Вино в древности

Краткая история появления вина

Никакой другой напиток в мире не вызывает столько споров и пересудов. Практически каждая страна утверждает, что именно она является родиной забродившего виноградного сока, а те, кто не претендует на пальму первенства, считают, что только они умеют делать «настоящее» вино.

Археологи не могут дать однозначный ответ на вопрос «кто, где и когда изобрел вино?». Очевидно, что уже 8-10 тысяч лет назад люди знали культурный виноград Vitis Vinifera, ели его плоды и пили его сок. По крайней мере, сохранились черепки глиняных сосудов с остатками винного напитка, а первые графические и текстуальные свидетельства существования вина датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Этимология названия

По одной из версий современное слово «вино» родственно грузинскому «ghvivill» – «цвести, бродить». Фасмер (известный немецкий языковед российского происхождения), однако, прослеживает общие корни со славянским «вить», а некоторые исследователи даже утверждают, что в основе термина лежит санскритский корень «vena» – «любимый». Ни у одной из гипотез нет доказательств.

Легенды о происхождении вина

Любопытный факт: в любой древней религиозной системе есть миф о том, как появилось вино. Особенно известна греческая легенда: античные сказители уверяют, что винить (или благодарить?) следует пастуха Эстафилоса. Он искал овцу, а когда нашел беглянку, животное поедало листья какого-то незнакомого растения. Удивленный юноша собрал плоды странного дерева и принес их своему хозяину, тот выжал из них сок и получил освежающий напиток. Все остальное – дело техники: однажды виноградный сок случайно оставили на солнце, он перебродил, и люди узнали, что получившийся хмельной напиток веселит не хуже похода в древнегреческий театр, а исцеляет почти как Гиппократ.

Дионис – греческий бог виноделия

Римляне, финикийцы, древние германцы и прочие народы приписывали честь создания вина своим богам – неудивительно, что этот напиток активно использовался во время религиозных ритуалов и считался яством для знати. Впрочем, в том же Древнем Риме вино было настолько распространено, что его давали даже рабам – но, конечно, это были не коллекционные ароматные вина, а напиток третьего сорта. В римской мифологии утверждается, что первую в мире виноградную лозу посадил Сатурн – бог земли и посевов.

Очень трогательна и по-восточному изыскана персидская легенда: в Малой Азии верят, что некий царь получил семена винограда в дар от благодарной птицы, спасенной им от змеи. Выросло дерево, дало плоды, виноградный сок оказался сладок и свеж, и долгое время люди пили его, чтобы утолить жажду. Однажды царю принесли подкисший напиток, он рассердился, велел убрать сосуд подальше. Перепуганные слуги унесли негодный сок в подвал, да там и забыли.

Некоторое время спустя любимая наложница царя слегла с сильной головной болью. Девушка не спала несколько ночей, она так мучилась, что решила умереть. Она выпила весь перебродивший сок, надеясь, что он превратился в яд, однако всего лишь проспала несколько суток и проснулась полностью здоровой. Так вино стало известно тюркским народам.

Вино и география

В Египте история виноделия уходит корнями в эпоху Древнего царства (начало XXVIII — середина XXIII в. до н.э.) – сохранились барельефы, изображающие сборщиков винограда за работой, есть также письменные свидетельства.

В Греции история вина началась около 4000 лет назад – этому способствовал мягкий теплый климат страны. Кстати, эллинское вино сильно отличалось от современного: это был густой напиток с травами, орехами, мёдом. Некоторые рецепты предписывали даже добавлять в вино золу, белую глину или масло.

Рим, очевидно, перенял греческие традиции, обогатил их и успешно распространил по остальному миру в ходе победоносных завоеваний. Именно римляне научились выдерживать вино в бочках (в литературе того времени упоминаются сорта столетней выдержки, хотя это маловероятно) и наладили экспорт в другие страны Европы.

Закавказье претендует на роль «колыбели» виноделия – в этом регионе вино появилось не менее 4000 лет назад, а семантический анализ самого слова «вино» не исключает его кавказского происхождения.

Во Франции производить ароматный пьянящий напиток начали не позже VII века до н.э., в Португалии – во II в. до н.э., а в Германии – по самым скромным прикидкам как минимум в I веке нашей эры, а то и раньше.

Вино в Средневековье

В Средние Века распространению вина поспособствовало два фактора: укрепление Христианства и мореходство.

Церковь не только всячески поощряла потребление вина в ритуальных целях, но и сама его производила – до сих пор высоко ценятся монастырские сорта. Благодаря освоению мореходства, страны-производительницы вина смогли наладить торговые связи не только с ближайшими соседями, но и с другими континентами. Распространённое заблуждение, что вино попало в Китай и Японию на кораблях, но на самом деле, оно существовало там и раньше, просто частенько оказывалось под монаршим запретом.

Монастыри делали вино для церковных нужд

Именно благодаря развитому экспорту в Англию стали популярны такие напитки, как херес и мадера: британцы пили вино как воду – в буквальном смысле, в Средние века никто и слыхом не слыхивал про чай, именно вино подавали к столу во время любого приема пищи.

Развитию вина немало способствовала алхимия – средневековым ученым нередко удавалось находить не только новые химические соединения, но и оригинальные вкусы.

Победоносному шествию вина по Европе чуть не помешала разразившаяся в конце XIX века эпидемия филлоксеры. Именно тогда на международную арену вышли абсент, пиво и другие виды алкоголя. К счастью, хоть и с потерями, но этот критический момент в истории вина преодолели – европейские лозы стали скрещивать с североамериканскими сортами, имеющими врожденный иммунитет к вредителю.

Филлоксера на листе винограда

Виноделие в России

Несмотря на то, что в некоторых регионах современной России виноделие появилось много веков назад (территория современного Дагестана, низовья Дона), в целом на Руси отдавали предпочтение хмельному меду, пиву и браге. Промышленное производство вина началось только при Петре I – прогрессивный царь подсмотрел зарубежные технологии и внедрил их в своей стране.

Сегодня Россия производит достаточно вина для внутреннего потребления и экспорта, но до славы знаменитых Мозельских вин или французского Бордо отечественному продукту еще далеко.

Вино, которого нет

Последние 200 лет люди пьют совсем не те вина, что в древности

История мирового виноделия, по крайней мере доказанная археологически, насчитывает примерно семь тысяч лет. В реальности оно, конечно, гораздо древнее, хотя мы можем только догадываться насколько. Важно другое: на протяжении тысячелетий люди делали вино более или менее одинаково. Изменения происходили медленно и являлись крайне незначительными. Резкий скачок произошел лишь в эпоху Нового времени, когда на службу виноделию были поставлены современные технологии и наука. Благодаря этому обстоятельству последние 200 лет мы пьем совсем другие вина. «Лента.ру» выясняла подробности того, что кануло в Лету.

Божественный дар

Новейшие исследования говорят о том, что родиной мирового виноделия следует считать Большой Кавказ, а самый древний из обнаруженных винных погребов находится на территории нынешнего Западного Ирана и датируется периодом между 5400 и 5000 годами до н.э. В течение последующих веков лоза медленно, но верно распространялась на запад, а виноград и, соответственно, вино стали важнейшей частью культуры многих народов от Каспия до Гибралтара.

