Как распознать истинное французское вино

10 способов распознать поддельное вино

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

По классификации Роберта Паркера, одного из наиболее влиятельных в мире винных критиков и разработчика 100-балльной системы оценки качества, вина с оценкой от 50 до 59 баллов считаются неприемлемыми. Это если учесть, что 50 пунктов дается изначально любому вину. Только вряд ли поддельные напитки дотягивают даже до этой нижней границы.

Мы в AdMe.ru искренне сочувствуем тем, кто отравился печенькой после приличной вечеринки с дорогим, казалось бы, вином. Именно поэтому мы собрали для вас несколько советов, которые помогут распознать поддельное вино и сохранить здоровье всем участникам мероприятия.

Виды поддельного вина

  • Порошковое: выпаренное до сухого остатка виноградное сусло, разбавленное водой и спиртом с добавлением ароматизаторов.
  • Искусственное: удивительно правдоподобное сочетание воды, дрожжей, сахара, лимонной кислоты, спирта, ароматизаторов и консервантов, не имеющее ничего общего с виноградом.

  • Галлизированное: низкокачественное сусло с добавлением воды и сахара до необходимой плотности.
  • Петиотизированное: винный напиток на основе мезги (отжатого винограда).
  • Шеелизированное: низкокачественное вино с добавлением глицерина для улучшения вкусовых качеств.
  • Шаптализированное: кислое сусло, «смягченное» щелочными добавками.

  • С консервантами: вино, изготовленное по «ускоренной» технологии, с салициловой кислотой в своем составе для предотвращения скисания.
  • Смесь: купаж некачественного и хорошего вина для придания напитку более приемлемого запаха и вкуса.
  • Подкрашенное: смесь вин с добавлением красителей (далеко не всегда натуральных) для достижения нужного цвета.
  • Подмена: низкокачественное вино с подменой этикеток, пробок, акцизов.
  • Камуфляж: разлив низкокачественного вина в часть партии известной марки.

На что обратить внимание

В магазине:

  • Очевидно, но все же уточним: вина в коробках — низкокачественные. Нормальное вино в таком виде не хранится никогда.
  • Содержание сахара в вине должно быть следующим: в сухих винах — до 4 г/л; в полусухих — до 18 г/л; в полусладких — до 45 г/л, в сладких — не менее 45 г/л. Если сахара больше и на этикетке не написано, что вино крепленое, значит, его добавили искусственно.
  • Если в составе вина присутствует салициловая кислота, значит, вино изготовлено с нарушением технологии. А вот пугающий ингредиент E220 (диоксид серы) будет присутствовать в любом вине, поскольку это естественный побочный продукт брожения.

  • Дата изготовления должна быть проштампована отдельно от основной информации на этикетке. Все шрифты должны быть четкими, без опечаток, размытостей, брака печати. Надпись на этикетке должна соответствовать надписи на пробке.
  • Марочное (а значит, настоянное в дубовых бочках) вино порошковым не бывает. Так же как и искусственное сухое. Все потому, что дешевле и проще сделать сладкий концентрат, примерно похожий на вкус вина.
  • Если вы ценитель определенной марки вина, то вас должна насторожить смена оригинальной бутылки (асимметричная, брендированная) на обычную.

  • При добавлении щепотки обычной пищевой соды натуральное вино изменит свой цвет благодаря реакции с виноградным крахмалом. Синтетическое останется таким же.
  • При добавлении в натуральное вино нескольких капель глицерина тот опустится на дно и не изменит свой цвет. Если же глицерин изменит цвет на желтый или красный, то перед вами порошковое вино.
  • При взбалтывании бутылки в хорошем напитке пена соберется в центре и достаточно быстро спадет. В низкокачественном продукте пена соберется по краям и будет медленно оседать.
  • Капните вином на обычный кусочек мела. Если пятно после высыхания посветлело — вино натуральное. Если пятно изменило цвет — в нем содержатся красители.

Ваши «химические» опыты станут тем еще зрелищем для гостей, которые принесли вино. Но, поверьте, лучше здоровыми смеяться над чудаковатостью друга, чем проклинать злосчастную печеньку, которой все отравились.

Как профессиональная сомелье ловит винных мошенников

В качестве иллюстраций использована серия Roches Mammiferes — Dissimulaits фотографов Корнелиуса де Билль Бабуля (Madeleine Kotte and Cornelius de Bill Baboul).

«В 2000 году я случайно столкнулась с выдающимся мошенником по имени Харди Роденшток. Это было в самом начале моей работы в компании Morrell & Company, занимающейся продажей старых и редких вин. До этого я окончила Бостонский университет и курсы профессиональных сомелье и успела поработать в нескольких нью-йоркских ресторанах. Харди Роденшток, представлявшийся немецким коллекционером и дилером, стал одним из моих первых клиентов. Он написал, что хочет купить у нашей компании несколько бутылок редкого вина, но сначала должен получить подробную информацию о них.

