Легенды о рождении вина

Как появилось вино? Мифы и легенды

О, наш дорогой друг, это долгая и запутанная история. Если собрать воедино все древние мифы, манускрипты, летописи, забраться во все древние саркофаги и раскопать кучу древних городов, то создастся впечатление, что вино существовало вечно. Что оно было на Земле еще до появления тут же человека.

Ладно, может, не так и давно, но вот в 8000-4000 гг до н.э. вино существовало точно. Вы только представьте себе, как давно!

Понятное дело, никто не знает, кто точно изобрел вино. И, скорее всего, изобрели его случайно, забыв в кувшине виноградный сок, который, разумеется, добродил себе и превратился в вино.

Есть, конечно, немало интересных легенд, повествующих об истории появления вина.

Греки, например, считают, что первую виноградную лозу обнаружил простой пастух Эстафилос, пасший овец. Одна из его «подопечных» сбежала, Эстафилос отправился на ее поиски и обнаружил беглянку, мирно жующую неведомое ему доселе растение. Как мы все понимаем, это была виноградная лоза. Пастух собрал плоды с нее и отнес своему хозяину. Тот сделал из них сок, который становился только лучше со временем.

Римляне более набожны в этом вопросе и считают, что первую в мире лозу посадил Сатурн. Что ж, эти ребята частенько противоречат грекам.

Впрочем, как и персы. Хотя, последние больше особняком держатся. Но у них тоже есть своя легенда происхождения винограда и вина. Их царь, Джамшид, увидел однажды, как огромная змея пытается проглотить большую птицу. Он приказал своим лучникам поразить змею стрелой. Освобожденная птица тут же подлетела к царю и в благодарность преподнесла ему три зернышка. Несложно догадаться, что то был виноград. И царь Джамшид очень полюбил его сок. Правда, однажды ему принесли прокисший напиток, что разозлило правителя. Странно, но сок этот не вылили, а просто убрали подальше в погреба, пока одна из рабынь, страдающая жуткими головными болями, не открыла его, чтобы напиться и умереть (так нестерпима была ее боль). Но вместо смерти ее ждал крепкий сон на несколько дней, от которого она очнулась совершенно здоровой. Царь Джамшид сменил гнев на милость к прокисшему соку. Более того, его провозгласили «чудодейственным» и с тех пор частенько попивали. Но вернемся к грекам. Что они нам рассказывают об истории происхождения вина? Она, кстати, не лишена мифологичности. Во всем у них, как всегда, «виноваты» боги. А именно — Дионисий, спустившийся однажды с Олимпа посмотреть, как там на земле живут. Утомившись, он прилег отдохнуть в тень куста, а добрые пастухи, находящиеся рядом, напоили Дионисия молоком, накормили сыром. И благодарный Бог выдавил в кувшин сок из винограда, поставил его под тот же куст бродить, а после угостил чудесным напитком людей.

Вино нередко упоминается и в древней поэзии, мифологии. В Библии также нередко говорится о вине. Интересно, но нашлись люди, которые задались вопросом: а сколько раз в Библии упоминается вино? И, не поверите, они подсчитали! 521 раз! И по сей день оно имеет особое значение в религиозных церемониях как символ крови и знак божественного влияния.

Конечно, есть не только мифы и легенды про возникновение виноделия и появление вина, но это уже совсем другая история.

К счастью, нам сейчас не приходится ждать, когда к нам с Олимпа спустится Дионисий и выжмет собственноручно виноградный сок для вина. Все гораздо проще: можно купить вино в интернет-магазине «WineStreet».

Другие статьи из рубрики «Интересное об алкоголе»

В большинстве своем, водочные бренды предлагают устоявшуюся линейку вкусов, но иногда можно встретить по-настоящему необычные и интересные сорта водки.

Мы уже не раз говорили, с чем лучше пить шампанское, особенно после того, как от шоколада советуем вам воздержаться. Итак, с фруктами мы уже не так давно разобрались. Настала очередь не самых стандартных сочетаний. Например, шампанского и икры. Шиковать так шиковать! Ну, это только в том случае, если вы купили хорошее шампанское. Иначе это будет выглядеть также, как если самогон трюфелями закусывать.

Подарочная упаковка алкоголя – это то, на что ориентируются те, кто решает приобрести алкоголь для того, чтобы преподнести его в дар. И как часто бывает, хочется что-то ну совершенно умопомрачительное. И мы с удовольствием расскажем вам о самых необычных упаковках алкогольных напитков. Не забудьте взять на заметку!

История создания вина

Самые популярные легенды разных народов мира о создании вина, составе вина, его воздействии на человеческих организм.

Виноградное вино считается древнейшим напитком, который уважали люди еще 8 тысяч лет назад. Считается, что история винного ремесла начинается с того времени, когда Малая Азия впервые доставила виноград в страны Средиземноморья. Прошло немного времени с той поры, и вино начали изготовлять уже в Египте и Израиле, а еще немного позже и в других странах мира.
Доказательством этому служат надписи на древних камнях, египетских папирусах и в первых летописях.

Как известно, вино – это алкогольный напиток, который изготавливается путем полного или частичного спиртового брожения плодово ягодного или виноградного сока, который после этого обрабатывается с помощью специальных установок или приспособлений.

Сегодня ученые определили, что вино полезно для человеческого организма в разумных дозах. Кроме воды, этилового и метилового спирта, а также других не особо полезных веществ, вино содержит большое количество витамина Р, ряд различных кислот, глицерин, глюкозу, сахарозу и разнообразные полисахариды. Все эти вещества позитивно влияют на организм человека в умеренных количествах.

