Китайская легенда происхождения вина

Легенды о виноделии

Мифы и легенды.

Болгария.

По мнению ученых, Болгария (Фракия) – это одна из первых винодельческих стран в мире, в которой вино начали производить уже более 4000 лет назад и к тому же, на ее территории открыто древнейшее в истории человечества обработанное золото.

Фракийцы вошли в историю как храбрый, смелый, дружный и веселый народ. Именно во Фракии родился культ бога виноградной лозы и веселья.

Во Фракии существовал культ героя, мифического всадника, большого весельчака, великого винодела и воина, приносящего веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Его образ был настолько популярен, что какое-то время фракийцы чеканили его на своих золотых монетах.

Рассказывают, что однажды, в ХIХ веке на свадьбу молодому виноделу Деяну подарили старинную фракийскую монету с изображением всадника.

Гость сказал, что эта монета веками хранилась в их семье и что она приносит удачу и радость. В то время Болгария находилась под гнетом турецкого ига. Турки уничтожали виноградники и запрещали производить вино. Но всякий раз, когда турецкие солдаты приходили вырубать виноградники, хозяйство Деяна счастливым образом избегало этой напасти.

Деян был уверен, что это заслуга чудесной монеты и даже сделал её гербом своего хозяйства, поместив изображение монеты с всадником на вина “Злата България”.

До сих пор потомки Деяна продолжают радовать людей винами с всадником марки , и верить, что они приносят удачу.

Легенды о вине.

Приведем наиболее известные легенды о вине:

Фракийская легенда.

Фракийская легенда происхождения вина гласит: В одном из фракийских селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел.

Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим.

В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым.

Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина.

Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось.

Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Персидская легенда.

Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников.

От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы, давшие множество плодов.

Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем.

Прошло несколько месяцев.

Любимица царя – прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала несколько дней.

Когда же она проснулась, то стала бодрой и здоровой.

Все узнали о чудесном исцелении. Тогда царь пpизнал прокисший сок винограда и провозгласил его “царским лекарством”.

Древнегреческая легенда.

Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником.

Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня.

С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино.

От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда – ампелографии.

Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.

Легенды мира о виноделии и вине.

Начало начал.

Во времена большого переселения народов на территорию, между Эгейским, Черным и Мраморным морями, пришли фракийцы воспетые в гомеровской «Илиаде» как отважные воины царя Резоса – союзника троянцев.

Они принесли с собой культ бога вина Севациоса и дали название Фракии. Именно здесь впервые появилось виноделие.

Ничего удивительного, что позже наиболее почитаемым божеством во Фракии стал греческий бог виноградарства и виноделия Дионис по прозвищу Вакх. Он был сыном Зевса и Семелы, родившимся при довольно драматичных обстоятельствах.

Однажды Семела с капризностью, свойственной всем беременным женщинам, возжелала увидеть Зевса во всей красе.

Тот приехал на колеснице, запряженной огнедышащими лошадьми, и прихватил с собой парочку-другую молний. От них-то и загорелись покои Семелы, и она погибла, успев родить шестимесячного ребенка. От огня его спас густой зеленый плющ, внезапно выросший из земли. Вскоре подоспел отец и зашил малыша в свое бедро. Оттуда и появился на свет окрепший Дионис.

Гера, законная жена Зевса, еще долго преследовала ребенка. В частности, она послала безумие на Афаманта, мужа сестры Семелы, воспитывавшего Диониса. Тогда Зевс отдал сына нимфам из Нисейской долины, которых позже взял на небо и сделал созвездием Гиад.

Дионис вырос, нашел виноградную лозу и стал бродить по свету со свитой вакханок, сатиров и селенов, обучая людей виноделию. Благодарные смертные устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии. За отказ поучаствовать в одной из них вакханки растерзали легендарного фракийского певца Орфея. А ведь было время, когда его пение ублажало капризную Персефону и успокаивало бушующую стихию во время похода аргонавтов. Но после смерти красавицы жены поэт отрекся от дамских ласк и прочих радостей жизни.

Именно от «дионисий» со временем произошел театр, а от дифирамбов (похвальных гимнов в честь Диониса, исполняемых наряженными в козьи шкуры певцами) произошла трагедия — буквально «песня козлов».

Квасура — Дионис по-славянски.

Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада — богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток — сурью.

Как-то, придя к нему, она велела смешать мед с водой и поставить смесь осуриваться на солнце. Позже Квасура дал рецептик прародителю славян Богумиру, который первым совершил жертвоприношение сурьей.

Прошло много лет, и славяне построили город на Днепре и назвали его Голунь.

Прошло еще немало лет — и на Голунь напали греки, ведомые Сабазисом, сыном Дыя. И была битва не людей, но богов. Причем богов, покровительствовавших не чему иному, как виноделию.

На стороне греков сражался Дионис, а интересы славян отстаивали местные Квасура и Китоврас.

Воспоминания об этом эпизоде греко-славянских отношений сохранились в мифологии наших народов. Так, грекам хорошо известен миф о путешествии Диониса в Индию (на самом деле — в Венедию).

Мы же имеем русскую былину «О Вавиле и его волшебных помощниках».