Роденшток стал выяснять, как выглядят бутылки, какие у них штампы на дне, что напечатано в нижнем левом углу этикетки и еще кучу неочевидных деталей. Затем он попросил меня сфото­графировать несколько бутылок и прислать ему снимки. Хорошо, что мой начальник Питер Моррелл застал меня за этим занятием и спросил имя клиента, для которого я так стараюсь. Услышав фамилию Роденшток, он тут же воскликнул: «Да про него же все говорят, что он подделывает вино!» Теперь-то я понимаю, что аферист, многие годы зарабатывавший миллионы на продаже контрафактного вина, хотел воспользоваться моими услугами, чтобы случайно не купить свою же фальшивку. После того случая я и заинтересовалась, кто и зачем подделывает вино.

Мировой рынок фальсифицированных коллекционных вин оценивается в сотни миллионов долларов и устроен на манер успешного аукционного дома. Собственно, настоящие аукционы тоже помогают мошенникам проворачивать крупные сделки, размещая их фальшивки в своих каталогах. Например, владелец Acker Merrall & Condit лично помогал еще одному знаменитому аферисту Руди Курниавану составлять провенанс для его дешевого вина. Он даже привлек своих друзей, чтобы те ссудили Курниавану несколько миллионов на производство подделок. Я еще в 2002 году заподозрила, что с этой коллекцией «редких» вин что-то неладно, а в 2005-м уже во всеуслышание заявляла, что Курниаван — преступник, но мне никто не верил. Арестовали его только в 2012 году, а до тех пор богачи из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса воображали себя тонкими ценителями вина и закатывали роскошные обеды с той кислятиной, которую Руди мешал на собственной кухне.

Чаще всего, по наблюдениям Морин Дауни, мошенники подделы­ва­ют вина из Франции. А первая тройка и вовсе приходится на один регион — Бургундию

Поддельное вино очень сложно вычислить — для наиболее полного анализа необходимо открыть бутылку, а на это не всякий владелец согласится. Последние 15 лет я зани­ма­юсь как раз тем, что определяю подлинность вина по внеш­ним признакам. Если коллекционер приобрел партию и заподозрил фальшивку, он звонит мне, и я отправляюсь в его погреб с профессиональным фотографом. Для начала мы фотогра­фи­руем каждую деталь на бутылках, вызывающих вопросы, а после я внимательно изучаю снимки. Во время крупных расследований я взяла за правило не фотографировать больше 30 бутылок в день, чтобы глаз не замыливался.

В первую очередь я смотрю на стекло. Не знаю, как это объяснить, но со временем ты начинаешь чувствовать, какой толщины, прозрачности и цвета должна быть та или иная бутылка. Бывает, достаточно взять бутылку в руки, чтобы сразу отличить некачественную подделку. Если ты име­ешь дело с вином, за которое выложили 5 тысяч долларов, а разлито оно в бутылку из тонкого стекла, как какое-нибудь чилийское мерло, понимаешь, что мошенники были попросту ленивыми.

Закончив со стеклом, я перехожу к металлической капсуле, которой запечатано горлышко, и к этикетке. Мошенники часто прокалываются на том, что забывают очевидное: все элементы винной бутылки старятся одновременно. Если капсула выглядит так, будто побывала на войне, а этикетка при этом новая, я живо представляю себе женщину с лицом модели и телом 70-летней домохозяйки — подвох чувствуешь сразу. Затем я смотрю на пробку и проверяю, соответствует ли она необходимым для того или иного сорта вина размерам, качеству, возрасту, есть ли на ней все нужные маркировки. Как-то я обнаружила бутылку 1961 года, на пробке которой едва заметно была исправлена последняя цифра: вокруг единицы проступала тень четверки. Разница в три года, но цена отличается в разы.

Самая интересная часть моего исследования — этикетка. Большинство производителей вина используют определенный вид бумаги в определенный период времени. Поэтому необходимо убедиться, что бумага правильного цвета, нужной толщины и веса, что нанесены необходимые водяные знаки. И, разумеется, нужно проследить, как эта бумага окислялась со временем. Мастера подделок используют разные техники, чтобы искусственно состарить этикетку: пропитывают ее чаем, кофе, грязью или табаком, покрывают древесной смолой, даже запекают в печи. Но качес­тво бумаги — еще не все. Не менее важно качество печати. У меня собрана огромная база этикеток разных эпох и регионов; я знаю, какие шрифты и даже чернила используют виноделы. Часто фальшивки удается распознать как раз на этом этапе — на искусно состаренной бумаге при увеличении вдруг проступает дешевая печать, а шрифт 1945 года расплывается пикселями.