Создание вина было, безусловно, важным открытием для мира, поэтому об этом было сложено немало древних легенд. Такие легенды существовали практически у всех народов мира.

Греческая легенда о создании вина

Греческая легенда рассказывает о последнем из появившихся на свет богов Дионисе. Чтобы уровнять себя с другими богами, Дионис учил людей сажать виноград и делать из него вино. Также легенда рассказывает, что однажды Диониса похитили пираты, но явив свою божественную силу, он призвал виноградине лозы, которые вмиг затянули виноградом весь пиратский корабль. Испуганных пиратов он превратил в дельфинов, а сам на отвоеванном корабле поплыл на встречу к своей невесте и будущей жене Ариадне.

Персидская легенда о виноградном вине

Персидская легенда говорит, что создателем вина стал один живший давным-давно владыка, которого звали Джамшид. Однажды Джамшид сделал так много сока, что не смог его выпить, поэтому оставил некоторое количество на следующий день. Но к утру виноградный сок забродил и, сделав несколько глотков, владыка почувствовал себя нехорошо. Чтобы не перепутать Джамшид отметил забродивший сок, написав на каждой чаше с ним слово «Яд». Но однажды одна из его жен, которая провинилась перед мужем, решила закончить жизнь самоубийством, отпив отравного напитка, но вместо смерти ее настроение улучшилось, она почувствовала неудержимое веселье. Шло время, немилость владыки прошла, но жена время от времени продолжала отпивать из заветного кубка. Когда напиток закончился ей пришлось признаться, и Джамшид решил еще раз попробовать повторить свой эксперимент. Вскоре напиток признали не только не ядовитым, но дурманящим и очень вкусным.

Римская легенда о Бахусе — боге вина

В римской легенде говориться о веселом боге Бахусе, который со своей шумной свитой любил прогуливаться по лесам и полям Рима. Главной особенностью Бахуса был венок из виноградной лозы, с которого свисали целые гроздья винограда.

Легенда Египта о боге виноградной лозы

В Египте была довольно интересная легенда. В ней говориться, что люди никак не могли определиться, кого их благодарить за виноград – бога земли, который дал виноград, или, может, бога воды, который питает лозу и наполняет плоды винограда соком. Боги тоже не могли решить этот вопрос между собой. Поэтому они пошли на компромисс и создали новое божество. Таким образом и был создан маленький бог виноградной лозы Шаи. Позже этому божеству также начали поклоняться, как богу богатства, изобилия и довольства.

Истинная история изобретения вина неизвестна. Ученые предполагают, что вино было изобретено случайно. Виноград, сваленный в большую кучу, под давлением своего веса пустил сок. Этот сок забродил под влиянием жары и природных дрожжей. Впрочем, это тоже не достоверная информация, а всего лишь домыслы.

Как бы там ни было, вино стало одним из величайших открытий, которое сделало человечество. Такое разнообразие легенд служит доказательством того, что в древности люди считали вино божественным напитком, даром богов. Пусть нам и не известно достоверно как и кем был впервые открыт рецепт вина, это не меняет отношение людей к этому благородному напитку. Как раньше, так и теперь, вино имеет миллионы поклонников и ценителей, и считается одним из лучших и полезных напитков известных человеку на сегодняшний день.

Краткая история появления вина

Никакой другой напиток в мире не вызывает столько споров и пересудов. Практически каждая страна утверждает, что именно она является родиной забродившего виноградного сока, а те, кто не претендует на пальму первенства, считают, что только они умеют делать «настоящее» вино.

Археологи не могут дать однозначный ответ на вопрос «кто, где и когда изобрел вино?». Очевидно, что уже 8-10 тысяч лет назад люди знали культурный виноград Vitis Vinifera, ели его плоды и пили его сок. По крайней мере, сохранились черепки глиняных сосудов с остатками винного напитка, а первые графические и текстуальные свидетельства существования вина датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Этимология названия

По одной из версий современное слово «вино» родственно грузинскому «ghvivill» – «цвести, бродить». Фасмер (известный немецкий языковед российского происхождения), однако, прослеживает общие корни со славянским «вить», а некоторые исследователи даже утверждают, что в основе термина лежит санскритский корень «vena» – «любимый». Ни у одной из гипотез нет доказательств.

Легенды о происхождении вина

Любопытный факт: в любой древней религиозной системе есть миф о том, как появилось вино. Особенно известна греческая легенда: античные сказители уверяют, что винить (или благодарить?) следует пастуха Эстафилоса. Он искал овцу, а когда нашел беглянку, животное поедало листья какого-то незнакомого растения. Удивленный юноша собрал плоды странного дерева и принес их своему хозяину, тот выжал из них сок и получил освежающий напиток. Все остальное – дело техники: однажды виноградный сок случайно оставили на солнце, он перебродил, и люди узнали, что получившийся хмельной напиток веселит не хуже похода в древнегреческий театр, а исцеляет почти как Гиппократ.

Дионис – греческий бог виноделия

Римляне, финикийцы, древние германцы и прочие народы приписывали честь создания вина своим богам – неудивительно, что этот напиток активно использовался во время религиозных ритуалов и считался яством для знати. Впрочем, в том же Древнем Риме вино было настолько распространено, что его давали даже рабам – но, конечно, это были не коллекционные ароматные вина, а напиток третьего сорта. В римской мифологии утверждается, что первую в мире виноградную лозу посадил Сатурн – бог земли и посевов.

