы упомянутого мидраша (Эц Йосеф и др.) подмечают, что в нем не спрашивается, какое дерево было Древом познания, а плод какого дерева съел Адам. Отсюда они делают интересный вывод: все эти деревья были «Древом познания», это не одно дерево, а общность деревьев, и вопрос лишь в том, плод какого именно из них съел Адам.

Наконец, комментарий в книге «Имрей Шефер» (Берешит 3:27): грех Адама заключался в том, что из всех деревьев он пожелал и стал питаться плодами только одного, а не остальных, тогда как надо было всеми вместе.

Что бы все это значило?

Изначальное место Адама – посередине…

Как уже не раз обсуждали, описанное в главе Бемидбар расположение еврейских лагерей по разным сторонам вокруг Скинии отражало разные наклонности человеческого характера, точки зрения и подходы к центральной Истине. Например, как всем известно, есть «восточный» характер, а есть «западный», и так далее.

Но изначально человек был посередине, «под Б-гом», на месте, которое отражает сама Скиния, Его обитель. Ибо там собраны воедино – и уравновешены – все пути и подходы, все точки зрения. Именно там место праведника, как пишет Маараль (Беер а-Гола 4): «Ибо праведник подобен середине: он не сходит с прямой дороги и не склоняется ни к какой крайности».

Оттуда, где он стоит, раскрывается уникальный вид на все точки окружности одновременно. На все стороны дела. На все аспекты Истины. Причем не только на их различия, но и на то, как все они сходятся воедино и образуют общую систему.

По словам мудрецов (мидраш Танхума гл. Ки Тиса 12 и др.), в душе Адама были включены все произошедшие от него народы и поколения. Ибо он был центральным «семенем», «корнем», а от него в разные стороны произросли все его потомки, каждый на своем месте и в свое время. То есть он был истинным «отцом всех народов».

Возможно, в этом смысл утверждений Талмуда (Санедрин 38б, Хагига 12а), что Адам до греха «наполнял собой весь мир» (ми-соф а-олам ад софо), или что ему был виден весь мир (ми-соф а-олам), и что «Всевышний ему показал каждое поколение и его мудрецов». Поскольку Адам был в центре, и в нем были заложены зачатки всех последующих поколений и народов, он в самом себе видел «весь мир», зачатки всех поколений и аспектов мудрости, которую постигнут великие люди каждого из них.

…и Древа жизни – тоже

Об этом дереве Тора (Берешит 2:9) говорит: «И Древо жизни посередине сада».

Но еще более интересно то, что говорят о нем мудрецы (Ялькут Шимони Берешит 20 и др.): «Крона Древа жизни покрывает весь сад, и растут на нем восемьсот разных плодов, каждый со своим особым вкусом, запахом и внешним видом. И ветер обдувает его с четырех сторон света, и разносится его запах по всему миру (ми-соф а-олам ад софо)».

Теперь понятно, почему до греха Адам был связан с Древом жизни и мог есть его плоды – оно символизировало его самого и было подобно ему. То, что крона дерева «покрывала весь сад» и его запах «разносился по всему миру», означает, что в нем были заложены зачатки всех типов плодов, всей флоры, как в отраженной им душе Адама были заложены зачатки всех душ этого мира, и он таким образом «наполнял собой весь мир»,

А название «Древо жизни» (эц а-хаим) можно понять в свете того, как объясняет Маараль (Беэр а-Гола 6) одно из названий Земли Израиля: эрец хаим – «Земля жизни»: она так называется потому, что находится в духовном центре мира, посередине. Ибо тот, кто идет посередине дороги, продолжит идти по ней до бесконечности, а кто отклоняется в одну из сторон, в конечном итоге сойдет с дороги, упадет «с моста», закончит свой путь. И в духовном плане тот, у кого все уравновешено, сохранит свое положение и курс, и продолжит жить до бесконечности, а тот, у кого одна из сторон, качеств, наклонностей, начнет превышать другую, станет крениться, потеряет равновесие и в конечном итоге рухнет.

И понятно, почему изначально связанный с Древом жизни человек был бессмертным. Его душа, как сказано, была полностью уравновешена и не подвержена эрозии, поэтому таким было и тело, состояние которого в идеале отражает душу, являясь ее оболочкой. («В здоровом теле здоровый дух» – и наоборот.) Оно не было подвержено износу и старению.