Ценность лозы заключалась в том, что она довольно неприхотлива, росла на скудных почвах, не требовала специального ухода. При этом давала богатый сахарами, витаминами и микроэлементами продукт, который еще и поддавался естественной консервации: ягоды можно было высушивать и получать сладкий изюм, а сок — сбраживать и хранить долгие месяцы в виде вина. В древности вино имело большую ценность, как и все остальные продукты консервации: сыр, вяленое мясо, уксус, сушеная рыба, сухофрукты. Оно позволяло людям питаться на протяжении многих месяцев, а не только в сезон урожая. Его можно было брать с собой в торговые и военные экспедиции, обменивать на другие продукты. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов факт, что вино опьяняло, то есть не только насыщало, но и приносило удовольствие, а также помогало достичь экстатического состояния.

Понятно, почему вину в древних культурах уделялось такое большое внимание. Дитя виноградной лозы считалось даром небес, его обожествляли, наделяли чудодейственными свойствами (например, способностью залечивать раны и возвращать зрение) и активно использовали в разнообразных сакральных ритуалах — от бесконечных вариаций дионисийского культа до христианской евхаристии.

За много столетий техника виноделия почти не менялась. За лозами ухаживали мало, лишь подрезали время от времени, оставляя лежать на земле или забрасывая их на ветви деревьев. Рудименты древней виноградарской практики кое-где можно отыскать и сегодня, например на островах Эгейского моря. Виноградники порой напоминали непроходимые леса. Известно, что во время осады Лана в 988 году французский король Гуго Капет благополучно спрятал в близлежащих виноградниках свое войско.

Спелый виноград отправляли под пресс, а забродившее сусло заливали в глиняные кувшины. После завершения брожения готовое вино аккуратно снимали с осадка, переливали в другие глиняные сосуды, запечатывали и хранили где-нибудь в прохладном месте. Вопреки расхожим представлениям виноград крайне редко давили ногами, это даже запрещалось делать из соображений гигиены и безопасности. А при значительных объемах производства это было и вовсе невозможно в связи с крайней трудоемкостью процесса. Гораздо чаще использовали прессы, порой довольно большие. Их многочисленные остатки до сих пор находят по всему ареалу культурного виноделия.

Большая разница

Кухня древних народов от Кавказа до Испании немыслима без вина. Но долгое время его никак не дифференцировали. Вино было просто вином. Его делали вперемешку из красного и черного винограда, лозы которого зачастую соседствовали на одном поле. Старое вино смешивали с молодым, свое собственное с привозным. С полным безразличием к сортам и терруарам, критически важным для современного виноделия.

Лишь в первом тысячелетии до н.э. в некоторых средиземноморских цивилизациях с развитой гастрономической культурой стали обращать внимание, что вина из разных регионов заметно различаются между собой, хранятся дольше или меньше, бывают лучше или хуже, крепче или слабее, вкуснее или совсем наоборот. Греки и особенно римляне начинают высоко ценить вина с островов Хиос, Лесбос, Самос, Крит, из области Фалерны в Кампании и Тимавы на побережье Адриатики. Если до середины первого века до н.э. к обеду подавали какое-то одно вино, то со времен Цезаря в практику входит сервировка нескольких разных вин в течение одной трапезы. Эта традиция сохраняется по сей день во всех без исключения винодельческих регионах мира.

Средневековье унаследовало от античности такое же отношение к вину. В XIV веке в знаменитой «Битве вин» Анри д’Андели описывает свойства вин из разных уголков Европы, которые представили на суд короля. Он отмечает, что вина из Эльзаса и Анжу были отменно хороши и заслужили королевское благоволение, а из Шалона и Бове, напротив, оказались слишком кислыми и невкусными. Кипрское вино настолько понравилось королю, что тот присудил ему титул «папы», а вино из Аквилеи, очень качественное, но не столь великолепное, получило звание «кардинала».

В античности и Средневековье винам из разных регионов приписывали различные свойства. Если верить Плинию Старшему, вино из Аркадии унимало бешенство, из Ахейи или Египта — провоцировало выкидыш, из Трезены — избавляло от немощи, с Фасоса — уменьшало сонливость. По утверждению Ливии Друзиллы, супруги императора Августа, она дожила до 86 лет только благодаря тому, что всю жизнь пила punicum — совершенно определенное вино с берегов Адриатики. А претор Сений лечил свою сердечную недостаточность исключительно вином с Хиоса.

В Средние века сухие вина считались остужающими и пробуждающими аппетит, а сладкие — питательными и возбуждающими. Медики прописывали их немощным старикам в небольших количествах, а вот молодежи категорически не рекомендовали. Но это мало помогало. Флорентийский новеллист Франко Саккетти сетовал, что молодые люди уже с утра выпивали по несколько бокалов сладкой мальвазии, распаляя сладострастие и затем предаваясь разврату.

На вкус и цвет

В древности вина были главным образом белыми, поскольку сок после отжима не держали на мезге, а сразу пускали в дело. Как известно, сок у подавляющего числа даже красных сортов винограда тоже белый. В Средние века по мере похолодания климата в северной части Европы начали широко практиковать мацерацию, чтобы сделать довольно субтильные и слабоалкогольные местные вина более тельными, мясистыми и живучими. Так появились красные вина в современном смысле слова. Но еще долгое время они не могли сравняться по популярности с клеретами — винами светло-рубинового или нежно-красного цвета с относительно низким содержанием алкоголя, которые были более привычны жителям к северу от Луары. Сегодня клеретов почти не найти.

К сожалению, мы никогда не узнаем, каким именно был вкус доиндустриальных вин. Некоторое и очень приблизительное представление об этом нам могут дать вина, которые делаются сейчас преимущественно в Грузии так называемым кахетинским способом — в глиняных кувшинах-квеври, закопанных в землю. Они получаются довольно мощными и танинными с грубоватыми ароматами и шершавой текстурой. Одним словом, на любителя. И все же они отличаются от древних вин хотя бы потому, что сегодня виноделы уделяют много внимания качеству урожая, по-другому работают с лозой, используют иные клоны винограда и, самое главное, другие расы дрожжей.

Известно, что южные вина были более крепкими, чем северные. Поэтому в Греции и Риме их разбавляли водой. Потребление чистого вина не запрещалось, но считалось моветоном, поскольку явно предполагало единственную цель — опьянение.
С другой стороны, с течением столетий менялись гастрономические тенденции. Греческая трапеза была довольно простой и вдобавок тесно связанной с различными религиозными практиками (симпосиумы, дионисийские мистерии и прочее). Поэтому основным являлся сам процесс возлияния, строго регламентированный и упорядоченный. Римская кухня, напротив, прежде всего была ориентирована на наслаждение, а в эпоху принципата достигла невероятной сложности и утонченности. Неудивительно, что именно римляне всерьез задумались собственно о вкусе вина и стали обращать внимание на различия вин из разных регионов.

В доиндустриальную эпоху вино делали без химических консервантов, поэтому оно довольно быстро скисало. По этой причине львиную долю вина выпивали в первые же месяцы, почти всегда до нового урожая. Некоторые феодальные сеньоры даже приказывали выливать прошлогоднее вино, как только появлялось молодое. Иные вина сохранялись в течение 2-3 лет и лишь очень немногие были способны жить 4-5 лет. Такие считались старыми и стоили дорого. Вина из южных регионов, более алкогольные и сладкие, были более жизнестойкими и пригодными к транспортировке. Не в последнюю очередь именно поэтому они так высоко ценились в Европе вплоть до эпохи Нового времени.

Читайте также:  Еще одна легенда о происхождении вина

Впрочем, еще в античности разрабатывались различные способы консервации вина. Например, римляне смешивали вино с медом и перцем, чтобы сделать его более стойким к скисанию, а еще успешно освоили пастеризацию. Эта практика сохранялась и в Средние века. Анонимный автор «Парижского эконома» в XIV веке советовал хорошенько прокипятить скисшее вино, снимая пенку непременно деревянным, а не железным дуршлагом. Когда вино только начинало скисать, он предлагал смешивать его с пшеницей или просто выставить бочонок на мороз, если это случилось зимой. Эти рекомендации показывают, что людей прошлого собственно вкус вина интересовал куда меньше его сохранности. И, видимо, не случайно.