Лидером по количеству подделок счита­ется Китай: по данным Wine Searcher , от 50 до 70% импортных вин на китайском рын­ке — фальшивки. Производители цен­ных вин придумали на сего­дняш­ний день только один действенный способ борьбы с поддел­ками: они советуют разбивать пустые бутылки сразу после дегус­тации

Иногда, впрочем, до шрифта не доходит — фальшивку выдает банальная грамматическая ошибка. В моей практике был случай, когда обманщики написали Chateaux вместо Chateau. Это, конечно, совсем глупый ляп, чаще попадаются на незнании каких-то фактов. Например, когда на бутылке есть значок AOC — а вино при этом якобы было произведено за сто лет до того, как система, контролирующая регио­нальное происхождение вина во Франции, вообще появи­лась. Многие мои клиенты наверняка не заметили бы разницу между подлинным коллекционным вином и фальшивкой, не обратись они ко мне. Их нельзя винить в неразборчивости. Да, я уверена, что любой при желании может научиться отличать вино за 10 долларов от вина за 5 тысяч. Но в последние годы из-за наводнивших рынок подделок некоторые редкие сорта просто исчезли из продажи. Никто не знает, какими они должны быть на вкус, потому что их никто никогда не пробовал. Кроме того, важно помнить, что вино — это живая материя, и его вкус меняется в течение всей жизни. Две бутылки, разлитые из одной бочки, но хранившиеся в разных условиях, через 70 лет могут кардинально различаться по вкусу. В мире найдется всего несколько человек, которые много раз пробовали одни и те же редкие вина и действительно могут с ходу опознать их происхождение. Все остальные, которые бахвалятся такой способностью, — или позеры, или аферисты.

Среди моих клиентов не только наследные миллиардеры с огромными погребами. Есть и совсем небогатые люди: агенты по недвижимости, университетские профессора, студенты, увлекающиеся вином и только начинающие его коллекционировать. Многие из них готовы платить по пять тысяч долларов за бутылку и даже больше. И это нормально, потому что такая цена — не маркетинговая легенда, а необходимость. Например, виноградники Романе-Конти расположены на очень маленькой площади, которую физически нельзя расширить. Они могут производить строго определенное количество вина, а число желающих его купить будет расти с каждым годом — вместе с ними будет расти цена.

В свободное от основной работы время я помогаю ФБР. После того как я нашла доказательства по делу Руди Курниавана, они обращаются ко мне регулярно. Иногда эта работа кажется мне крутой и захватывающей — подделкой вина занимается тот же отдел, что расследует арт-преступления. Но временами бывает ужасно тяжело: подельники того же Руди преследовали меня несколько лет, а однажды даже пытались на меня напасть во время дегустации. Хотела бы я сказать, что имею дело с нелепыми безобидными мелкими мошенниками, но винная мафия, к сожалению, в своих методах мало отличается от мафии обычной. А реальные масштабы черного рынка посчитать невозможно, ведь подделывают не только редкие и старые вина, даже розовое вино за 30 баксов, которое выпускают Брэд Питт и Анджелина Джоли, успешно копируют по всему миру — просто потому, что на него огромный спрос».

Громкие дела о подделке вин

Руди Курниаван Выпускник Калифорнийского университета Курниаван в начале 2000-х прославился дегустациями французских вин, на которые приглашал профессиональных сомелье и богатых коллекционеров. Помимо этого он регулярно участвовал в торгах, покупая бутылки на сотни тысяч долларов, а с 2006 года сам стал выставлять вино на аукционы — выручка от про­даж составила $24,7 миллиона. После того как в 2012 году Руди попытался продать в Лондоне вино общей стоимостью 450 тысяч евро, к нему пришли с обыском агенты ФБР. В его доме обнаружили пробки, марки, этикетки и бутылки от винтажного бордо середины XX века. Суд признал Курниа­вана виновным в производстве и сбыте поддельного вина и — впервые в практике подобных дел — приговорил к десяти годам тюрьмы.

Читайте также:  Вино в древности

Antique Wine Company В 2006 году коллекционер из Атланты Джулиан Лекро приобрел на аукционе, организованном лондонской Antique Wine Company, бутылку вина 1787 года за 91 400 долларов. Позже при посредничестве компании были куплены еще четырнадцать редких бутылок. В 2013 году ряд экспертов, включая Морин Дауни, по просьбе Лекро исследовали его погреб и усомнились в подлинности части коллекции. Владелец отвез несколько бутылок в хозяйство Шато Лафит-Ротшильд во Франции и получил заключение местных виноделов о подделке. Antique Wine Company согласилась забрать фальшивые вина, но так и не выплатила компенсацию. В апреле 2014 года коллекционер подал иск, требуя от компании 25 миллионов долларов. Судебный процесс продолжается.