Вавила был простым сельским тружеником. День и ночь он пахал землю. Именно за этим занятием застали его Квасура и Китоврас, решившие изгнать греков из Голуни. «Заиграй, Вавила, во гудочек, во звончатый переладец, а Квасура с Китоврасом приспособят!», — сказали веселые боги хмеля — и Вавила, привыкший держать в руках исключительно орало, заиграл на гудочке (струнный инструмент, не путать с современной дудочкой). Его игра была столь чудесной, что боги взяли его скоморошить. Согласно их плану, Вавила должен был «переиграть царя Собаку и сына его Перегуду».

По дороге в царство Собаки-Сабазиса освободители отечества награждали добрых людей и наказывали злых, объясняя таким образом, «что такое хорошо, и что такое плохо». К примеру, белье милой девушки они превратили в атлас, а на поле грубияна-земледельца наслали птиц, которые склевали его посевы.

Против чудесной игры Вавилы и его волшебных друзей не могли устоять ни животные, ни растения, ни даже стихии. Ничего удивительного, что они с легкостью переиграли царя Собаку вместе с его сыном Перегудой и дочерью Перекрасой и освободили славный Голунь. С тех пор новым правителем города стал скоморох Вавила.

Алкогольный интернационал.

Альтернативными божествами алкогольных напитков у славян была супружеская чета — Хмель и его благоверная Сурица. У славян Сурица почиталась как солнечная богиня радости и света. Видимо, отсюда происходит и название хмельного напитка — сурья (иными словами — «мед питный»).

С хмельным весельем у славян был и Ярило. Он не был богом, но нашими предками почитался с не меньшей набожностью. Веселый красавиц Ярило олицетворял весеннее плодородие и сексуальною мощь. Не зря его культ, отмечавшийся весенней порой, оказался весьма живучим.

Еще в XIX веке в Белоруссии существовал обычай усаживать босоногую девушку на белого коня, (она играла роль Ярилы) и водить вокруг нее хороводы. Слухи о бесчинствах и пьяном разбое во время отбывания культа Ярилы в землях Российской империи доходили даже до царского престола.

Имена и функции славянских богов удивительным образом переплетаются с аналогичными божествами других народов.

Так, древнеиндийские мифы рассказывают нам о Сурье — солнечном боге, колесящем по небу на семи кобылицах, гривы которых подобны лучам солнца. Иногда его изображали в виде птицы или летящего ежа. У него была дочь — тоже Сурья (похоже, фантазия жителей Древней Индии не отличалась разнообразием). Она была замужем за Сомой, богом одноименного напитка — сомы.

В скандинавской мифологии есть Квасир, маленький мудрый человечек, родившийся из слюны богов. Как-то раз подлые карлики пригласили Квасира в гости и убили.

Его кровь смешали с пчелиным медом и приготовили хмельной напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение — мед поэзии.

За право владеть этим чудесным напитком велись жестокие войны на скандинавском «Олимпе».

Наука Бахуса.

А на диаметрально противоположном конце Земли, в еще неизвестной европейцам Америке жил народ майя со своим богом вина — Аканом.

С ними соседствовали ацтеки, чьим богом виноделия был Патекатль. О нем говорили, что «он из страны лекарств». Патекатль был богом трав и кореньев, из которых готовили подобие вина — отклю. Ацтеки видели Патекатля непременно с топором и щитом, либо же с листом агавы и копательной палкой. Он был женат на Майяуель — богини агавы. Именно из «голубой агавы» (а не из колючек кактусов, как принято считать) готовят текилу. Внешне агава похожа на большой ананас весом более 100 кг.

Легенда рассказывает о том, что лет двести тому назад один крестьянин полол грядки голубой агавы и обнаружил дымящую трещину.

Она превратилась в вулкан, высота которого через пару недель составила 50 м, а через год — 200 м. Очевидно, поэтому считается, что лучшая агава весом в 250 кг растет на склонах вулканов.

Прародителем современной текилы был напиток пульке. Его богом считался Оме Точли — один из 400 детей Майяуель, у которой для них имелось ровно 400 грудей. Ацтеки позволяли пить пульке лишь четыре раза в год.

Знать меру призывала и древнеримская легенда. Однажды местный бог виноделия Бахус подобрал у дороги понравившееся ему растение. Он решил во что бы то ни стало посадить его в своем саду. День был жарок, а путь домой — не близок. Чтобы росток не завял, Бахус положил его в полость кости орла. Но вскоре росток начал активно развиваться, и прежнее убежище пришлось сменить на кость льва. Но и там растение долго не залежалось. Заботливый бог нашел для него более просторное жилище — кость осла.

Через некоторое время из ростка выросла прекрасная виноградная лоза с изумительными плодами. Из них Бахус сделал напиток и явил людям вино. Оно, как оказалось, обладало невероятной генетической памятью. Так, отведавшие его люди стали чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в небесах. Те, кто не останавливался на выпитом, находили в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого казалось недостаточно, в результате превращался в глупого осла.

Правитель винного родника.

Если хочешь забыть о собственной бедности — продай все, купи на вырученные деньги вино и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин. А при этом не забудь молиться Симе Сян-жу. Такой незатейливый рецепт богатства предлагает китайская мифология.

В ней Сима Сян-жу является наиболее авторитетным богом среди виноторговцев. В основе его образа лежит реальный исторический персонаж — поэт Сима Сян-жу, живший приблизительно в 179-117 гг. до н.э. Его постоянно терзали смутные мысли о безденежье. Ни всеобщий почет, ни признание его таланта, ни даже ласки красавицы жены не радовали его. Чтобы покончить с незавидным материальным положением, Сима Сян-жу решил одолжить деньги и открыть винную лавку.