О вкусе вина мы можем судить только по косвенным данным, однако они позволяют предполагать, что чаще всего вкус этот был ужасным. Иначе трудно объяснить, почему сохранилось столько советов по его улучшению. Плиний рекомендовал добавлять в сусло на стадии брожения мирро, нард, различные смолы, иногда перец и мед, а в готовое вино — пряности, коренья и травы. В зависимости от рецепта в ход шли корица, гвоздика, полынь, лаванда, тмин, мандрагора, женьшень, камыш, кардамон, шафран, пальмовые листья, мастика, лавр, финики и многое другое.

Чтобы сделать вкус вина менее резким, Катон советовал смешивать его с чечевичной мукой и хранить опечатанным несколько недель. Для удаления дурного запаха он предлагал обмазать смолой раскаленный кусок черепицы, на два дня опустить его в вино и опечатать сосуд.

Автор «Парижского эконома» рекомендовал поместить в выдохшееся вино мешочки с измельченными фигами и яблочными семечками, а в слишком кислое — просто добавить корзину спелого черного винограда.

При королевских дворах средневековой Европы часто подавали так называемый гипокрас — вино, смешанное с медом, корицей, имбирем и мускатным орехом. И делали его, конечно, не от хорошей жизни.

История вина: от древности до наших дней

Привилегию называться «родиной виноградного алкоголя» оспаривают сразу несколько стран: Грузия, Турция, Армения, Иран, Азербайджан, Абхазия. Первые находки, свидетельствующие о присутствии раннего виноделия, были найдены именно на территории этих древнейших регионов. Относятся они к эпохе неолита, а именно к VI тысячелетию до н. э.

Споры не утихают, поиски продолжаются, к гонке первенства присоединяются все новые и новые государства.

Кто первый

На данный момент звание «колыбели виноделия» разделено между несколькими местностями: Закавказьем, Восточной Анатолией и северной областью горы Загрос.

Более поздние находки в виде винных прессов и черепков старинных сосудов датируются V–II тысячелетием до н. э. и принадлежат Кипру, Греции и Египту.

В одной из китайских гробниц было найдено самое древнее уцелевшее до наших дней вино, которое разлили в бутылки в XIV веке до н. э.

Виноделие в древности

Наибольший вклад в процесс изготовления вин внесли финикийцы, греки и римляне.

Первые активно распространяли напиток по Средиземноморскому региону, Северной Африке, Сицилии и Испании.

Греки и римляне, переняв эстафету, продолжили начатое, значительно углубив и расширив финикийские традиции.

Древние эллины превратили распитие вина в настоящее искусство, экспериментируя с температурой, способами подачи и включая в напиток необычные добавки в виде разнообразных специй и трав.

Грекам принадлежит и изобретение выдержанного вина: они были первыми, кто попытался продлить срок жизни полюбившегося продукта.

Любопытно, что пьянство среди жителей Древней Греции не поощрялось (напротив – приветствовалась умеренность), для уменьшения крепости напиток разбавляли водой. Исключение составляли пиры и праздники, когда вино в буквальном смысле текло рекой.

Римляне позаимствовали греческие традиции и постепенно заменили популярное до этого пиво новым напитком, который стал универсальным и доступным.

Вино употребляли все – от рабов до правителей. Жители Римской империи дополнили виноградарство полезными усовершенствованиями, например, опорами в виде шпалер (ранее для этих целей использовались деревья). Использовали вино и в качестве подношений богам.

У древних египтян, в отличие от греков и римлян, вино считалось драгоценным напитком.

Самыми значимыми были виноградники фараона, хотя сам правитель употреблять крепкий напиток не мог: это запрещалось.

Спиртное обожествлялось и приносилось в качестве подношений земным и небесным покровителям.

Искусство виноделия передавалось потомкам в виде записей рецептов и технологий обработки лоз.

Древним египтянам были известны по меньшей мере 20 сортов винограда.

От Средневековья до наших дней

К средним векам виноградные плантации распространились в северно-европейские, азиатские и африканские регионы. Наибольшую известность приобрели напитки из Франции, Испании, Италии, Германии, Венгрии и Португалии.

В этот период виноделие развивалось в нескольких направлениях:

Важную роль играли монастыри: они владели огромными виноградными плантациями, выводили новые сорта и производили большие партии спиртного.

В Европе формировались главные винодельческие регионы, которые легли в основу современного деления на приоритетные и менее значимые зоны в сфере изготовления вин.

Культивирование и обработка лоз совершенствовались и достигли высоких результатов, в то время как сами напитки из винограда были весьма посредственными.

Ценилось молодое вино, поскольку хранить спиртное более года еще не научились: залежавшуюся продукцию старались сбыть побыстрее.

Виноградные напитки были доступны только высшим слоям населения и считались привилегией аристократии.

Спиртное, в частности вино, помогало в борьбе с инфекционными заболеваниями, но не в виде лекарства, а в качестве замены загрязненной воды, которая при употреблении внутрь часто являлась источником заражения.

Новое время принесло в европейскую винодельческую отрасль немало открытий и изобретений.

Начался длительный процесс усовершенствования напитков и поиска способов продления их «жизни».

До XVII века выдержанные вина производили только в средиземноморских странах.

Новый период ознаменовался несколькими «гениальными находками»:

Вина начали разливать в стеклянные бутылки и закупоривать пробками. До этого использовали только деревянные бочонки.

Появились крепленые напитки (мадера, портвейн, херес), которые быстро стали популярными.

Добавление спирта в вина позволяло увеличить срок хранения и транспортировать алкоголь на другие континенты.

Улучшился качественный состав вин, появились новые методы изготовления (купажирование, ароматизация травами, фруктами, пряностями и т. д.), стала выше цениться выдержанная продукция.

В XVII веке было изобретено первое шампанское. В XVIII веке сформировались многие именитые бренды в сфере виноделия.

Началось освоение территорий Нового Света в качестве плантаций для закладки виноградников.

В XVI–XVIII веке европейские сорта появились на территории Мексики, Чили, Аргентины, Перу, Калифорнии и Австралии.

Самым тяжелым для европейских виноделов стал XIX век, когда из-за нашествия филлоксеры и грибковых заболеваний пострадали многие виноградники. На их восстановление было затрачено немало сил, средств и времени.

Для России же это период, наоборот, оказался благоприятным. Именно в XIX веке местное виноделие приобрело промышленный размах, были сформированы главные винодельческие регионы.

Особого размаха производство вин достигло на Кубани, в Крыму, Дагестане, в Краснодарском и Ставропольском крае, Ростовской области.

XX век виноделия

Возрождением и активным развитием винного дела в Европе.

Ростом объемов производства виноградного спиртного в Новом Свете.

Упадком винодельческой отрасли на территории советских государств, где в рамках антиалкогольной кампании были уничтожены огромные плантации виноградников и множество уникальных сортов.

Ошибка или есть что добавить?

История виноделия

Трудно представить себе цивилизацию, которая могла бы существовать без разного рода напитков, оживляющих беседу за трапезой, поднимающих дух в битве, разжигающих огонь любви наедине.
На разных континентах, в разное время человечество создало себе утешителя в тяготах и друга в радостях: в Америке это были пейотль и позднее текила, на Дальнем Востоке — рисовые пиво и водка, в странах Океании — кава. И лишь благодатное солнечное Средиземноморье «породило» напиток виноградной лозы — вино. О нем, напитке богов, мы и поговорим сегодня.