Грех Адама – увлечение и отклонение

Но отсюда также приходим к пониманию сути Древа познания и связанного с ним греха: получается, что это дерево символизирует то самое отклонение человека от середины, в результате чего он и становится смертным. Нарушение баланса и равновесия души, и ее «крен».

Опять же, смотрим на название: «Древо познания» – эц а-даат. Как отмечает Рамбан, слово даат означает не просто «знание», но «мнение», «желание». То есть человек не просто знает и беспристрастно констатирует какой-то сухой факт, но имеет о нем свое мнение, испытывает какое-то чувство – пристрастие; он хочет, чтобы так было или не было.

Мудрецы говорят, что до греха душа Адама была чистой, а в результате греха в нее вошло зло. Это не значит, что до греха Адам вообще не испытывал соблазнов – иначе и не согрешил бы – но что до греха соблазн возникал «снаружи» человека, а после – «внутри».

Возможно, хороший пример, курение. Некурящий человек знает, что курение существует и что оно приносит определенное удовольствие. Но какое именно – не знает. Сам он его не испытывал, и оно ему неведомо. Поэтому он не испытывает соблазна закурить, чтобы получить то удовольствие. Но он может захотеть курить, исходя из интеллектуальных соображений: ему сказали, что курение помогает меньше нервничать, или просто, что это круто. Поэтому он может решить попробовать. Если это ошибочное решение, то таким образом он уже на этом этапе поддается соблазну, но только в умственном плане, подвергнувшись пропаганде, поэтому его еще можно переубедить.

Но после того как начал и испытал удовольствие, он его познал – и теперь его к этому тянет, влечет; это другое по типу желание, более «физическое», и ему труднее сопротивляться. Разумом он может понимать, что лучше не надо, вредно, но тело хочет, и разум вместо использования чистой логики, может начать подыскивать оправдания, утратив объективность. Уже без всякой внешней пропаганды он начинает выдумывать свою.

Похоже, что к такого рода последствиям привел грех: человек утратил изначальную уравновешенность и объективность. Его душа стала подвержена разным наклонностям, приводящим характер к крайностям (слишком смелый или робкий, слишком веселый или хмурый и т. д.). Его мировоззрение стало субъективным, теперь он смотрел на мир только с одной точки зрения (либерал или консерватор, «голубь» или «ястреб» и т. д.), не понимая другую. Испытывая желание, стал выдавать желаемое за действительное.

Другими словами, он сдвинулся с центра в одну из сторон.

Древо познания – в центре или сбоку?

А это вроде бы означает, что Древо познания было в стороне, сбоку от центрального Древа жизни, поэтому таким стал Адам, связавшись с ним в результате греха.

Но комментаторы отмечают: в отношении Древа познания сказано то же, что и в отношении Древа жизни: оно было бе-тох а-ган – «внутри сада». По их словам (и согласно переводу Онкелоса), это означает «посередине сада».

Значит, Древо познания тоже было посередине? Как же тогда съедение его плода привело к потере равновесия?

Да и как могли оба дерева – жизни и познания – быть посередине, это же одна точка?

Из ответов комментаторов вырисовывается поразительная картина, вовсе не та, что мы изначально воображали.

Рамбан (Берешит 2:9) пишет, что и Древо жизни, и Древо познания были «на одной клумбе», которая была посередине.

Но этого, вроде бы, недостаточно: все-таки, так ни одно из деревьев не было строго посередине. Древо познания – ладно, но почему Древо жизни обладало чудесными центральными качествами?

Рабейну Бехае развивает ответ: у этих деревьев был единый корень: он был посередине, а из него в разные стороны произрастали эти два дерева, появляясь над землей уже по отдельности.

Очень интересно (и нам еще предстоит объяснить эту общность корня). Но тогда проблема меняется на противоположную: если центральным был корень, и это придавало Древу жизни его центральные качества, почему тогда не Древу познания? И в чем был грех вкушения его плода?