Через некоторое время он заработал огромное состояние и незабвенную память. А после смерти стал считаться покровителем не только торговцев вином, но и всех тех, кто стремится разбогатеть.

В китайском пантеоне существует строгое распределение обязанностей между богами. Если Сима Сян-жу отвечает за успешную продажу вина, то его изготовление опекает Ду Кан, который прославился тем, что первым начал делать вино.

Ду Кан якобы жил при мифическом государе Хуан-ди («желтом предке»). Хуан-ди не стал богом ни виноделов, ни виноторговцев. Зато он вполне мог бы объединить под своим покровительством дровосеков, охотников и моряков. Ведь именно он изобрел топор, лук и стрелы, помог людям сделать лодку и даже колокол. На его алтарь следовало бы приносить дары Кельвину Кляйну, госпоже Шанель и господину Версаче, поскольку никто иной, как Хуан-ди смастерил первые туфли и пошил первую одежду, придумав разделить ее на мужскую и женскую.

Но оставим в покое кутюрье и вернемся к китайским виноделам, которые убеждены, что качество их продукции зависит от воды, из которой ее приготовили.

Не зря одно из прозвищ Ду Кана звучит, как Цзюцюань тайшоу, то есть «правитель винного родника». Одними из наиболее качественных считаются вина из провинции Шаньдун. Именно здесь расположен храм Шуня, а в нем находится родник, названный именем Ду Кана. Из его воды готовили наилучшие вина.

Ду Кан умер в день, находящийся под циклическим знаком «ю». С тех пор возделывать вино в такие дни строго запрещено.

Винное братство.

В представлении экзотичных жителей Месопотамии — шумеров — вино было тесно связано с властью. А богом виноделия считался Энлиль — бог богов, владыка Вселенной.

Шумеры верили, что он «пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино». Точнее, им хотелось так верить.

На самом деле, с изобилием винограда в Месопотамии не сложилось: лоза в здешнем климате росла плохо. Поэтому вино чаще всего привозили с Армянского нагорья. Следовательно, виноторговля, как и пивоварение, у шумеров было на хорошем счету. Не случайно их царица Ку-Баба якобы происходила из рода корчмарей.

А вот ирландцы показали себя народом, умеющим не только изготавливать вино, но и охранять его. С этой целью они придумали клураканов, занимающихся сохранностью вина и пива в винных погребах.

Мифические старички пугают слуг, дерзнувших воровать хозяйское вино. Но сами не отказываются опрокинуть стаканчик-другой. После этого они седлают овец, крича и подбрасывая шляпы. Клураканы напоминают помесь домовых и гномов. А от бродячих фейри их можно отличить по красным курточкам. Как и домовые, они опекаются домом, а если хозяин решает переехать, то сопровождают его, забравшись в бочку с вином. Как и гномы-леприконы, они знают, где зарыты клады, и могут показать дорогу, если с ними подружиться. А, как известно, самый легкий способ завести знакомство — за бокалом хорошего вина.

Как видим, человеческий гений далеко продвинулся, чтобы оправдать свои маленькие слабости. Фантазия наших предков наплодила многочисленных богов виноделия и создала о них легенды, которые позволяют нам глубже узнать как ментальность отдельного народа, так и характер целой эпохи.

Vladimir заходил вчера в 17:56

ЛЕГЕНДЫ О ВИНЕ.

Вино не только культура, но и культ!

Вино в искусстве – тема только на первый взгляд легкомысленная. У древнейшего напитка множество священных ипостасей, и искусство отражает их наиболее полнокровно.

Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда – ампелографии. Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.

(Фракия – древняя страна, была расположена на границе нынешней Греции и Болгарии). Фракийская легенда происхождения вина гласит: В одном из фракийских селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим. В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым. Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников. От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы, давшие множество плодов. Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем. Прошло несколько месяцев. Любимица царя – прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала несколько дней. Когда же она проснулась, то стала бодрой и здоровой. Все узнали о чудесном исцелении. Тогда царь пpизнал прокисший сок винограда и провозгласил его “царским лекарством”.

Если хочешь забыть о собственной бедности — продай все, купи на вырученные деньги вино и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин. А при этом не забудь молиться Симе Сян-жу.
Такой незатейливый рецепт богатства предлагает китайская мифология. В ней Сима Сян-жу является наиболее авторитетным богом среди виноторговцев. В основе его образа лежит реальный исторический персонаж — поэт Сима Сян-жу, живший приблизительно в 179-117 гг. до н.э. Его постоянно терзали смутные мысли о безденежье. Ни всеобщий почет, ни признание его таланта, ни даже ласки красавицы жены не радовали его. Чтобы покончить с незавидным материальным положением, Сима Сян-жу решил одолжить деньги и открыть винную лавку. Через некоторое время он заработал огромное состояние и незабвенную память. А после смерти стал считаться покровителем не только торговцев вином, но и всех тех, кто стремится разбогатеть.

В китайском пантеоне существует строгое распределение обязанностей между богами. Если Сима Сян-жу отвечает за успешную продажу вина, то его изготовление опекает Ду Кан, который прославился тем, что первым начал делать вино.
Ду Кан якобы жил при мифическом государе Хуан-ди («желтом предке»). Хуан-ди не стал богом ни виноделов, ни виноторговцев. Зато он вполне мог бы объединить под своим покровительством дровосеков, охотников и моряков. Ведь именно он изобрел топор, лук и стрелы, помог людям сделать лодку и даже колокол. На его алтарь следовало бы приносить дары Кельвину Кляйну, госпоже Шанель и господину Версаче, поскольку никто иной, как Хуан-ди смастерил первые туфли и пошил первую одежду, придумав разделить ее на мужскую и женскую.