История виноделия уходит своими корнями далеко в глубь тысячелетий. Можно сказать, что человек впервые попробовал вино тогда, когда добытый им сок дикого винограда случайно забродил в кувшине. Это событие, произошедшее много тысяч лет назад, стало первым опытом виноделия.

Существуют доказательства того, что уже в Египте эпохи Древнего Царства было широко развито изготовление сбродившего виноградного сока. В Долине Царей, древнейшей усыпальнице фараонов, найдены многочисленные кувшины для сбродившего сусла. Их запечатывали смоляными пробками и клали вместе с другими предметами в могилу, чтобы умерший и в загробной жизни не был лишен веселящего душу напитка. Конечно, это вино вряд ли понравилось бы современному ценителю — в Египте и Междуречье виноделие стояло на самой примитивной ступени развития.

Шумерским богом виноделия был Энлиль. Собственно, виноделие было одной из его многочисленных божественных функций — Энлиль был верховным божеством, повелителем вселенной, владыкой прочих богов. В шумерском эпосе так говорится о нем: «Пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино». И хотя виноград в Месопотамии рос плохо, и поэтому виноградное вино привозили с севера (с Армянского нагорья), тем не менее, и боги, и люди Шумера были знакомы с этим напитком и его воздействием.

В Китае, согласно древнему преданию, некто Ю за 2000 лет до нашей эры был первым, приготовившим из винограда вино. Попробовав новый напиток, император запретил его употребление, изгнал Ю из Китая и предсказал гибель всем народам, которые станут пить вино. Однако в источнике 1122 года до нашей эры есть прямые указания на то, что виноград в Китае в ту пору уже был. В провинциях Шаньси, Шэньси, Печели вино пили уже столь обильно, что это даже вызывало беспорядки. Застольные песни всех эпох свидетельствуют, что китайцы были большие охотники до вина. В старинной книге «Большая ботаника» винограду посвящен особый параграф, где говорится: вино подносилось городами в виде почетного дара своим правителям, наместникам и даже императорам. В 1373 году Тай-Иссу, основатель последней династии, в последний раз принял этот дар из Шаньси и запретил поднесение вина на будущее время. При этом он заявил: «Я пью очень мало вина и не желаю, чтобы это незначительное количество могло причинить какие-нибудь хлопоты моему народу».

Своего расцвета виноделие достигло с помощью древних греков и римлян. Напитки из Греции распространялись по разным городам и странам, а их опьяняющие свойства, весьма странные на нынешний взгляд, славились повсеместно. Ведь изготовляли эти вина весьма своеобразно: выпаривали на огне до густоты сиропа, что, конечно, в значительной степени избавляло их от спирта, и к тому же разбавляли морской водой и различными пахучими веществами. Не зря же Гомер наделяет вино такими эпитетами: «благовонное», «сладкодушистое», «медвяное».

В Риме шли еще дальше: подвешивали албанское вино в больших амфорах в углу каминов, где оно выпаривалось до того, что превращалось в совершенно сухую массу. Когда нужно было подобный экстракт употребить в дело, его разводили в теплой воде и процеживали. Или, дав предварительно отстоятся, сливали. Разбавляли вино обычно тремя, пятью или каким-нибудь нечетным числом частей воды и затем вливали в кратер, из которого напиток черпали особые виночерпии ковшами и, наполнив чаши, передавали пирующим. Так что чистое вино употреблялось весьма редко, и если его принуждали пить, то кое-кто даже оскорблялся.

После распада Римской империи производство вина почти полторы тысячи лет находилось в упадке. В Средние века этот напиток употребляли в основном на юге Европы, где, собственно, и произрастал виноград. На севере и востоке, где винограда было очень мало, основными алкогольными напитками были пиво и эль — для всех слоев общества. В некотором количестве вино экспортировали с юга в северную часть Европы, но цена выходила такой, что позволить его себе покупать могли немногие.

Однако поскольку вино было нужно для проведения католических месс, то в определенном количестве поставки обеспечивались различными католическими орденами: к примеру, монахи-бенедиктинцы были самыми большими производителями вина во Франции и Германии. Им принадлежали, к примеру, виноградники Бордо, Бургундии и Шампани (известному своими шампанскими игристыми винами).
Так, по сути, благодаря Римской католической церкви, виноделие сохранилось в Средние века и вновь «подняло голову» в XV веке. Например, 1435 год стал важной вехой в истории виноделия: именно тогда граф Иоганн IV Катценельнбоген впервые посадил рислинг — самый важный виноград Германии. Монахи, занимавшиеся по соседству виноделием, быстро поставили процесс на поток, произведя столько вина, что им снабжали всю Европу — уже для светских целей.
Примерно в то же время в Португалии была создана первая в мире система классификации вин.

В XVI веке испанские конкистадоры, добравшиеся до территории современной Мексики и Южной Америки, посадили виноградники для производства вина в целях использования его в Святом Причастии. Сейчас в это сложно поверить, но в тот период именно Мексика стала главным винным производителем в Новом Свете. Мексиканское виноделие настолько процветало, что стало угрожать коммерческому производству испанцев, так что испанский король приказал остановить винодельческое производство в Мексике.

Примерно в тот же период времени виноградники были высажены в Японии, а в середине XVII века голландские поселенцы посадили виноград и начали производить из него вино в Южной Африке. Затем последовала Калифорния.

В конце XVII века в мир вина было внесено важное разнообразие — Португалия подарила миру портвейн — крепленое вино высокого качества (как правило, сладкое), первое время практически полностью скупаемое англичанами, страдавшими из-за торговых конфликтов официального Лондона с Францией. Постепенно портвейн занял прочное место во всех уголках мира.

XVIII век был весьма удачными для виноделия: новые технологии и научные открытия в связи с производством вина привели к его быстрому распространению. К середине XIX века большинство из казавшихся в какой-то момент утерянными навыков виноделия были восстановлены, и все двигалось в самом радужном направлении. Пока не разразилась катастрофа.

В 1863 году во Франции в южном регионе реки Рона виноградники вдруг по необъяснимой причине начали гибнуть, причем очень быстро. Эпидемия вскоре распространилась по всей Европе: во Франции производство вина сократилось почти в четыре раза за 15 лет. По разным данным, погибло от двух третей до девяти десятых всех европейских виноградников. Не понимая, что происходит, французы даже пытались сажать живых жаб возле каждого виноградного куста, подспудно догадываясь, что проблема — в каком-то вредителе.

Они не ошиблись. Мельчайшая разновидность тли, длиной в миллиметр, филлоксера виноградная была завезена в Европу, по всей видимости, из Северной Америки. Насекомое очень быстро сжирало корни виноградных кустов, вследствие чего те погибали.

Бороться с вредителями в Европе тогда не умели, поскольку их особенно и не было. Однако выход из ситуации был найден: виноградари в какой-то момент обнаружили, что американские виноградники устойчивы к насекомому, поэтому они стали прививать к своим выжившим виноградным кустам привезенные из Америки, и в итоге получили лучшее от обеих частей света — устойчивый к филлоксере гибрид, дающий прекрасное вино.

Читайте также:  Вино и медицина

В XX веке едва ли не главной составляющей винодельческого искусства стала наука. Виноград перестали собирать только вручную, постоянно совершенствовался пресс, улучшалась фильтрация. Виноделы, наконец, разобрались в правильном хранении вина и научились искусственно поддерживать нужные условия — в первую очередь, температуру. Также в это время большинство стран внедрили строгие стандарты для производства вина в своих регионах.