Вместе – в центре, по отдельности – в стороне

Наконец, объясняет автор книги «Имрей Шефер», а также Хизкуни (Берешит 2:16): Древо жизни было прямо посередине сада, а ветви и плоды Древа познания окружали его со всех сторон.

То есть, оба дерева произрастали из одного центрального корня, но Древо жизни произрастало прямо, вверх, а Древо познания состояло из разных ветвей, произраставших во все стороны от корня и появлявшихся над землей с разных сторон от Древа познания. Таким образом, каждая из этих ветвей была в стороне от центра, но вместе они образовывали круг, центр которого, как и корень всех ветвей, был посередине сада.

Читайте также:  Особенности венгерского вина

И становятся понятными вышеприведенные высказывания мудрецов: на самом деле плоды Древа познания можно было есть – но только вместе с плодами Древа жизни, а грехом было съедение плода Древа познания по отдельности. Или что из всех деревьев Адам предпочел только плоды одного, тогда как надо было все вместе. Или что все упомянутые в мидраше деревья – виноград, инжир, этрог, пшеница – были «Древом познания», что это не одно дерево, а общность деревьев, и вопрос лишь в том, плод какого именно из них съел Адам.

Теперь все ясно: «Древо познания» – это действительно общность деревьев, с единым корнем в центре, но разными ветвями – настолько разными, что они представляли собой разные виды. И если есть их плоды вместе, каждый в меру, то в целом получится уравновешенное питание, ибо центр их общности посередине. И такой останется душа человека. Или если есть плоды Древа познания вместе с плодами Древа жизни – последние питают центральность души, и в ее рамках плоды Древа познания будут питать одну из ее сторон, не нарушая общего баланса.

Но если увлечься плодом только одного из видов, составляющих Древо познания, это приведет к нарушению равновесия и потере центральности.

Если развивать все разные человеческие качества одновременно, они будут уравновешивать друг друга и оставаться умеренными. Человек будет в меру смелым и осторожным, веселым и серьезным. Но если развивать только одно из качеств, то оно перейдет в крайность, ибо недостатки – продолжения достоинств. Корень Древа познания – тот же, что и Древа жизни. В своем корне каждое качество положительное – но только пока уравновешивается противоположным. В совокупности они «симметричны» и таким образом сохраняют общую «прямоту», «вертикальность». Но без такого уравновешивания сама по себе каждая ветвь Древа познания склоняется в свою сторону и изгибается – и соответствующая черта характера извращается, превращаясь в недостаток.

Если выслушивать все разные точки зрения на предмет, даже если каждая из них субъективна, остается шанс рассудить объективно и определить истину посередине. Но по отдельности озвучивание каждой из этих точек зрения является пропагандой, и если слушать только ее и увлечься продвигаемыми ею идеями, считая их единственно правильными, то будет утрачена объективность, и результатом станет искаженная, ложная картина мира.

И присутствие Б-га станет уже не таким очевидным: человек будет уже не в центре, прямо «под Ним», а в стороне, где Б-г будет сокрыт «за углом». И создастся иллюзия, что Он не присутствует всегда и везде, и управляет всем напрямую, а что управляют разные силы – ангелы, «звезды» и «созвездия», подчиненные Ему, а может быть, и независимые. А то и вовсе неодушевленные «законы природы». Отсюда утверждение Талмуда (Санедрин 38б), что Адам стал «еретиком»: конечно, сам он продолжал верить в Б-га, но основа идолопоклонства и атеизма была им заложена.

Изначально змей убедил человека, что в результате питания одним из плодов, он станет «как Б-г» (о чем отдельный разговор), и Адам поддался и решил попробовать. А потом, увлекшись, уже не мог остановиться, и его уравновешенность и объективность была нарушена.

Поэтому, по словам Талмуда (там же), он перестал «наполнять собой весь мир» – Б-г его «уменьшил». Ибо изначально, будучи центральным, Адам включал в себя все аспекты человеческой души, зачатки всех произошедших от него будущих поколений и народов. Но теперь, сдвинувшись в сторону и утратив центральность, он сам стал всего лишь отдельным человеком, с его определенным характером и субъективной точкой зрения, ослепленным своим увлечением.

Люди не должны были быть разными?