Но оставим в покое кутюрье и вернемся к китайским виноделам, которые убеждены, что качество их продукции зависит от воды, из которой ее приготовили. Не зря одно из прозвищ Ду Кана звучит, как Цзюцюань тайшоу, то есть «правитель винного родника». Одними из наиболее качественных считаются вина из провинции Шаньдун. Именно здесь расположен храм Шуня, а в нем находится родник, названный именем Ду Кана. Из его воды готовили наилучшие вина.

Ду Кан умер в день, находящийся под циклическим знаком «ю». С тех пор возделывать вино в такие дни строго запрещено.

Виноделие Древнего Китая

Агентство Синьхуа сообщило, что при раскопках гробницы в городе Лоян археологи обнаружили бронзовый сосуд возрастом около двух тысяч лет. Жидкость, находившаяся в сосуде, сохранилась в весьма большом объеме – более трех с половиной литров. Химический анализ пока не проводился, но внешний вид, запах и контекст находки говорят, что это рисовое вино – популярный напиток Древнего Китая, использовавшийся и в погребальных ритуалах.

Первые свидетельства потребления алкогольных напитков на территории Китая относятся еще к неолитической эпохе. На керамике возрастом около 9000 лет из поселения Цзяху (провинция Хэнань) найдены следы напитка, который химики определили как из сброженную смесь фруктов, риса и меда. Правда, точно определить использованные для приготовления вина плоды невозможно. Это мог быть виноград (его косточки были обнаружены в Цзяху), но могли быть, например, кизил или боярышник.

Архаичная форма иероглифа цзю (酒), который обычно переводят как «вино», встречается в самых ранних письменных памятниках Китая – гадательных надписях на панцирях черепах. Правителей того времени весьма волновали вопросы правильности жертвоприношений, поэтому при гадании они задавали вопросы, использовать ли при жертвоприношении богам и духам предков молодое или же старое вино. Перед использованием в ритуале вино необходимо было очистить. Для фильтрации вина использовали стебли одного из видов тростника, известного под названием цзин-мао. Регулярные поставки этого тростника были одной из обязанностей вассальных князей. Сохранились упреки в адрес одного из нерадивых поставщиков: «Вы не представляете в свертках тростник мао, входящий в число ваших подношений, из-за чего жертвы [духам] ванов не приносятся, так как нечем очищать вино. ».

Чаша и жаровня для подогревания вина времен династии Западная Хань (Музей города Лоян)

Появились легенды о создателях вина. В историческом сочинении «Чжаньго цэ» («Стратегии сражающихся царств») изобретателем называется И-ди, один из министров мифического императора Юя. который преподнес созданный им напиток своему повелителю. Юй испробовал вино, нашел его приятным, но произнес: «Между последующими поколениями непременно явятся люди, которые благодаря вину потеряют их царства». Поэтому Юй отказался пить вино в дальнейшем.

Другим изобретателем вина называли Ду Кана, про которого мало что известно. Иногда его отождествляют с Шао Каном – не менее мифическим императором из династии Ся. Рассказывают, что у Ду Кана был нерадивый сын Хэй Та, который не уследил за бродившим рисовым вином. Правда, в результате Хэй Та стал изобретателем знаменитого черного рисового уксуса из Чжэньцзяна.

Но следует помнить, что все это вино не было виноградным, оно изготавливалось из риса, проса и других видов зерна. Сначала, видимо, китайское вино из злаков представляло собой довольно слабый напиток, подобный тем, что были известны во многих уголках мира, начиная с Древнего Египта и Междуречья. Чаще всего для его обозначения историки используют слово «пиво». Но затем китайцы овладели технологией, позволившей им получать более крепкий вариант вина.

Дело в том, что обычно для брожения зерна в него добавляют солод – пророщенные зерна злаков. В солоде содержится необходимый для процесса фермент амилаза. Китайцы, изготавливая свое вино, нашли другой выход – добавление к зерну плесневого грибка, который тоже производит амилазу, причем взаимодействие с крахмалом в данном случае происходит более эффективно. Впервые упомянут этот метод в трактате «Чжоули» («Чжоуские ритуалы», около 300 года до н. э.).

Плесневая ферментация до сих пор используется при изготовлении традиционных алкогольных напитков в Китае и других странах Восточной Азии, в частности, именно так делают японское саке. В качестве грибка чаще всего выступает Aspergillus oryzae, иногда применяют другие виды. Открытие плесневой ферментации стало одним из двух крупнейших достижений Китая в области виноделие (второе – независимое изобретение перегонки).

Грибок Aspergillus oryzae на зернах риса

Узнали китайские виноделы и еще один секрет. Если в процессе брожения к вину несколько раз добавлять зерно с грибком, то крепость вина повысится. Такую операцию называли «убиванием зерна». Для полученного в результате крепкого вина (до 20 % по объему) использовался особый термин чунь.

Теоретическое осмысление плесневой ферментации было сделано в духе традиционного для Китая представления о светлом начале ян (в данном случае в этой роли выступает рис) и темном начале инь (грибная закваска). Их встреча вызывает повышение температуры напитка, что и служит причиной брожения.

Седой старик –
Варю вино из проса.

Стучится дождь
У моего окна.