Виноделие в древности

О производстве и потреблении вина в Древнем Риме и в Древней Греции.

Вино и виноделие в истории

Вино появилось на заре человечества. Как известно, вино может вдохновить творческого человека на создание шедевров, но может и погубить его.

В древности, более 6 000 лет назад у шумеров и в Междуречье богиня Гестия взяла под свое покровительство виноградники, и изготовление вина. Возможно, поэтому возникает ощущение «нежной женственности» в тонких винах, таких как бургундский Пино Нуар.
А вот мужской дух принес бог Древнего Египта Осирис, который научил людей, как нужно правильно ухаживать за дикой виноградной лозой, чтобы потом получалось прекрасное вино.

У греков таким богом был Дионис. В Риме его называли Бахусом, который, согласно мифам, был весёлым бузотёром и проказником, хотя и одним из сыновей могучего Зевса. Бахус помогал людям хотя бы на время забыть о скуке и вдоволь порадоваться жизни. Его повсюду сопровождала такая же как и он сам, развеселая компания: сатиры с козлиными ногами, разбитные девицы (вакханки) и престарелый Силен, сидящий на смирном ослике. Празднества были неудержимо веселыми, здесь было обилие яств и вина, и конечно, любовь во всех ее проявлениях. Эти праздники изображали не только античные мастера, которые рисовали сюжеты на эту тему на древних сосудах, но и знаменитые художники Микеланджело, Караваджо, Рубенс и др.

Первенство в изготовлении вина, безусловно, принадлежит древним грекам. Их вино – в основном красное – всегда было сладкое, крепкое и ароматное. Слава изготовленных в Родосе и Хиосе вин дошла в летописях и других документах древности до нашего времени. Гомер пишет об этих винах, что они необыкновенно медвяно-сладкие, сладко-душистые и благовонные. Их можно было разбавить водой в пропорции один к двадцати и все равно они не утрачивали своего пронзительного аромата. Виноградари и виноделы постоянно проводили все новые и новые эксперименты. Например, чтобы вино не скисало, добавляли в него соль или гипс, а иногда золу от сожженной виноградной лозы. Измельчённый миндаль (сладкий или горький), изюм, мёд и прочие сладости-пряности придавали вину особый аромат. Для этого также использовались настои из ароматных и лекарственных растений. Например, древнегреческий врач Гиппократ (V – IV века до нашей эры) порекомендовал виноделам добавить в вино настойку из полыни, чтобы получить лекарственный напиток. Впоследствии такое вино стало называться вермутом.

Брожение вина происходило на открытом месте в солнечную погоду или в подвалах в огромных сосудах из глины, которые назывались пифосы. Прежде чем залить в них вино нового урожая их тщательно мыли, высушивали, а затем окуривали серой. Бочки в то время еще не были изобретены, и вино выдерживалось от пяти до десяти лет в амфоре, на которой указывался год и место его получения, а также перечень всех ингредиентов, которые были в него добавлены.

Законодательство Рима охраняло монополию своей торговли вином. И лишь в третьем веке нашей эры цезарь Пробус убрал все ограничения для провинциальных городов. С этого времени начинается отсчет европейского виноделия. Вкус вина, изготовленного из винограда, вскоре узнали жители Скандинавского полуострова, а также далекой Индии. В итальянской Кампанье область Фалернус агер получила свою известность благодаря знаменитому белому фалернскому вину, которое до сих пор является шедевром и в настоящее время производится на своей родине.
В те далекие от нас времена, винных прессов ещё не изобрели, и мужчины делали это босиком. Но, что интересно, в некоторых довольно крупных винодельческих хозяйствах, такой способ применяется и сейчас, даже при изготовлении так называемых благородных вин.

В сегодняшние дни виноделы, в основном, производят сухое вино. Это название перекочевало в наши дни из античных времён. В древности жители Греции и Рима употребляли вино, разбавив его водой. И даже осуждали варваров, к числу которых относились и скифы, за употребление неразбавленных вин, которое и назвали сухим.

Многие поэты воспевали радость, которую дает хорошее вино. Например, поэт Древней Греции Анакреон, живший в VI – V веках до нашей эры, его великолепные стихи, спустя несколько столетий перевел наш поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Вино разбавляли водой в различных пропорциях, иногда вместо воды добавляли лёд. (см. статью о разбавлении вина водой).

В наше время, сухое вино получают в процессе сбраживания виноградного сока до исчезновения в нём сахара. Это вино кажется кислым тем, кто привик пить полусладкие и сладкие советские вина. Однако большинство ценителей предпочитают именно сухое вино, поскольку оно в большей степени раскрывает букет и вкусовой потенциал напитка.

В древности вино сливали в огромные керамические сосуды (кратеры), а на трапезах разливали их из ойнохии (особый кувшин с тремя горлышками). Для питья использовали плоские чаши на ножке и с ручками (килик) или овальные сосуды – фиалы. Такой сосуд вмещал в себя около 50 граммов вина.

Чтобы охладить вино, его помещали в сосуд, изготовленный из пористой керамики. Туда наливали холодную воду, в которой на плаву держался сосуд с вином. Вино употребляли и горячим, разогрев его в медных автотепсах (ставших прародителями нынешних самоваров). В автотепсе сбоку была труба, – в неё засыпалось топливо (древесный уголь); вино нагревалось за три-четыре минуты.

В Риме знатные горожане предпочитали трапезничать лёжа. Раб-номенклатор внимательно следил за тем, чтобы гости или члены семейства занимали ложе, в соответствии с их положением. Довольно часто в таких пирушках участвовали молоденькие гетеры. А вот замужние женщины в симпосиум не допускались. Участники надевали на голову венки из мирта (согласно поверью, мирт снимает опьянение), а на шею гирлянду из цветущих растений. Тело было умащено ароматной мазью. Довольно часто заключались пари, кто больше выпьет вина, не захмелев. Были и другие импровизации. Контролировал распорядок симпосиума избранный участниками пиршества “арбитр бибенди” (бражник).

В Древней Греции и Древнем Риме существовал прекрасный закон. Вино нельзя было употреблять до тридцати пяти лет. Ведь большой ценностью в то время было врожденное или приобретённое чувство меры.

Время, когда в древности сказочной Персией правил легендарный шах Джамшид, часто называется золотым веком. Именно ему приписывается то, что он научил людей различным ремёслам, звериные шкуры сменило тканное одеяние, пошитое, а население разделилось на сословия, появилось понятие государственности.

Шах ежедневно в любое время года во время обеда выпивал чашу слегка перебродившего виноградного сока. Однажды одна из его любимых рабынь пожаловалась шаху на мучительные головные боли и длительную бессонницу, которые она уже не в состоянии была терпеть и предпочитала выпить яд, чтобы только избавиться от мучений. Шах тайно повелел, чтобы в чашу вместо яда налили вино. Выпив его красавица приготовилась к смерти, однако вместо этого её наконец-то покинула головная боль. Тогда рабыня выпила ещё две чаши и уснула. Проспав несколько дней, проснулась она совершенно здоровой, обрадовав шаха. После этого случая шах издал указ, разрешающий производить и употреблять вино, которое способствует здоровью.

Прошло несколько столетий и соотечественник легендарного Джамшида Омар Хайям не убоявшись кары священнослужителей прославил вино в своих рубаи.

И пару слов о шампанском

Одно только слово “Шампанское” заставляет нас испытывать некоторое волнение. Шампанское в бокале радует глаз сверкающими на свету поднимающимися пузырьками, завораживающими своей игрой. Первый покупатель шампанского – французский король Людовик XIV умел ценить хорошие вина и изысканные блюда. В Версале для короля был построен необычный дворец с Галереей Зеркал, а в Париже были зажжены уличные фонари. Шампанское же своей игривостью еще прибавило сияния в царствование Людовика XIV.