Это не значит, что, если бы не грех Адама, он и его потомки были бы все идеально уравновешенными и центральными – ведь тогда они были бы абсолютно идентичными, а они должны быть разными. Нет, каждый должен иметь свой характер и свою точку зрения. Но в идеале они должны были оставаться одним единым обществом, в котором тогда разные точки зрения уравновешивают друг друга. Как мужчина и женщина уравновешивают – и дополняют – друг друга в гармоничном браке. Поэтому, как сказано, изначально тоже можно было есть плоды Древа познания – все вместе.

Ошибкой Адама было увлечение одним из них больше, чем другими. В результате была утрачена центральная общность его души и душ его потомков.

Исправление было возможно – восстановлением центральной общности путем объединения разных людей вокруг центра. Этого в конечном итоге и добились евреи при даровании Торы.

Но пока что в качестве искупления Адам принес быка с одним рогом посередине лба (Шабат 28б), а не с двумя по бокам – это символизировало признание необходимости единения всех частностей в центре и недопустимости их раскола и отклонения в разные стороны.

И поэтому пишут Рамбан и Рабейну Бехае (Ваикра 23:40) по поводу этрога, одного из возможных плодов, которым Адам увлекся: поскольку он стал питаться только им, мы не берем его по отдельности, а лишь вместе с остальными четырьмя видами растений. Так мы в очередной раз подчеркиваем: необходимо достигать и сохранять единение всех видов растений и типов людей, какими бы разными они ни были.

Виноград (Vitis vinifera)

Народные названия: виноград винный, виноград благородный.
Род: женский.
Планета: Луна.
Стихия: вода.
Боги: Дионис, Вакх, Гатор.
Магические силы: плодовитость, садовая магия, интеллектуальные силы, деньги, приворот.
Магическое использование: чтобы сад лучше плодоносил, на ограде нарисуйте гроздья винограда — так делали в древнем Риме. Употребление в пищу винограда и изюма повышает плодовитость и умственные способности.

Во время совершения магии, целью которой являются деньги, на алтарь кладут виноград.
Символ мудрости (in vino veritas).

Гроздь винограда – атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.

Виноград наделяют магической силой. В магии виноград играет очень важную роль. Его широко применяют в магических церемониях, ритуалах, используют в качестве талисмана. Талисман из листьев винограда помогает тем, кто страдает ипохондрией (впадает часто в тоску), а листья винограда способствуют повышению настроения. Космическое взаимодействие растения винограда способствует повышению жизнерадостности, придает уверенности в себе.

Виноград широко используется в любовной магии для приворотов. Для того, чтобы совершить ритуал приворота необходимо посадить виноград в саду того человека, которого привораживают. От развития винограда, будет влияние на приворот, то есть этот привороженный больше будет влюбляться. Данный приворот очень сильный и действенный, так утверждают все колдуны.

Если развесить по дому виноградные листья, то веселье обеспечено.

Если носить девять дней девять виноградных листьев, то через девять дней ожидается сюрприз.

Виноград – это символ плодородия и успеха, поэтому носитель амулета из винограда добьется финансовых успехов.

Виноградная Лоза.

Символ плодородия и жизни, Древа Жизни, а в некоторых традициях – Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза – лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания, должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос – истинная лоза, а последователи ветви ее. Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображеная вместе с фиговым деревом – мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

Сон, в котором человек видит, как он ест виноград, предвещает трудный период в его жизни. Однако трудности вашей жизни укрепят ваш дух и принесут неcравнимую ни с чем пользу.

Если в вашем сне вы видите виноградные грозди больших размеров либо их количество настолько велико, что виноградная лоза гнется до самой земли, то такое сновидение говорит о плодородии. В частности для молодой женщины такой сон может предвещать зачатие ребенка. В том случае если ваши интересы ориентированны на бизнес, такое сновидение может означать признание ваших заслуг окружающими. В общем значении большие грозди винограда увиденные в сновидении означают успех.

Редкие или гнилые грозди винограда в вашем сне могут свидетельствовать о том, что вам изменила удача, а правомерность ваших действий поставлена под сомнение.