Я на судьбу
Не взглядываю косо:

В уединенье
Слава не нужна.

Ду Фу «Отдаюсь своим мыслям», перевод А. Гитовича

Даже в XIII веке, когда китайцам уже было известно виноградное вино, вино из злаков оставалось более распространенным. Марко Поло писал: «Весь почти народ в области Катай пьет вот какое вино: приготовляют его из риса с другими хорошими пряностями, и питье выходит лучше всякого другого вина: и чисто, и вкусно; вино горячее, и пьянеешь от него скорее, нежели от другого» («Книга о разнообразии мира», II, C. Перевод И. М. Минаева).

Рано появились вина с разнообразными добавками. Они могли быть растительными, такими как цветы османтуса душистого (Osmanthus fragrans) в вине гуйхуацзю (桂花酒), которое традиционно пили на Праздник середины осени. Или минеральными, как в сёнхуанцзю (雄黃酒) – вине с измельченным реальгаром – минералом, который представляет собой сульфид мышьяка. Вином с мышьяком угощались в пятый день пятого месяца, на Празднике драконьих лодок. Его до сих пор часто готовят в домашних условиях, добавляя 50 – 100 граммов сульфида мышьяка на литр вина и настаивая в течение нескольких часов. Считается, что токсичный мышьяк в составе реальгара не может нанести серьезного вреда здоровью, так как реальгар плохо растворяется и, соответственно плохо всасывается в пищеварительной системе. Однако современные врачи относятся к обычаю настороженно, так как в реальгаре в качестве примесей могут содержаться и более опасные соединения мышьяка.

Вино из риса, проса или других злаков (хуанцзю, 黄酒) и сейчас популярно в Китае. Но в Китае производится и виноградное вино (путацзю,葡萄酒). Девичий виноград триостренный (Vitis thunbergii) и виноград хэйнаньский инжиролистный (Vitis heyneana ssp. ficifolia) росли в Китае с давних пор, и их плоды использовались для изготовления алкогольных напитков: можно вспомнить археологические находки из Цзяху. Письменные упоминания о виноградном вине из местного сырья можно найти в книге «Шэнь-нуи бэнь цао цзин» («Канон Шэнь-нуна о корнях и травах») – самом древнем памятнике китайской фармацевтики. Культурный виноград (Vitis vinifera) попадает в Китай во II веке до н. э. с запада. И на этот раз это событие произошло благодаря не мифическому герою, а вполне историческому лицу – знаменитому путешественнику и дипломату Чжан Цяню (ум. в 114 г. до н. э.). Чжан Цянь посетил страны Средний Азии, где в то время уже имелось развитое виноделие, и, вернувшись, привез с собой лозы винограда, которые были посажены возле императорского дворца в городе Сиань (Чанъань). Возможно, и не весь виноград Китая происходит от лоз, привезенных Чжан Цянем, но он точно способствовал распространению этой культуры.

В эпоху Трех царств (220–280 годы) император Цао Пэй отмечал, что виноградное вино слаще зернового, а, выпив его слишком много, легче потом прийти в себя. Виноград стали разводить в Китае, особенно в провинции Ганьсу, но выращивалось его немного, поэтому виноградное вино оставалось экзотическим продуктом, доступным только избранным. Распространилось оно при династии Тан, когда Китай завоевал княжество Гаочан, находившееся в оазисе в Турфанской впадине. Жители Гаочана давно выращивали виноград, и китайцы переняли у них агротехнику и получили сорт мажу («соски кобылицы» 馬乳) с удлиненными ягодами. С тех пор вино «из Западного края» прославляли многие китайские поэты.

Статуэтка эпохи Тан, изображающая согдийского торговца с винным бурдюком (Королевский музей Онтарио)

У китайских авторов, начиная с династии Хань, вино упоминается нередко, в описаниях как ритуалов почитания богов и духов предков («Если в стране царит порядок и достаток, то для свершения жертвоприношения Небу всегда найдутся чистое вино и ритуальная посуда», – говорится в книге «Мо-Цзы»), так и светских развлечений («[Император Чжоу] любил вино, распутство и развлечения, питая пристрастие к женщинам», – сообщает Сыма Цянь). Не мыслились без вина многие официальные церемонии. Когда армия китайского императора возвращалась из похода, требовалось обязательно провести ритуалы чжэнь люй «приведения [войска] в порядок» и инь чжи «завершающего [вино]пития».

Правители в древнем Китае внимательно относились к качеству вина. Сохранилась легенда, что однажды на собрании ванов чускому правителю виночерпий под видом знаменитого вина из царства Чжао налил дешевое вино из Лу. Тот разгневался, но, не понял, что была совершена подмена, поэтому напал на столицу Чжао – город Ханьдань. С тех пор возникла поговорка: «Дрянным оказалось вино из Лу, а осаде подвергли Ханьдань».

Вино в разумных дозах рекомендовали китайские медики. Питье вина, как считали, передает человеку жизненную силу плодов. Искусство винопития цзю шу превратилось в один из видов важного для китайской медицины учения о ян шэн «вскармливании / пестовании жизни», состоящего в правильной регуляции жизненной энергии ци. Считалось, что опьянение активизирует потоки этой энергии в теле, но, в конце концов, человек утрачивает контроль над ней, и ци испаряется, а человек остается разбитым и обессиленным. Цель искусства винопития состоит в том, чтобы не упустить ци, а аккумулировать ее в своем теле.