Однако королевский лейб-медик сумел добиться того, что король под конец своей жизни приказал не подавать ему шампанское и спустя некоторое время скончался.
Народ решил, что шампанское обладает целебными качествами и стал потреблять его еще больше.

В 1806 году француженка Клико, похоронив своего супруга, попыталась реализовать свое шампанское на российском рынке. Но вскоре началась война. В 1814 году Бонапарт отрекся от престола, а на пути к Шампани русские солдаты обнаружили погреба вдовы, которые были полны вина. Солдаты на радостях победы практически опустошили подвалы. Один из виноделов крикнул хозяйке: “Мадам! Они сбивают замки и пьют вино!”. Но мадам неожиданно ответила: “Пускай пьют, потом заплатят!”. А спустя несколько месяцев шампанское “Клико” уже продавалось в Петербурге по 12 руб. за бутылку. Почитателем шампанского Клико был и Александр Сергеевич Пушкин. “Клико” и сейчас считается престижной маркой вина.

Ещё об алкоголе

Алкоголь был известен человечеству с древнейших времен. Не удивительно, что с рождением философии и поэзии люди стали пытаться осмыслить его влияние на человеческий ум. И теперь мы знаем множество пословиц и поговорок на латыни о выпивке. Их можно выучить и блеснуть эрудицией перед друзьями, например, в ходе распития бутылочки-другой вина.

1. In vino veritas

Перевод: Истина в вине

Пожалуй, наиболее известная латинская пословица. Самое раннее ее упоминание зафиксировано у греческого поэта, творившего еще в VI веке до нашей эры. Это может показаться смешным, но его звали Алкей. Естественно, у него она написана была по-гречески.

Первое же упоминание этой пословицы на латыни приписывается римскому писателю Плинию Старшему в I веке нашей эры. В одном из своих произведений он писал: «Vulgoque veritas jam attributa vino est», что переводится как «Общепринято вину приписывать правдивость». Впоследствии фраза устоялась как «In vino veritas».

Означает эта фраза то, что алкоголь заставляет людей много откровенничать. Русский аналог этой пословицы – «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Есть, кстати, более полный вариант: «In vino veritas, in aqua sanitas». Перевод: «Истина – в вине, здоровье – в воде».

Есть также схожая по смыслу крылатая фраза за авторством римского поэта Горация: «Fecundi calices quem non fecere disertum?» Перевод: «Полные кубки кого не делали красноречивым?»

Тоже схожая фраза: «Vinum locutum est» (Говорило вино).

И еще: «Qui in animo sobrii, id est in lingua ebrii» (Что в душе у трезвого, то на языке у пьяного).

И наконец: «Vinum animi speculum» (Вино – зеркало ума).

2. Aut bibat, aut abeat!

Перевод: Пей или уходи!

Первое упоминание этой пословицы датируется I веком до нашей эры. Хотя фраза, судя по всему, гораздо древнее. Если верить римскому поэту Цицерону, так звучало главное правило застолья у греков. Сам поэт употребил эту фразу как аналог правила жизни вообще в разговоре о добровольном уходе из жизни.

Наиболее близким по значению русским аналогом этой пословицы будет, пожалуй: «Не умеешь – не берись».

3. Amicitia inter pocula contracta plerumque vitrea est

Перевод: Дружба после бокала – стеклянная

Имеется в виду, что дружба, которая установилась в процессе распития вина, так же хрупка, как чаши, из которых пьют новоиспеченные «друзья».

4. Ebrietas certe parit insaniam

Перевод: Пьянство определенно порождает безумие.

Трудно определить происхождение этой пословицы. Возможно, это форма другой крылатой фразы, которая считается переводом на латынь изречения греческого философа Аристотеля «Ebrietas est voluntaria insania» (Опьянение есть добровольное безумие).

5. Ebrietas est metropolis omnium vitiorum

Перевод: Пьянство — столица всех пороков.

6. Ebrii ebrios gignunt

Перевод: Пьяные рождают пьяных.

Приписывается древнегреческому философу-моралисту Плутарху. Русские аналоги: «Яблоко от яблони недалеко падает» и «Паршивая овца всё стадо портит».

7. Multum vinum bibere, nоn diu vivere

Перевод: Много вина пить – не долго жить.

8. Non est culpa vini, sed culpa bibentis

Перевод: Виновато не вино, а виноват пьющий.

Приписывается римскому автору Марку Порцию Катону, жившему во II-III веках до нашей эры.

9. Nunc est bibendum

Перевод: Теперь надо выпить.

Фраза стала крылатой после ее упоминания в произведении Горация – оде в честь победы императора Августа над войсками Марка Антония и Клеопатры.

10. Plures necat crapula quam gladius

Перевод: Похмелье погубило людей больше, чем меч.

Часто встречается вариант «Plure crapula, quam gladius perdidit». Этот вариант переводится как «Кубки погубили людей больше, чем меч». Под кубками, конечно же, на самом деле подразумевается вино, которое из них пьют.

11. Homines soli animantium non sitientes bibimus

Перевод: Из животных только люди пьют, не испытывая жажды.

Схожий по смыслу афоризм: «Vina bibunt homines, animalia cetera fontes» (Только люди пьют вино, а остальные животные – чистую воду).

12. Prima cratera ad sitim pertinet, secunda – ad hilaritatem, tertia – ad voluptatem, quarta — ad insaniam

Перевод: Первая чаша способствует жажде, вторая — веселью, третья — наслажденью, четвертая — безумию.

Автор – римский поэт и философ Апулей, живший во II веке нашей эры.

13. Vinum apostatare facit etiam sapientes

Перевод: Вино доводит до греха даже мудрецов.

А вот это уже сказал не древний римлянин, и даже не грек! Эти слова приписываются христианскому святому Бенедикту Нурсийскому, жившему в эпоху Раннего Средневековья. Фраза получила известность после того, как ее процитировал Виктор Гюго устами одного из персонажей романа «Собор Парижской Богоматери».

14. Abusus in Baccho

Перевод: Злоупотребление по Бахусу.

Бахус – древнеримский бог виноделия. Во времена Античности разбавленное вино считалось полезным. Его пили вместо воды во время еды, и порой даже использовали как лекарство. Но чистое вино, не разбавленное водой, считалось вредным. Пить такое вино считалось злоупотреблением. То есть Abusus in Baccho – это банальное пьянство. Просто звучит более поэтично.

15. Sine Cerere et Libero friget Venus

Перевод: Без Цереры и Либера – холодна Венера

Эта фраза встречается в комедии «Евнух» древнеримского драматурга Теренция, жившего во II веке до нашей эры. Церера – древнеримская богиня плодородия. Либер – бог виноградарства, известный также под именами Вакх и Бахус. Венера – богиня любви.

Смысл пословицы: без вина и закуски и любовь не в радость.

Много позже эту фразу переиначил английский поэт Джордж Гордон Байрон в поэме «Дон Жуан»:

Без Вакха и Цереры, может быть,
Венера не могла бы победить.

Итак, мы видим, что тему застолий мудрецы осмысляли с древнейших времен. В результате они подарили человечеству множество пословиц с поистине глубоким смыслом.

Читайте также:  Происхождение напитка

История виноделия: краткий курс

Рождает в нас пьянящий сок
И блажь, и откровенье,
В нем созидания исток
И жажда разрушенья,
Вино поблажки не дает
Тем, кто ему в угоду
Порой себя не бережет,
Кто пьет вино как воду!