Тюменская резьба и ее символы: Свитки, виноград, дерево жизни и другое

Украшения на деревянных домах здесь завораживают. В них можно заметить отголоски старообрядчества и других древних культур. Читать древние символы на домах умеет художник-реставратор деревянного зодчества Святослав Шитов. Он рассказал про некоторые из них.

На наличниках по адресу Дзержинского, 34 представлены хорошие образцы домовой резьбы. Здесь можно увидеть изображение водоплавающей озерной лилии, ее еще называют кувшинкой. Она имела обереговый смысл. Интересно, что изображение листочков бывает разным — круглым или стрелообразным. Наличие таких цветков в наличнике говорит о том, что владелец верил в живительную силу природы, в то, что узор принесет ему счастье. Этот декор был заказан более 100 лет назад. Кстати, в доме на фото жил известный фотохудожник Лука Родионов, здесь он творил свои произведения. Теперь в этом месте располагается реставрационная мастерская деревянного зодчества.

Один из ранних исторических элементов, который появился на рубеже 18-19 веков. Первоначально он имел одну задачу — показать, кто живет в доме. Такие свитки имели управители города — именитые купцы, которые возглавляли администрацию города. Свиток – символ того, что в доме живет государственный деятель. Это прообраз старинной царской грамоты. На место будущего города привозился царский указ, закрученный в свиток. Именно по таким свиткам строилась Тюмень.

Тему винограда в Тюмени можно встретить почти на каждом здании в декоре хорошего домового наличника. Элементы винограда — библейские символы. Раньше было принято, сравнивать человека с благодатным виноградным кустом, который украшает дом своими делами. Сухого человека приравнивали к смоковице, которую нужно сжечь. Развитие города — это заслуга купечества, поэтому виноград был у них в почете. Второе значение винограда — достаток и благополучие. Тюменские наличники — самые насыщенные в Сибири. Наличник, сделанный в стиле барокко, стоил в 3-4 раза дороже чем сам дом. Он мог весить около 200 кг.

Это символы, которые напоминают узелки счастья или трезубцы. Часто трезубцы говорят о том, что предки жителей дома выходили в море на промысел, ориентируясь по полярной звезде. Это очень древний символ, в нем есть руны, переплетающиеся между собой. Их смысл уходит во времена, когда еще не было крещения Руси.

КРУГ ИЛИ СОЛНЫШКО

Круг или полумесяц резмещались в верхней части наличника. Это символизировало небосвод, где изображали радугу со звездами. Наличник делили на несколько частей: верх — небосвод (микрокосмос), боковинки и пилястры — струи дождя, и нижняя часть (там помещался ромб) — земля и богатый урожай.

На некоторых наличниках можно найти зашифрованную криптограмму дерева жизни. Это старообрядческий рисунок, который имеется на домах в центре Тюмени по улице Тургенева, 12. Кстати, на этом доме есть несколько направлений резьбы — объемная, накладная, пропильная, глухая.

Сосновые шишки и экзотические фрукты — это переплетение стилей. Такие изображения появились благодаря тому, что в Тюмень приезжали мастера из разных мест. Они привносили в работу что-то необычное и нигде не повторяющееся.

Это очень интересный знак. В он имеет женскую голову, руки и ноги. Символ нес обереговый смысл, охранял семейное единство и благополучие. Берегиня охраняет семью, поэтому ее изображение может опоясывать весь дом. Все эти знаки очень древние. Своими корнями они уходят в каменный век. При проведении археологических раскопок в Сибири, находили много таких изображений в керамике и в кости. Тюменская резьба в корне отличается от любой другой. Есть три школы резьбы: тюменская, иркутская и томская. Томская резьба красивая и ажурная, но она не такая сложная. Тюменская школа — самая мощная.

Возможно, некоторые тюменцы еще не осознают, что им крупно повезло. На улице своего города они могут полюбоваться на резьбу, которая обычно представлена в Эрмитаже. Адреса некоторых домов, которые я советую посмотреть: Дзержинского, 34 Хохрякова, 19 Хохрякова, 24 Дзержинского, 13 Володарского, 27.

Советую всем погулять по улицам Тюмени) Кстати, в одной из местных газет, которая называется “Наша Газета Тюмень”, вышла моя статья. Жаль,что в печатном виде я ее не увидела)

Ссылка на основную публикацию