Употребление вина стало важной частью культуры. «На небе есть созвездие Цзю-ци («Винное знамя»), на земле есть округ Цзюцюань («Винный источник»), а у людей есть врожденная склонность смаковать вино. Если бы Яо не выпил бы тысячи мер вина, разве он стал бы совершенномудрым?», – говорил историограф Кун Жун (153 – 208 годы).

Вино есть — его процедите для нас,

А нету вина, так купите для нас,

Как гром, барабаны, гремите для нас,

Живей, плясуны, попляшите для нас!

А время придет отдохнуть нам — опять

Прозрачное будем вино попивать.

(Ши-цзин («Книга песен»), II, I, 5, перевод А. А. Штукина).

Еще один метод повышения крепости вина китайцы узнали у кочевников Центральной Азии. Те в V веке регулярно поставляли в составе дани китайским императорам «вымороженное вино» (дун цзю). При замораживании вина оставалась небольшое количество незамерзшей жидкости с высокой концентрацией спирта. Впоследствии китайцы и сами стали делать «вымороженное вино».

Но уже в VII веке необходимость в «вымороженном вине» отпала, так как китайцы освоили наиболее эффективный способ повышения крепости напитка – дистилляцию, создав ее независимо от византийских и арабских ученых. Перегнанный спиртной напиток получил в Китае название шао цзю «горящее вино». Некоторые исследователи даже предполагают, что голландское название brandewijn «горящее вино», ставшее источником английского слова brandy, возникло как перевод китайского шао цзю в ходе торговли между китайцами и Голландской Ост-Индской компанией.

Краткая история появления вина

Никакой другой напиток в мире не вызывает столько споров и пересудов. Практически каждая страна утверждает, что именно она является родиной забродившего виноградного сока, а те, кто не претендует на пальму первенства, считают, что только они умеют делать «настоящее» вино.

Археологи не могут дать однозначный ответ на вопрос «кто, где и когда изобрел вино?». Очевидно, что уже 8-10 тысяч лет назад люди знали культурный виноград Vitis Vinifera, ели его плоды и пили его сок. По крайней мере, сохранились черепки глиняных сосудов с остатками винного напитка, а первые графические и текстуальные свидетельства существования вина датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Этимология названия

По одной из версий современное слово «вино» родственно грузинскому «ghvivill» – «цвести, бродить». Фасмер (известный немецкий языковед российского происхождения), однако, прослеживает общие корни со славянским «вить», а некоторые исследователи даже утверждают, что в основе термина лежит санскритский корень «vena» – «любимый». Ни у одной из гипотез нет доказательств.

Легенды о происхождении вина

Любопытный факт: в любой древней религиозной системе есть миф о том, как появилось вино. Особенно известна греческая легенда: античные сказители уверяют, что винить (или благодарить?) следует пастуха Эстафилоса. Он искал овцу, а когда нашел беглянку, животное поедало листья какого-то незнакомого растения. Удивленный юноша собрал плоды странного дерева и принес их своему хозяину, тот выжал из них сок и получил освежающий напиток. Все остальное – дело техники: однажды виноградный сок случайно оставили на солнце, он перебродил, и люди узнали, что получившийся хмельной напиток веселит не хуже похода в древнегреческий театр, а исцеляет почти как Гиппократ.

Дионис – греческий бог виноделия

Римляне, финикийцы, древние германцы и прочие народы приписывали честь создания вина своим богам – неудивительно, что этот напиток активно использовался во время религиозных ритуалов и считался яством для знати. Впрочем, в том же Древнем Риме вино было настолько распространено, что его давали даже рабам – но, конечно, это были не коллекционные ароматные вина, а напиток третьего сорта. В римской мифологии утверждается, что первую в мире виноградную лозу посадил Сатурн – бог земли и посевов.

Очень трогательна и по-восточному изыскана персидская легенда: в Малой Азии верят, что некий царь получил семена винограда в дар от благодарной птицы, спасенной им от змеи. Выросло дерево, дало плоды, виноградный сок оказался сладок и свеж, и долгое время люди пили его, чтобы утолить жажду. Однажды царю принесли подкисший напиток, он рассердился, велел убрать сосуд подальше. Перепуганные слуги унесли негодный сок в подвал, да там и забыли.

Некоторое время спустя любимая наложница царя слегла с сильной головной болью. Девушка не спала несколько ночей, она так мучилась, что решила умереть. Она выпила весь перебродивший сок, надеясь, что он превратился в яд, однако всего лишь проспала несколько суток и проснулась полностью здоровой. Так вино стало известно тюркским народам.

Вино и география

В Египте история виноделия уходит корнями в эпоху Древнего царства (начало XXVIII — середина XXIII в. до н.э.) – сохранились барельефы, изображающие сборщиков винограда за работой, есть также письменные свидетельства.

В Греции история вина началась около 4000 лет назад – этому способствовал мягкий теплый климат страны. Кстати, эллинское вино сильно отличалось от современного: это был густой напиток с травами, орехами, мёдом. Некоторые рецепты предписывали даже добавлять в вино золу, белую глину или масло.

Рим, очевидно, перенял греческие традиции, обогатил их и успешно распространил по остальному миру в ходе победоносных завоеваний. Именно римляне научились выдерживать вино в бочках (в литературе того времени упоминаются сорта столетней выдержки, хотя это маловероятно) и наладили экспорт в другие страны Европы.

Закавказье претендует на роль «колыбели» виноделия – в этом регионе вино появилось не менее 4000 лет назад, а семантический анализ самого слова «вино» не исключает его кавказского происхождения.