Очень трогательна и по-восточному изыскана персидская легенда: в Малой Азии верят, что некий царь получил семена винограда в дар от благодарной птицы, спасенной им от змеи. Выросло дерево, дало плоды, виноградный сок оказался сладок и свеж, и долгое время люди пили его, чтобы утолить жажду. Однажды царю принесли подкисший напиток, он рассердился, велел убрать сосуд подальше. Перепуганные слуги унесли негодный сок в подвал, да там и забыли.

Некоторое время спустя любимая наложница царя слегла с сильной головной болью. Девушка не спала несколько ночей, она так мучилась, что решила умереть. Она выпила весь перебродивший сок, надеясь, что он превратился в яд, однако всего лишь проспала несколько суток и проснулась полностью здоровой. Так вино стало известно тюркским народам.

Вино и география

В Египте история виноделия уходит корнями в эпоху Древнего царства (начало XXVIII — середина XXIII в. до н.э.) – сохранились барельефы, изображающие сборщиков винограда за работой, есть также письменные свидетельства.

В Греции история вина началась около 4000 лет назад – этому способствовал мягкий теплый климат страны. Кстати, эллинское вино сильно отличалось от современного: это был густой напиток с травами, орехами, мёдом. Некоторые рецепты предписывали даже добавлять в вино золу, белую глину или масло.

Рим, очевидно, перенял греческие традиции, обогатил их и успешно распространил по остальному миру в ходе победоносных завоеваний. Именно римляне научились выдерживать вино в бочках (в литературе того времени упоминаются сорта столетней выдержки, хотя это маловероятно) и наладили экспорт в другие страны Европы.

Читайте также:  Правильное употребление вина

Закавказье претендует на роль «колыбели» виноделия – в этом регионе вино появилось не менее 4000 лет назад, а семантический анализ самого слова «вино» не исключает его кавказского происхождения.

Во Франции производить ароматный пьянящий напиток начали не позже VII века до н.э., в Португалии – во II в. до н.э., а в Германии – по самым скромным прикидкам как минимум в I веке нашей эры, а то и раньше.

Вино в Средневековье

В Средние Века распространению вина поспособствовало два фактора: укрепление Христианства и мореходство.

Церковь не только всячески поощряла потребление вина в ритуальных целях, но и сама его производила – до сих пор высоко ценятся монастырские сорта. Благодаря освоению мореходства, страны-производительницы вина смогли наладить торговые связи не только с ближайшими соседями, но и с другими континентами. Распространённое заблуждение, что вино попало в Китай и Японию на кораблях, но на самом деле, оно существовало там и раньше, просто частенько оказывалось под монаршим запретом.

Монастыри делали вино для церковных нужд

Именно благодаря развитому экспорту в Англию стали популярны такие напитки, как херес и мадера: британцы пили вино как воду – в буквальном смысле, в Средние века никто и слыхом не слыхивал про чай, именно вино подавали к столу во время любого приема пищи.

Развитию вина немало способствовала алхимия – средневековым ученым нередко удавалось находить не только новые химические соединения, но и оригинальные вкусы.

Победоносному шествию вина по Европе чуть не помешала разразившаяся в конце XIX века эпидемия филлоксеры. Именно тогда на международную арену вышли абсент, пиво и другие виды алкоголя. К счастью, хоть и с потерями, но этот критический момент в истории вина преодолели – европейские лозы стали скрещивать с североамериканскими сортами, имеющими врожденный иммунитет к вредителю.

Филлоксера на листе винограда

Виноделие в России

Несмотря на то, что в некоторых регионах современной России виноделие появилось много веков назад (территория современного Дагестана, низовья Дона), в целом на Руси отдавали предпочтение хмельному меду, пиву и браге. Промышленное производство вина началось только при Петре I – прогрессивный царь подсмотрел зарубежные технологии и внедрил их в своей стране.

Сегодня Россия производит достаточно вина для внутреннего потребления и экспорта, но до славы знаменитых Мозельских вин или французского Бордо отечественному продукту еще далеко.

Созидание Глава 12 1971 г. Часть 9-7 легенды о вин

На обратной стороне фотографии написано:
10.06. 71 г. «ПРОЩАЙ, МАШИНА!»

ГЛАВА 12 1971 год

ЧАСТЬ 9 -7 легенды О ВИНЕ

Я только сейчас обратила внимание на то, что этикетки у Хемуса разные, хотя покупали в одном и том же магазине.
Вероятно это означает, что ХЕМУС изготавливался разными винодельческими винодельческими фирмами.

Сейчас, перебирая этикетки и отбирая те, которые помечены 1971-м годом, унеслась мыслями совсем далеко от основной темы отпуска.
Ну и ладно, расслабимся немножко и отдохнём. Буду писать, как тот казах, который ехал на осле по степи и пел о том, что видел вокруг.
А передо мной – куча старых этикеток…

Мы действительно на несколько лет исключили креплёные и крепкие напитки.
Зато стали немного разбираться в сухих винах. Я не скажу, что мы были гурманами. Часто приходилось покупать – не то, что хотелось, а то, что предлагалось нам на прилавках магазинов.

И – откуда только родилось виноделие?

Может быть, правда прячется в легендах, которые живут в разных странах и у разных народов?