Мирза Шафи Вазех

История происхождения вина уходит в глубину веков.

Хотя не доказано, что человек культивировал виноград ранее, чем шесть тысяч лет до нашей эры, есть предположение, что виноделие существовало уже задолго до этого. Вместе с цивилизацией оно пришло к нам с Востока, о чем свидетельствуют таблички, папирусы, свитки, а также многочисленные кувшины из-под вина, найденные в египетских гробницах, — даже в царстве мертвых фараон должен был ни в чем себе не отказывать.

Археологические находки показывают, что люди начали заниматься виноградарством в глубокой древности: 5-7 тысяч лет назад виноградники возделывали в Египте, Ассирии, Вавилоне, в Средней Азии и даже в Японии и Китае.

Вино старо, как сам мир. Человечество, из века в век трудясь, враждуя и любя, не обходилось без поддержки этого живительного напитка.

Древние цивилизации

Делать какие-либо заключения о вине в эпоху фараонов по многочисленным работам художников и скульпторов достаточно сложно — слишком далеко от нас это время. Наша эра вина начинается с финикийцев, обосновавшихся на берегах Средиземного моря примерно в 1100 г. до н.э., и греков, поселившихся тут 350 лет спустя. Именно во времена греческой и финикийской цивилизаций появились первые виноградники в Северной Африке, Южной Испании, Провансе, Сицилии, материковой Италии и на берегах Черного моря. Впоследствии земли Италии, Франции и Испании стали подлинным домом вина (хотя этруски уже между VIII и IV в. до н.э. культивировали виноград). Например, Италию греки называли «землей, увешанной лозами», — так же как викинги, побывав в 1000 г. после Р. Х. в Америке, за обилие местного винограда дали ей имя Винландия.

Начнем по порядку и проследим, как виноделие развивалось в те далекие времена.

Временем расцвета виноделия по праву считается эпоха Древней Греции. Вино воспевали поэты и философы, оно становилось непременным участником всех праздников и научных диспутов. Кстати, все ли знают, что веселые пирушки по-гречески назывались популярным сегодня словом “симпозиум”? Чувствуете, какое легкомысленное происхождение было у этих уважаемых научных собраний?

Пили вино в древности не только ученые, но и храбрые воины. В “Илиаде” Гомера рассказывается о том, что именно вино помогло ахейцам выдержать долгую осаду Трои. Можно сказать, что вино тогда частенько заменяло воду. Им торговали в многочисленных греческих колониях. Просторы Средиземного и Черного морей бороздили корабли, нагруженные запечатанными амфорами с вином. Возник даже культ бога Диониса — покровителя вина и веселья.

Несмотря на то, что напитки из Греции распространялись повсеместно, их опьяняющие свойства могут показаться странными. Ведь изготовляли эти вина весьма своеобразно: выпаривали на огне до густоты сиропа, что в значительной степени избавляло их от спирта, разбавляли морской водой, добавляли различные пахучие вещества. Не зря же Гомер наделяет вино такими эпитетами: «благовонное», «сладкодушистое», «медвяное» А спустя два тысячелетия после Гомера византийская сельскохозяйственная энциклопедия «Геопоники» сообщала, что в вино издавна добавляли еще и ароматные травы, отдушивали вина благовонными смолами, окуривали амфоры воском.

По словам Аристотеля, в Аркадии вина выпаривались так долго, что с течением времени превращались в тягучее вещество, которое нужно было вынимать из мехов, соскабливая его со стенок лопаточками и ножами. В Риме шли еще дальше: подвешивали албанское вино в больших амфорах в углу каминов, где оно выпаривалось до того, что превращалось в совершенно сухую массу. Этот способ выпаривания вин назывался — фурмариум. Когда нужно было подобный экстракт употребить в дело, его разводили в теплой воде и процеживали. Или, дав предварительно отстояться, сливали. Разбавляли вино обычно тремя, пятью или другим нечетным числом частей воды и затем вливали в кратер — большую чашу, которая помещалась на земле или на полке в столовой. Из кратера особые виночерпии черпали вино ковшами и, наполнив чаши, передавали пирующим.

Так что чистое вино употреблялось весьма редко, и если его принуждали пить, то кое-кто даже оскорблялся. В Афинах даже существовала широко распространенная послепиршественная игра kotta-boss, в ходе которой игроки выплескивали из своих чаш остатки вина, стараясь попасть в уравновешенный на подпорке сосуд. Изысканных юношей обучали тонкостям этой игры. Однако такое обращение с вином позволяет усомниться в его достоинствах. Несомненно лишь одно — различные эгейские вина, в частности из Хиоса, ценились выше прочих, и спрос на них оставался неизменным. Хотя узнать насколько эти вина были хороши уже невозможно.

Следующий шаг нашего путешествия по “винным” мирам.

О вине и виноделии Древнего Рима было написано так много, что можно набросать примерную карту распространения вин в ранней Римской Империи. Величайшие из писателей, даже сам Вергилий, сочиняли наставления для виноделов. Одна из сентенций Вергилия — «лоза любит открытый холм», — вероятно лучший совет, который можно дать европейскому виноделу.
Римляне занимались виноделием в крупных масштабах. Оно распространилось по всей империи, так что со временем Рим стал ввозить амфоры из колоний в Испании, Северной Африке — со всего Средиземноморья. Поскольку Помпея была курортом и важным пунктом транзитной торговли вином, превосходно сохранившиеся руины этого города дали множество детальных свидетельств.

Насколько хороши были римские вина? Некоторые из них хранились необычайно долго, что предполагает тщательность изготовления. Для концентрации сусла нередко использовали нагрев, а само вино держали над очагом, подвергая воздействию дыма, — очевидно для придания ему качеств теперешней мадеры.

Римские вина лучших урожаев становились предметом всеобщего обсуждения, а употребляли их куда дольше, чем мы можем себе представить. Знаменитое «Олимийское», урожая того самого года, в который Олимий стал консулом, — 121 до Р. Х. — пили, когда вину было 125 лет.

После того, как римляне переименовали Диониса в Вакха, праздники в его честь стали именоваться знакомым для нас словом — вакханалия. Завоевывая Галлию, Иберию (нынешнюю Испанию) и Германию, римляне всюду приносили культуру винопития и виноделия. Новые страны с удовольствием овладевали такой наукой.

Время шло. Все менялось в странах — политики, правители. Одно оставалось верным времени — вино.

Греки завезли виноград на север в южную Галлию. Римляне акклиматизировали его, и ко времени, когда в V в. после Р. Х. они покинули места, ставшие ныне Францией, были заложены основы почти всех наиболее известных сейчас виноградников современной Европы.

Виноделие в Европе

Начав с Прованса, в котором уже несколько столетий существовали посаженные греками виноградники, римляне двинулись в долину Роны и Лангедок (Нарбонн). Даже сегодня у нас нет достоверных свидетельств о начале виноградарства в Бордо. Самое раннее упоминание содержится в сочинениях Авзония (поэт жил в Сент-Эмильоне в IV в. после Р. Х. , но, скорее всего, виноград в этих краях выращивали еще задолго до него).