Во Франции производить ароматный пьянящий напиток начали не позже VII века до н.э., в Португалии – во II в. до н.э., а в Германии – по самым скромным прикидкам как минимум в I веке нашей эры, а то и раньше.

Вино в Средневековье

В Средние Века распространению вина поспособствовало два фактора: укрепление Христианства и мореходство.

Церковь не только всячески поощряла потребление вина в ритуальных целях, но и сама его производила – до сих пор высоко ценятся монастырские сорта. Благодаря освоению мореходства, страны-производительницы вина смогли наладить торговые связи не только с ближайшими соседями, но и с другими континентами. Распространённое заблуждение, что вино попало в Китай и Японию на кораблях, но на самом деле, оно существовало там и раньше, просто частенько оказывалось под монаршим запретом.

Монастыри делали вино для церковных нужд

Именно благодаря развитому экспорту в Англию стали популярны такие напитки, как херес и мадера: британцы пили вино как воду – в буквальном смысле, в Средние века никто и слыхом не слыхивал про чай, именно вино подавали к столу во время любого приема пищи.

Развитию вина немало способствовала алхимия – средневековым ученым нередко удавалось находить не только новые химические соединения, но и оригинальные вкусы.

Победоносному шествию вина по Европе чуть не помешала разразившаяся в конце XIX века эпидемия филлоксеры. Именно тогда на международную арену вышли абсент, пиво и другие виды алкоголя. К счастью, хоть и с потерями, но этот критический момент в истории вина преодолели – европейские лозы стали скрещивать с североамериканскими сортами, имеющими врожденный иммунитет к вредителю.

Филлоксера на листе винограда

Виноделие в России

Несмотря на то, что в некоторых регионах современной России виноделие появилось много веков назад (территория современного Дагестана, низовья Дона), в целом на Руси отдавали предпочтение хмельному меду, пиву и браге. Промышленное производство вина началось только при Петре I – прогрессивный царь подсмотрел зарубежные технологии и внедрил их в своей стране.

Сегодня Россия производит достаточно вина для внутреннего потребления и экспорта, но до славы знаменитых Мозельских вин или французского Бордо отечественному продукту еще далеко.

Как появилось вино? Мифы и легенды

О, наш дорогой друг, это долгая и запутанная история. Если собрать воедино все древние мифы, манускрипты, летописи, забраться во все древние саркофаги и раскопать кучу древних городов, то создастся впечатление, что вино существовало вечно. Что оно было на Земле еще до появления тут же человека.

Ладно, может, не так и давно, но вот в 8000-4000 гг до н.э. вино существовало точно. Вы только представьте себе, как давно!

Понятное дело, никто не знает, кто точно изобрел вино. И, скорее всего, изобрели его случайно, забыв в кувшине виноградный сок, который, разумеется, добродил себе и превратился в вино.

Есть, конечно, немало интересных легенд, повествующих об истории появления вина.

Греки, например, считают, что первую виноградную лозу обнаружил простой пастух Эстафилос, пасший овец. Одна из его «подопечных» сбежала, Эстафилос отправился на ее поиски и обнаружил беглянку, мирно жующую неведомое ему доселе растение. Как мы все понимаем, это была виноградная лоза. Пастух собрал плоды с нее и отнес своему хозяину. Тот сделал из них сок, который становился только лучше со временем.

Римляне более набожны в этом вопросе и считают, что первую в мире лозу посадил Сатурн. Что ж, эти ребята частенько противоречат грекам.

Впрочем, как и персы. Хотя, последние больше особняком держатся. Но у них тоже есть своя легенда происхождения винограда и вина. Их царь, Джамшид, увидел однажды, как огромная змея пытается проглотить большую птицу. Он приказал своим лучникам поразить змею стрелой. Освобожденная птица тут же подлетела к царю и в благодарность преподнесла ему три зернышка. Несложно догадаться, что то был виноград. И царь Джамшид очень полюбил его сок. Правда, однажды ему принесли прокисший напиток, что разозлило правителя. Странно, но сок этот не вылили, а просто убрали подальше в погреба, пока одна из рабынь, страдающая жуткими головными болями, не открыла его, чтобы напиться и умереть (так нестерпима была ее боль). Но вместо смерти ее ждал крепкий сон на несколько дней, от которого она очнулась совершенно здоровой. Царь Джамшид сменил гнев на милость к прокисшему соку. Более того, его провозгласили «чудодейственным» и с тех пор частенько попивали. Но вернемся к грекам. Что они нам рассказывают об истории происхождения вина? Она, кстати, не лишена мифологичности. Во всем у них, как всегда, «виноваты» боги. А именно — Дионисий, спустившийся однажды с Олимпа посмотреть, как там на земле живут. Утомившись, он прилег отдохнуть в тень куста, а добрые пастухи, находящиеся рядом, напоили Дионисия молоком, накормили сыром. И благодарный Бог выдавил в кувшин сок из винограда, поставил его под тот же куст бродить, а после угостил чудесным напитком людей.

Вино нередко упоминается и в древней поэзии, мифологии. В Библии также нередко говорится о вине. Интересно, но нашлись люди, которые задались вопросом: а сколько раз в Библии упоминается вино? И, не поверите, они подсчитали! 521 раз! И по сей день оно имеет особое значение в религиозных церемониях как символ крови и знак божественного влияния.

Конечно, есть не только мифы и легенды про возникновение виноделия и появление вина, но это уже совсем другая история.