(Фракия – древняя страна, была расположена на границе нынешней Греции и Болгарии).

Фракийская легенда происхождения вина гласит: В одном из фракийских селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим. В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым.

Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья.

Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось.

Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников. От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели.
Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли.

Из зернышек выросли виноградные лозы, давшие множество плодов. Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем. Прошло несколько месяцев.

Любимица царя – прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала несколько дней. Когда же она проснулась, то стала бодрой и здоровой.

Все узнали о чудесном исцелении. Тогда царь пpизнал прокисший сок винограда и провозгласил его “царским лекарством”.

Древнегреческая легенда. Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели.

Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь.

Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня.

С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино.

От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда – ампелографии. Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.

Существует красивая легенда о том, как впервые было приготовлено вино.
Полубог Вакх, бродя по пустыне по каким-то своим делам, случайно натолкнулся на чахлое растеньице, погибавшее от засухи. Пожалел Вакх растение и взял с собой. А чтобы оно не погибло, воткнул его в птичью кость, подобранную неподалеку.
Но растение стало расти у бога прямо в руках, и ему пришлось посадить его в большую львиную кость, найденную им в пути.

Но чудесное растение все росло и росло, и тогда, обнаружив огромную кость осла, Вакх посадил в нее росток.

Наконец, путь завершен, Вакх оказался на родных плодородных землях. Там он хотел посадить свое растение и вдруг обнаружил, что корни ростка оплели кости птицы, льва и осла.

Пришлось посадить росток вместе с костями.

Прошло время, росток стал кустом, на нем появились ягоды. Вакх изготовил из этих ягод напиток и дал попробовать друзьям.

Каково же было удивление бога, когда его друзья, выпив немного этого напитка, начинали петь, как птицы.

Выпив больше, они смелели и похвалялись своей силой, как львы.
Выпив еще больше, друзья глупели и низко опускали головы, как ослы.

Платон, великий древнегреческий философ, написал о правилах употребления вина. Он считал, что начинать пить вино следует не ранее 20 лет, но пить надлежит умеренно; после 60 лет можно пить без меры.

А вот как закончилась жизнь Эпикура, верившего, что смысл бытия в наслаждениях: чувствуя приближение смерти, Эпикур выпил кубок вина, чтобы встретить смерть весело и без боли.

Так случайно получилось, что я привела на наших страницах фотографии этикеток вин – Хемус и Днестровское. Это вина – Болгарии и Молдавии.

И мне захотелось немного порассуждать на тему вин и виноделия…

Нам нравились, конечно, не только болгарские вина, но они были дешевле, хотя по своим качествам и вкусу – не уступали винам Грузии, Молдавии и некоторых других республик.

В тех далёких 1970-1980 годах, на прилавках магазинов было выставлено большое количество разнообразных бутылок с болгарским вином, такие как “Ркацители”, “Монастырская изба”, “Рислинг”, “Алиготе”, “Каберне” и другие, которые пользовались большим спросом у всего населения. И недаром, ведь Болгария считается одной из самой старейшей в мире винодельческой страной.
В Болгарии кроме сухих известны полусухие вина, такие, как – Тракия из винограда сортов Памид и Мавруд, Хемус из Мискета и другие.

Раз уж мы заговорили о Болгарских винах, нужно немного сказать и болгарском виноделии.

Производство болгарского виноделия – глубокая вековая традиция, которая пришла на эту землю с первыми фракийскими поселениями несколькими тысячелетиями до нашей эры.

В то время в Древней Греции Фракия являлась важнейшим винным регионом. Фракийцы, как и многие народы мира, приписывали вину божественное происхождение, поэтому глубоко почитали Диониса (Вакха) – бога вина и веселья, который являлся покровителем виноделия и виноградарства.

Они свято верили, что при умеренном употреблении, этот напиток придаёт людям бодрость и силу духа, а также приносит им долголетие.

В Болгарии вино, в средние века, производилось и хранилось в монастырских холодных подвалах, после чего и появились большие современные винные погреба. В настоящее время – это сохранившиеся болгарские знаменитые винные погреба в Софии, Сухиндоле, Поморье, Евксинограде, Лясковице и другие.

В Болгарии во время турецкого владычества производство виноделия приостановилось, так как ислам запрещал употребление алкоголя. Но турецкие ханы видели и понимали, что этот напиток является важнейшим источником дохода, поэтому они открыто не запрещали употребление вина, а даже способствовали культивированию в Болгарии десертных сортов винограда из Средней Азии.

Вероятно каждый из Вас – наших читателей пробовал и запомнил необыкновенный вкус таких сортов винограда, как – ЛИДИЯ или – ИЗАБЕЛЛА.

И, наверняка пробовали вина , изготовленные из этих сортов винограда.
Вот также и со всеми другими винами. Они все – жизненные нектары тех сортов винограда, из которых они изготовлены.

Но нам, к сожалению, не дано попробовать многие сорта винограда, выращиваемого в разных странах. Но испить разные купленные вина – возможно. И, определив понравившееся Вам вино, Вы можете чаще наслаждаться его вкусом.

Хотя, уже – не можете. Настоящее вино уже не по карману нам – грешным…

И куда меня понесло? Вот так всегда – начну об одном, а получается «в огороде бузина, а в Киеве – дядька»…

Мы же говорили о Болгарии и сортах винограда.

Для производства вин в Болгарии используются различные виноградные сорта, но местные виноделы всё-таки предпочтение отдают исконным сортам винограда Болгарии, а именно, красным.