Раннее развитие виноградарства происходило в долинах рек и вдоль естественных путей сообщения, расчищенных римлянами от лесов изначально ради того, чтобы обезопасить себя от нападений и засад. Причина, помимо прочего, в том, что вино удобнее всего было перевозить на судах и лодках. Бордо, Бургундия, Трир на Мозеле (город, в музее которого выставлено высеченное из камня римское судно для перевозки вина), вероятно возникли как центры торговли греческими и итальянскими винами. Позже появились собственные виноградники (к I в. виноградники уже существовали на Луаре и Рейне, ко II в. — в Бургундии и севернее, в Париже, в Шампани и на Мозеле), постепенно вытеснившие привозную продукцию. Кот д’Ор в Бургундии так и остался наименее доступным из заслуживающих упоминания районов виноградарства — здесь нет удобных водных путей. Он лежит там, где главная северная дорога (ведущая к Триру на Мозеле — на Север Римской Империи) огибает богатую провинцию Отен. Местные жители, усмотрев в своем положении большие коммерческие возможности, подыскали более плодородные склоны. Так были заложен фундамент винной индустрии Франции.

В средние века центр виноделия постепенно переместился в Бургундию. Все, кто читал романы Дюма о трех мушкетерах, наверняка помнят сцену, когда Атос, упившись бургундским вином, закатил в одном из придорожных трактиров грандиозный дебош. Действительно, исторические королевские мушкетеры (равно как и гвардейцы кардинала) очень любили благородные вина, произведенные в одной из старейших провинций Франции — Бургундии. Только к XIX веку пальма первенства перешла к вину из провинции Бордо.

А вот итальянцы 2000 лет назад, скорее всего, пили то же вино, что пьют их современные потомки: молодое и резкое. В зависимости от урожая оно было иногда более резким и горьковатым, иногда более сильным и крепким. Даже изобретенный римлянами метод выращивания лозы на деревьях — ее фестоны стали частью фризов классических зданий, — и поныне применяется, хоть и в меньшей мере, на Юге Италии и в Северной Португалии.

От раннего Средневековья, наступившего вслед за падением Римской Империи, мы переходим к временам Просвещения. На прелестно расписанных страницах книг видим людей, с наслаждением пьющих вино. По своей сути методы виноделия не претерпели изменений вплоть до ХХ века. В раннем Средневековье хранительницей навыков и ремесел цивилизации была Церковь. Император Карл Великий воссоздал имперскую систему и предпринял огромные усилия по изданию законов, защищавших высококачественные вина.

После гибели Римской империи изготовление вина долгое время было уделом монахов. Средневековые монастыри частенько становились не только творческими лабораториями виноделов, но и местами беспробудного пьянства. Образ веселого, вечно пьяного монаха стал непременным атрибутом творчества менестрелей и трубадуров, а позже вошел и в литературу.

Возникавшие повсюду монастыри расчищали склоны холмов и обносили стенами поля с виноградными лозами. А поскольку умиравшие виноградники и земли крестоносцев, отправляющихся в походы, обычно завещали Церкви, то, вскоре, кафедральные соборы, обычные храмы и, прежде всего, монастыри стали владельцами либо создателями большинства величайших виноградников Европы. Вино стало признаком роскоши и довольства в этом мире, перестав отождествляться только с кровью Христовой.

Первые монастыри бенедиктинцев находились на горе Монте-Касино в Италии и в Клуни (Бургундия). В их владения входили Фульда близ Франкфурта, Лорх близ Майнца, а также крупные хозяйства в Эльзасе, Швейцарии, Баварии и Австрии. Монахи сажали и возделывали лучшие сорта винограда до тех пор, пока убийственная характеристика: «Они встают из-за стола с венами, разбухшими от вина и с головами, охваченными огнем» — не стала общеизвестной. В 1112 г. молодой Святой Бернард расстался с опорочившими себя бенедиктинцами и основал строгий Орден цистерцианцев, названный по имени нового аббатства в Сито, деревне близ Кот д’Ор. Орден не только заложил знаменитые виноградники Кло-Де-Вужо в Бургундии и Штайнберг в Рейнгау, рядом с Аббатством Клостер Эбербах, но и возвел величественные монастыри по всей Европе — и, разумеется, со временем, прославился чревоугодием не меньше, чем бенедиктинцы.

Исключение составлял процветающий виноградник в Бордо — не принадлежавшее церкви коммерческое предприятие, ориентированное на один единственный рынок сбыта. С 1152 по 1453 г. великое герцогство Аквитанское, занимавшее большую часть Западной Франции, было собственностью английской короны и прилагало немало усилий для заполнения огромных бочек легким красным вином. Этот весьма ценимый англичанами напиток доставляли в Англию морем.

Многочисленные упоминания о вине содержатся в мировой литературе, в частности, в поэме — «Эпос о Гильгамеше», созданной около 1 800 г. до н.э. Что касается Библии, то многочисленные упоминания о вине и виноградниках свидетельствует уже о более высокой степени развития сельского хозяйства. Библия упоминает вино, как установили исследования, по крайней мере, 521 раз.

Вино играет особую роль в политике. Именно любовь англичан к портвейну способствовала тому, что Португалия являлась на протяжении веков старейшим и устойчивым союзником Англии. Одной из искр, воспламенивших Великую французскую буржуазную революцию, явилось кольцо таможен вокруг Парижа. Новые налоги привели к удорожанию вина, что вызвало возмущение низших классов общества.

Вино, считавшееся в древности даром богов, позже превратилось в символ жизненной силы. Оно традиционно имеет особое значение в религиозных церемониях как символ крови и знак божественного влияния. Вино сопровождает все значимые события человеческого существования: и радостные, и горестные.

На Руси вино было известно с незапамятных времён, о чем свидетельствуют уцелевшие кувшины из-под вина, а также развалины старинных кирпичных построек, служивших для его производства и хранения. Да и старые казачьи песни и поговорки тоже говорят о том, что здешнее виноделие имеет большую историю.

С принятием христианства и превращением вина в обязательный ритуальный напиток во время церковного причастия с ним познакомились самые широкие слои населения. Однако время собственного русского виноделия наступило не скоро. Лишь в 1613 г. по высочайшему повелению царя Михаила Фёдоровича, после того как персидские купцы привезли кавказские лозы, в Астраханской области был заложен небольшой виноградник, где один монах развел великолепный сад, откуда фрукты и виноград посылались к царскому столу, а в 1656 — 1657 г. получено первое вино.

Несколько позднее, в 1706 г., Петр I повелел разводить на Дону виноградники, прислав лозы астраханские и сербские, французские и венгерские. Особенно хорошо дела пошли после 1821 года. Центром виноторговли стал Новочеркасск, куда за донскими винами больше всего ездили греки. Более того: белое вино из станицы Раздорской и красное — из Цимлянской соответствовали уровню французских вин.

Весьма велика была Кавказская винодельческая область. Сюда входили: Кубанская, Терская и Дагестанская области, Ставропольская и Кутаисская губернии, Черноморский округ и Сухумский отдел, Тифлисская, Эриванская, Елизаветпольская и Бакинская губернии, Карская область, Батумский, Артвинский и Закатальский округа.

Становление виноградарства и виноделия в России на научной основе началось лишь в конце 18 века.

У его истории стояли:

Период поступательного развития винодельческой отрасли в России сменился её ломкой и сознательным уничтожением. Многие наверняка помнят день выхода печально знаменитого указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом. 7 мая 1985 г. значительные достижения виноделов были перечёркнуты. Выкорчевывали элитные виноградники, перепрофилировали заводы и т. д. В результате в 1985 — 1995 гг. сбор урожая винограда в России уменьшился почти в три раза, что привело к падению производства вина с 75,7 млн. декалитров до 8,3 млн. декалитров. Особенно пострадало производство марочных вин. Резко возросло потребление крепких напитков.

Попытка силой и декретами бороться с пьянством, таким образом, окончились полным провалом, нанеся огромный вред отечественному виноделию.

Начиная с 1991 г., на Кубани начинает медленно возрождаться виноградарство.

Ссылка на основную публикацию