К счастью, нам сейчас не приходится ждать, когда к нам с Олимпа спустится Дионисий и выжмет собственноручно виноградный сок для вина. Все гораздо проще: можно купить вино в интернет-магазине «WineStreet».

Другие статьи из рубрики «Интересное об алкоголе»

Сортов текилы существует великое множество. На любой вкус и цвет. Но есть текила, которая выделяется среди всех. И называется она Don Julio.

Любые предпочтения и привычки великих людей всегда интригуют и вызывают неимоверное любопытство. Нас же, в силу специфики работы, более всего интересуют алкогольные пристрастия. На этот раз мы решили узнать побольше об одном из самых ярких российских правителей – Леониде Ильиче Брежневе.

Джин Бомбей Сапфир признан одним из самых лучших в мире. Его называют «звездой Бомбея». И он действительно достоин этого звания. У этого джина есть масса особенностей, за которые его и полюбил потребитель. Правда, некоторые были не более, чем результатом отличной работы маркетологов, но в истории этого бренда важны все нюансы.

История создания вина

Самые популярные легенды разных народов мира о создании вина, составе вина, его воздействии на человеческих организм.

Виноградное вино считается древнейшим напитком, который уважали люди еще 8 тысяч лет назад. Считается, что история винного ремесла начинается с того времени, когда Малая Азия впервые доставила виноград в страны Средиземноморья. Прошло немного времени с той поры, и вино начали изготовлять уже в Египте и Израиле, а еще немного позже и в других странах мира.
Доказательством этому служат надписи на древних камнях, египетских папирусах и в первых летописях.

Как известно, вино – это алкогольный напиток, который изготавливается путем полного или частичного спиртового брожения плодово ягодного или виноградного сока, который после этого обрабатывается с помощью специальных установок или приспособлений.

Сегодня ученые определили, что вино полезно для человеческого организма в разумных дозах. Кроме воды, этилового и метилового спирта, а также других не особо полезных веществ, вино содержит большое количество витамина Р, ряд различных кислот, глицерин, глюкозу, сахарозу и разнообразные полисахариды. Все эти вещества позитивно влияют на организм человека в умеренных количествах.

Создание вина было, безусловно, важным открытием для мира, поэтому об этом было сложено немало древних легенд. Такие легенды существовали практически у всех народов мира.

Греческая легенда о создании вина

Греческая легенда рассказывает о последнем из появившихся на свет богов Дионисе. Чтобы уровнять себя с другими богами, Дионис учил людей сажать виноград и делать из него вино. Также легенда рассказывает, что однажды Диониса похитили пираты, но явив свою божественную силу, он призвал виноградине лозы, которые вмиг затянули виноградом весь пиратский корабль. Испуганных пиратов он превратил в дельфинов, а сам на отвоеванном корабле поплыл на встречу к своей невесте и будущей жене Ариадне.

Персидская легенда о виноградном вине

Персидская легенда говорит, что создателем вина стал один живший давным-давно владыка, которого звали Джамшид. Однажды Джамшид сделал так много сока, что не смог его выпить, поэтому оставил некоторое количество на следующий день. Но к утру виноградный сок забродил и, сделав несколько глотков, владыка почувствовал себя нехорошо. Чтобы не перепутать Джамшид отметил забродивший сок, написав на каждой чаше с ним слово «Яд». Но однажды одна из его жен, которая провинилась перед мужем, решила закончить жизнь самоубийством, отпив отравного напитка, но вместо смерти ее настроение улучшилось, она почувствовала неудержимое веселье. Шло время, немилость владыки прошла, но жена время от времени продолжала отпивать из заветного кубка. Когда напиток закончился ей пришлось признаться, и Джамшид решил еще раз попробовать повторить свой эксперимент. Вскоре напиток признали не только не ядовитым, но дурманящим и очень вкусным.

Римская легенда о Бахусе — боге вина

В римской легенде говориться о веселом боге Бахусе, который со своей шумной свитой любил прогуливаться по лесам и полям Рима. Главной особенностью Бахуса был венок из виноградной лозы, с которого свисали целые гроздья винограда.

Легенда Египта о боге виноградной лозы

В Египте была довольно интересная легенда. В ней говориться, что люди никак не могли определиться, кого их благодарить за виноград – бога земли, который дал виноград, или, может, бога воды, который питает лозу и наполняет плоды винограда соком. Боги тоже не могли решить этот вопрос между собой. Поэтому они пошли на компромисс и создали новое божество. Таким образом и был создан маленький бог виноградной лозы Шаи. Позже этому божеству также начали поклоняться, как богу богатства, изобилия и довольства.

Истинная история изобретения вина неизвестна. Ученые предполагают, что вино было изобретено случайно. Виноград, сваленный в большую кучу, под давлением своего веса пустил сок. Этот сок забродил под влиянием жары и природных дрожжей. Впрочем, это тоже не достоверная информация, а всего лишь домыслы.

Как бы там ни было, вино стало одним из величайших открытий, которое сделало человечество. Такое разнообразие легенд служит доказательством того, что в древности люди считали вино божественным напитком, даром богов. Пусть нам и не известно достоверно как и кем был впервые открыт рецепт вина, это не меняет отношение людей к этому благородному напитку. Как раньше, так и теперь, вино имеет миллионы поклонников и ценителей, и считается одним из лучших и полезных напитков известных человеку на сегодняшний день.

Читайте также:  Замена натуральной пробки
Ссылка на основную публикацию