Вы сейчас прочитав название сорта, написанного дальше, и его вкусовые качества, закройте глаза, и почувствуйте эту душистость или терпкость винограда.

Мы же уже теперь живём с Вами в виртуальном пространстве, так что легко можем воспроизвести и почувствовать и вкус и запах винограда, а открыв глаза – увидеть цвет золотого или пурпурного вина, налитого в бокал.

Посмотрите, как оно искрится, когда на стенки бокала попадают лучи света.

Сделайте глоток вина. Задержите во рту, а потом – проглотите. Чувствуете, как оно побежало у Вас внутри, растекаясь по сосудам и согревая и будоража сердце.

Я угощаю Вас болгарскими сортами винограда – попробуйте…

— болгар, который придаёт вину красный сочный цвет и чуть терпкий, но довольно приятный вкус;

— мавруд – это идеальный сорт для производства высококачественного красного сухого, а также десертного вина;

— памид – из него получают знаменитые розовые вина и светло-красные;

— гымза – сорт очень высокоурожайный, но позднего срока созревания,
используют для выпуска десертных и сухих вин, а также шампанского;

— кадарка – из этого сорта производят отличные красные полусухие вина.

Среди белых местных сортов винограда выделяют:

— димят – в южных районах из него предпочитают изготавливать столовые лёгкие вина, но в основном этот сорт идёт на выпуск коньячных спиртов;

Читайте также:  Вино и еда

— червен-мискет – у этого сорта винограда очень нежное приятное мускатное послевкусие, которое значительно усиливается в готовом вине.

Болгары очень гордятся своими винами, особенно красными, которые намного богаче своими полезными, необходимыми для человека, микроэлементами и целебными свойствами, чем белые вина.

Здесь считается, что красные вина можно пить в такие месяцы, где присутствует буква “р”, а в другие – белые. Качественное вино способствует тёплому, дружескому общению за столом, поэтому традиционно ни одно болгарское застолье не обходится без бокала отличного вина и прекрасного тоста “На здоровье”.

Попробовали сорта винограда, выращиваемого в Болгарии?

А теперь продегустируйте вина. Я угощаю…

Наиболее популярны и известны следующие болгарские названия (марки) вин:

1. Сухие красные:

— “Cabernet Sauvignon Royal Reserved” – это вино обладает замечательным гармоничным вкусом и отличным послевкусием свежести с ванильными утончёнными ароматами и фруктовыми тонами;

— “Cabernet Sauvignon Reserved” – прекрасное благородное вино, обладающее свежестью и богатым фруктовым ароматом с нежным гвоздичным или ванильным оттенком;

— “Collection Balkan Cabernet Sauvignon” – тёмно-рубиновое вино со специфическим ароматом винограда;

— “Merlot Reserved” – очень мягкое и ароматное красное сухое вино с привкусом малиновых ягод;

— “Merlot Balkan Collection” – красное вино с нежным вкусом и ароматным оттенком созревшего плода;

— “Merlot Cabernet Sauvignon” — сортовое вино с законченным гармоничным вкусом и тонким ароматным букетом;

— “Balkan Collection Melnik” – мягкий полный вкус и тонкий букет зрелых плодов;

— “Balkan Collection Gamza” – элегантный вкус, подчёркнутая свежесть и интенсивный аромат спелого фрукта;

— “Balkan Collection Kadarka” – прекрасное полусладкое вино с богатым насыщенным вкусом красных спелых ягод.

— “Chardonnay Barric” – насыщенное золотисто-зелёного цвета высококачественное вино, которое обладает законченным гармоничным вкусом, сочетающим в себе аромат тропических зрелых фруктовых плодов и дубового дерева;

— “Collection Balkan Chardonnay” – прекрасно сбалансированный вкус с продолжительным ароматом цитрусовых и яблок;

— “Balkan Collection Muscat” – белое полусухое вино с приятным и сильным цветочным ароматом;

— “Muscat Ugni Blanc Domaine Boyar ” – полусухое вино, обладающее отлично сбалансированным вкусом ароматного персика и розы.

3. Вина с остаточным сахаром – это Монастырская изба, Троян, Тамянка, Хемус, Балканский огонь, Кадарка, Мелник, Меча кровь, Руйно.
(Именно этих этикеток у нас сохранилось больше, чем от других вин.)

4. Десертные известные вина – Бисер, Варна, Славянка, Тамянка, Тырново, Рубин, Поморка.

Говоря о чудесной и удивительной стране – Болгарии, её прекрасных винах, стоит сказать несколько слов и о ракии – фруктовой болгарской водке, крепостью 40%, ну а крепость домашней может доходить до 70.

Наиболее распространённая – это сливовица, но самой лучшей и вкусной всё же считается виноградная.

Также здесь популярен, очень известный во всём мире, коньячный напиток “Плиска”, который выдерживают в дубовых бочках около пяти лет.

(Уж Плиску-то наверняка все пробовали…)

Раз уж мы пили Днестровское столовое вино, нужно, пожалуй, сказать пару слов и в его защиту.

Днестровское, столовое белое марочное вино изготавливается из винограда сорта Ркацители, выращиваемого в Приднестровье, Кодровой и Южной зонах Молдовы.

Марка была разработана специалистами совхоза-завода „Бульбокский” Новоаненского района Молдовы; выпускается с 1954. Цвет вина светло-золотистый. Кондиции вина: спирт 10—13% об. .

Если просмотреть все сохранившиеся у нас этикетки, можно встретить среди них много не только – от сухих вин, но и от других напитков, которые перечислены ниже.

Не всё же время мы пили только сухие вина. После защиты Виктором кандидатской диссертации, мы вернулись в нормальное русло людей, употребляющих в меру вкусные вина кое-что покрепче…

А среди молдавских вин популярны были следующие…

Вина столовые сухие ординарные
Papa нягрэ (rara neagra)
Онешты (Onesti)
Рислинг (Risling)
Семильон (Semilion)
Мускат (Muscat)
Пино (Pino)
Каберне (Caberne)
Саперави (Saperavii)

Вина столовые сухие марочные
Алиготе
Негру де Пуркарь
Рошу де Пуркарь
Фетяска Каберне Рислинг

Вина столовые полусладкие
Флоаря вией
Норок
Примэвара

Вина крепкие ординарные
Портвейн розовый
Портвейн белый
Мадера
Лучафэр
Херес
Буджакское
Вермут десертный розовый
Вермут десертный красный
Букет Молдавии

Марочные
President
Chisinau
Codru
Doina
Moldova
Nistru
Лучезарный
Сюрпризный

Ординарные
Aroma
Белый аист

Aroma – не помню… А коньяк Белый аист, наверное, знаком не только нам, но и многим другим.

Слышали, наверно легенду…

Во время турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них закончились запасы воды и пищи и уже иссякли силы.

И тогда внезапно сильно ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели вынуждены были отступить.

С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия. А в наше время изображение аиста с гроздью винограда стало символом молдавского виноделия.

Марка «Белый аист» производится с 1978 года. В этом году решением Минпищепрома СССР каждой из союзных республик было предписано разработать и начать производство фирменного республиканского ординарного коньяка, во избежание путаницы между трёх-, четырёх- и пятизвёздочными коньяками, выпускаемыми в Грузии, Армении, Молдавии и других республиках.
В Молдавии разработка республиканского ординарного коньяка была поручена отделу технологии коньячного производства Технологическо-конструкторского института НПО «Яловень». Первые партии были изготовлены в Бельцах, промышленный выпуск налажен в 1979 году. Белый аист производили также в Тирасполе, Калараше и Кишинёве.

Кстати, а легенду о том – откуда повелась земля молдавская – знаете?

Давным-давно, жил да был в Марамуреше воевода Драгош. Поехал он как-то на охоту. На зубров. И взял с собой свору охотничьих собак. Долго ли, коротко ли плутал со своею свитой по лесам Драгош – неведомо, да только напал он на след зубра. Началось преследование. Самая проворная собака из стаи – а звали её Молда – увязалась в погоню за зверем. Гнала она его, гнала, и загнала в реку.

Зубр прыгнул в реку и переплыл её. А собака Молда прыгнула в реку – но не справилась с течением и утонула.

Сошёл с коня Драгош, пригорюнился. Очень уж любил собаку. И решил – пусть отныне река эта носит имя собаки – Молда, а весь край пусть называется Молдовой. Отсюда и повелась земля молдавская.

Ну вот, опять отклонилась от винной темы, да и опять – засиделась за компьютером.

При случае, когда в текстах у меня не будут находиться соответствующие фотографии или картинки, я покажу Вам дополнительно некоторые сохранившиеся этикетки.

Виктор уже «скоро вернётся» из Кролевца, оставив там Колю и машину, так что пора возвращаться к основной теме нашего отпуска…

История винограда.Легенды о вине

Виноград: Какова его история? Откуда он взялся? Как давно на земле существует? Многие-многие годы считалось, что волшебные эти ягоды занесены к нам финикийцами. Но постепенно с развитием знания явились новые факты: наряду с легендами природа открыла интересные страницы, из которых люди смогли прочесть историю винограда в виде отпечатка виноградного листа. Причем, древность этого отпечатка на миллионы лет превосходит древность не только финикийцев, но и всего человеческого рода.

Да, среди ископаемой флоры, среди доисторической растительности Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки и винограда. Оказывается, еще в ту эпоху, называемую третичной, когда на земле выросли, платаны и дубы, тополя и пальмы, появилось и семейство так называемых ампелидных (от греческого ampelos – виноград), то есть – виноградных растений.

Правда, тот дикий, первобытный виноград от нынешнего весьма отличался: Впрочем, об очень давней истории виноградной лозы свидетельствуют не только палеонтологи, не только геологи, но и языковеды, ибо эти слова – «виноград», «лоза», «вино» – были в одном из древнейших языков, санскрите, и в греческом, и в латинском, и во французском, и в китайском, и в древнеегипетском, и в древнеперсидском: Латинисты полагают, что латинское vinum заимствовано из какого-то средиземноморского языка. Специалисты по греческому уверяют, что «ойнос» (из фойнос») пришло из некоего кавказского источника. Но сколько на Кавказе было и есть языков! В общем, до истоков слова «вино» пока не добрались.

В старинных легендах мы можем прочитать, что виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных всемогуществом Бога; что выдавливание сока из плодов винограда было первоначально неизвестно, но Ной, побуждаемый человеческой природой, придумал это, подобно тому, как употребление в пищу мяса. Оказывается, идея посадить виноградную лозу и выжать сок из ее плодов была внушена Ною: козлом, которого он выпустил на волю в Киликии, у горы Корикум. Этот козел, поевши плодов дикого винограда, опьянел и стал бороться с другими животными. Увидев такое действие плодов винограда, Ной посадил их, полив кровью льва – для «сообщения крепости», кровью мистического агнца – для уничтожения в ягодах диких свойств, а потом собрал превосходные плоды.

Согласно другому распространенному преданию, Вакх научил культуре винограда жителей Индии, затем греков. Однажды в гостях у Вакха оказался знаменитый Икар, и узнал он там, как этот самый виноград выращивать, как вино готовить, что, впрочем, Икара и сгубило: один из его работников, которым Икар роздал новый напиток, напились, а другие, считая себя отравленными, своего господина зарезали.

В общем, у всех народов, которые оставили после себя писанные или устные предания, виноградная лоза в этих преданиях занимает особое, почетное место.

Легенды о вине
Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе, и напиток, который так прочно и повсеместно вошел бы в мифы и сказания, как виноградное вино.

Культура винограда и виноделие от самых своих истоков, в течение веков, вплоть до наших дней, сопровождались легендами и народными преданиями, часто очень занимательными и поэтическими. Вот легенда, в которой возникновение культуры винограда и виноделия связано с античным богом Бахусом.

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла.
Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями.

Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще – и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Вот почему пить нужно вина столько, чтобы петь подобно птицам или работать с силой льва. Но никогда не пить столько, чтобы повесить голову.

О том, как впервые было приготовлено вино, рассказывает и персидская легенда

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог всего сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня.
Но тем временем питье из сочных ягод винограда забродило, и когда Джамшид вздумал допить его, то после нескольких глотков почувствовал себя дурно. Тогда, желая предотвратить дальнейшую беду, он написал на каждом фиале “яд”.

Вскоре после этого одна из его жен, впав в немилость, решила покончить с собой. Увидев “яд”, она быстро отпила несколько глотков. Однако к величайшему своему удивлению вместо ожидаемых предсмертных страданий почувствовала такое блаженство, что пришла в неописуемый восторг. И всегда после того, как выпивала этот напиток, она становилась радостной и какой-то по-своему привлекательной. В конце концов, она совсем успокоилась, вернула милость своего покровителя и опять стала его любимой женой.
Женщина хранила свою тайну, пока полностью не выпила весь запас чудодейственного напитка. Но, когда Джамшид заметил, что фиалы опустели, ей волей-неволей пришлось сознаться. Она описала действие напитка такими удивительными красками, что Джамшид решил сам его попробовать. Попробовал и возликовал – мир отразился в волшебном напитке. Так было открыто вино.

Читайте также:  Вино и медицина

Интересные легенды, связанные с виноградным вином, находим в грузинском фольклоре. Вот одна из них.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий – сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил – выпил, остальное слил в кувшины – не выливать же. Месяца через два открыл он кувшин, попробовал – еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток. Созвал он друзей, затеял пир.

Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал:

– Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!
Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал:
– Кто еще выпьет, распетушится, как я!
Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал:
– Кто еще выпьет – вываляется в грязи, как я!
Наконец пришла лиса. Осушила чашу и сказала:
– А кто еще выпьет – вкрадется в него вино воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.
Вот так и действует вино на людей: немного выпьют – веселятся да поют; еще немного – петушатся да дерутся; еще выпьют – уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить – можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

Широко известна легенда о белокрылом аисте с виноградной гроздью в клюве, ставшем эмблемой молдавского виноделия.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы. Осажденным грозила гибель, и враги торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле – к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили.
С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия.

Еще одна молдавская легенда о виноградной лозе и вине перекликается со многими другими сказаниями, относящимися ко времени турецкого владычества.

Захватили Молдавию янычары Султана-паши. Продавали они молдаван как рабов на рынках в Стамбуле, Измире, Алжире. Но были и тогда смелые люди, которые свободу ценили выше жизни. Они уходили в Кодры и становились гайдуками.
Много было среди гайдуков отважных воинов, но среди всех первым считался богатырь Кодряну. Он возглавил борьбу против янычар.
И вот янычары, договорившись с боярами, решили окружить и уничтожить гайдуков. Окружили они леса, все тропы, все дороги заставили рогатками. Отвели в сторону и реку – Когыльник.
И тогда Ляна, невеста храброго Кодряну, вышла на скалу, повернулась лицом к востоку и, как только поднялось Солнце из-за Днестра, спросила его горестно:
– Солнце, Солнце! Неужели моему народу нет места под твоими лучами на этой земле?
Поразилось Солнце красоте Ляны, заглянуло в ее черные глаза и увидело глубокое горе.
– Это твоя земля. Была твоя и будет твоей.
– Как же моя, когда янычары обложили мой народ данью, отца моего и мать продали в Персию, как рабов? Осталась нас горстка смельчаков, да и то погибаем, нечаем избавления.
– Дам я тебе совет добрый,- сказало Солнце.- Посади ты среди этих камней виноградную лозу и поливай ее усердно. Вырастет на ней ягода чудесная. Кто ягоды этой отведает – станет во сто раз сильнее, мечом сможет разрубить дуб; кто вина, сделанного из этих ягод выпьет – станет во сто раз смелее, не страшен ему будет и легион янычар.
Посадила Ляна лозу и стала ждать восхода Солнца. Взошло по утру Солнце, улыбнулось, обласкало лучами своими лозу и девушку-красавицу. Стало им обоим так тепло и радостно, что лоза зазеленела в тот же день, а Ляна запела.
Но вскоре последний источник воды в горах иссяк. Лозу нечем было поливать, и Ляна, видя, как она увядает, плакала и поливала ее своими слезами. На следующий день опять взошло Солнце, и лоза зацвела. Потом настала ночь. И снова красавица Ляна поливала лозу слезами. Солнце взошло из-за Днестра. Оглядело оно лозу, сказало Ляне:
– Бунэ диминяца*, прекрасная девушка! Исполнилось твое желание. Иди, зови своих гайдуков. (Бунэ диминяца – доброе утро (молд.))
Пока ходила Ляна за гайдуками, на лозе появились грозди золотистых ягод, светлых и сочных. Отведал этих ягод первым богатырь Кодряну. Взмахнул своим мечом – и разрубил дуб в три обхвата. Только сталь зазвенела. Ягоды и вино с лозы Ляны сделали гайдуков непобедимыми.
Стали они во сто раз сильнее и во сто раз смелее. Вышли на бой против свирепых янычар и победили их.
Этими сказаниями не исчерпываются, конечно, произведения народного творчества, имеющие отношение к винограду или вину. Есть еще немало сказок и преданий, застольных обрядовых песен, пословиц и поговорок, в самой основе которых или в каких-либо деталях и сравнениях фигурирует то виноградная лоза, то “лист зеленый винограда”, то вино “пенно-пурпуровое, огненное, искрометное”.

Легенды о рождении вина

Прекрасная виноградная лоза родилась давным-давно от Солнца и Земли. Ее первые грозди наливались живительным соком очень быстро, с утра до сумерек. И те, что успели созреть на рассвете, покрылись нежным розовым румянцем утренней зари. Грозди, которые созрели днем, вобрали в себя золото полуденного солнца. Ягоды же, созревшие поздно вечером, с наступлением темноты приняли цвет южной ночи – темно-синий и восково-черный. Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе. И дело тут не только в конечном напитке.

Звезда Виноградица.

Было время, когда гроздья винограда росли на ветвях огромных вязов, так как виноградной лозы еще не было. И тогда щедрый Дионис решил подарить своему любимцу, юноше Ампелу, сыну сатира и нимфы, сочную виноградную гроздь. Но предложил ему самому взять подарок, находившийся на тонкой и длинной ветке очень высокого вяза.

Несчастный Ампел, не добравшись до грозди, упал с дерева и разбился насмерть. Горько оплакивая гибель своего любимца, Дионис превратил его тело в чудесную гибкую лиану с виноградными гроздьями и назвал растение «ампелос», а из души сотворил новую звезду – Виноградицу.

И сейчас можно увидеть эту звезду на небе или на звездной карте в созвездии Девы. А имя бедного юноши, данное Дионисом чудесному растению, осталось увековеченным в истории виноградных наук, так как от него позаимствовали свои названия науки ампелология и ампелография.

Для греков виноград был объектом настоящего культа, эмблемой цивилизации.

Как впервые был приготовлен самый популярный напиток из винограда

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее росток и пошел дальше. В руке юного бога растение стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки.

Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей, Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растение вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительная находка все росла и росла.

Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил его вместе с костями. Кустик быстро разросся.

К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первый напиток из винограда и стал услаждать им людей.

Но случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще – и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Персидская легенда.

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог его сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня. И он забродил.

Грузинская легенда.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий – сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил – выпил, остальное слил в кувшины – не выливать же.

Месяца через два открыл он кувшин, попробовал – еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток? Созвал он друзей, затеял пир.

Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал: – Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!

Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал: – Кто еще выпьет, распетушится, как я!

Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал: – Кто еще выпьет – вываляется в грязи, как я!

Наконец, пришла лиса. Осушила чашу и сказала: – А кто еще выпьет – вкрадется в него напиток воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.

Вот так и действует до сих пор виноградный напиток на людей: немного выпьют – веселятся да поют; еще немного – петушатся да дерутся; еще выпьют – уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить – можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

Легенда о белокрылом аисте.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы.

Осажденным грозила гибель, и враги уже торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле – к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили. С тех пор аист стал символом счастья, благополучия и богатства молдавской природы.

Божественная лоза.

В процессе превращения ягоды винограда из одного состояния в другое древние люди усматривали нечто магическое, вовлекающее в процесс брожения какую-то сверхъестественную силу. Поэтому всегда считалось, что вино имеет божественное происхождение.

Виноградная лоза – один из самых распространенных символов христианской религии, согласно словам Христа: «Я есмь виноградная Лоза» («Евангелие от Иоанна», 15:1). Ученики – это побеги, лоза и виноградные гроздья и хлеб в причастии символизируют тело и кровь Христа.

В древнееврейской символике виноградная лоза представляет израильтян как богоизбранный народ, вместе с фиговым деревом она – символ мира и достатка.

Виноград в геральдике.

Виноградная лоза и виноградные грозди вошли в гербы городов: Чугуев, Изюм, Аккерман, Ялта, Ташкент, Телави и др. В гербах Армении, Грузии, Молдовы, Туркменистана также имеются изображения винограда. На монетах древних государств, население которых занималось виноторговлей, имеются изображения винограда.

Самая древняя русская медаль с изображением винограда, относящаяся ко времени царствования Екатерины II, была учреждена для награждения воспитанниц Смольного института. На медали виден виноградник, а под ним надпись: «Тако созревают».

Ссылка на основную публикацию