Эрик Гринберг В 2013 году завершилась многолетняя тяжба американского миллиардера Уильяма Коха с бизнесменом Эриком Гринбергом. По данным обвинения, при посредничестве аукционного дома Zachys Гринберг продал Коху 24 бутылки поддельного французского вина общей стоимостью 355 810 долларов. Главным доказательством в суде стали показания бывшего личного повара Гринберга: по его словам, бизнесмен давно знал, что в его обширной коллекции есть фальшивки, приобретенные, вероятно, по ошибке, и обещал избавиться от этих бутылок, продав их кому-то еще. Суд обязал Гринберга выплатить истцу не только номинальную стоимость вина, но и дополнительные 12 миллионов долларов в качестве компенсации судебных издержек.

Как правильно читать этикетки французских вин

Вино является напитком, качество которого может меняться в зависимости от происхождения, почвы, винификации и т.д. Поэтому строгая регламентация во Франции позволяет потребителю узнать по этикетке происхождение, тип и свойства вина.

Для этой цели регламентация, разработанная органами Европейского сообщества и французским правительством предусматривает наличие на каждой этикетке определенного количества обязательных пунктов, в зависимости от категории вина, содержащегося в каждой бутылке.

Впрочем на этикетке можно указывать лишь разрешенную информацию, соответствующую реальным данным и отвечающую французской и европейской регламентации.

Столовые вина — Vin de Table de France

Столовые вина являются винами массового потребления. Как правило — это смеси устойчивого вкуса, качество которых варьируется в зависимости от их производства. До 1 мая 1988 года они были единственными, для которых указание на этикетке крепости или процентов содержания спирта было обязательным.

Обязательные пункты указываемые на этикетке

Вина, произведенные во Франции из местного или привезенного сырья:

  • должны иметь надпись «VIN DE TABLE DE FRANCE» — «французское столовое вино», если эти вина продаются во Франции, она должна быть сделана легко читаемыми буквами, при этом их расположение не имеет значения;
  • надпись «PRODUIT EN FRANCE» — «Произведено во Франции» на всех языках Европейского сообщества, если они продаются на экспортном рынке.

Имя или название предприятия, осуществляющего розлив, его основной адрес (однако, для того, чтобы избежать ошибки, когда коммуна или местность, где находится предприятие, осуществляющее розлив, может быть спутана с наименованием по происхождению, должен указываться почтовый код).

Название и адрес фирмы, осуществляющей розлив, должны сопровождаться надписью «Mis en bouteille par les Ets Brettes, a F 33000» «разлито в бутылки» или «фирма, осуществлявшая розлив»…

Типографские буквы адреса, в случае необходимости места розлива, не должны превышать половины размера букв названия «Французские столовые вина».

Указание алкогольной крепости на единицу или на полуединицу в процентах от объема. За соответствующей цифрой обязательно следует надпись «проценты от объема», ей может предшествовать пояснительный термин — «алкометрическое свидетельство имеется» или «крепость утверждена», или аббревиатура «алк». Эта надпись является обязательной для вин, которые используются на территории ЕЭС.

Указание номинального объема (объем жидкости, который должен содержаться в данной посуде) в литрах («л»), сантилитрах («ел») или миллилитрах («мл»).

Для Столовых Вин, изготовленных из смеси вин, происходящих из нескольких стран — членов ЕЭС, этикетка должна содержать надпись «Смесь вин из различных стран Европейского сообщества».

Для Столовых Вин, произведенных из импортированного сусла и сделанных во Франции обязательна надпись «Вино, полученное во Франции из винограда, собранного»….

Факультативные пункты

Разрешено указывать и другую информацию (торговая марка, рекомендации потребителям и так далее), если она соответствует действительности, например: «BONS CEPS vin sec a boire frais».

Местные вина — Vin de Pays

Эти вина представляют собой элиту Столовых Вин. Происходящие из строго определенных французских винодельческих регионов, они получаются не в результате смешивания.

Таким образом местные персонализированные вина олицетворяют местность и гарантируют потребителю качество, подлинность и происхождение.

Обязательные пункты

Надпись «Vin de Pays» «Местное Вино», за которой следует название местности «de l`Herault» производства. Размеры этой надписи не регламентированы.

Все обязательные надписи, указываемые на этикетках Столовых Вин (см.«Столовые вина»), за исключением надписи «Столовые французские Вина», которая не требуется начиная с 3 мая 1989 года.

Слова «Местные Вина» могут быть размещены в любой части этикетки.

Факультативные пункты

Имя производителя и название виноградника (область, хутор, кооператив и т.д. за исключением терминов Замок или Участок).

Разрешен ряд других надписей: уточнение способа выработки, указание одного или нескольких сортов.

Имя и адрес владельца или группы владельцев урожая (кооператив и т.д.).

Торговая марка и рекомендации потребителю, соответствующие реальным фактам, год и т.д.

Марочные Вина Высшего Качества (МВВК) — Vin Delimite de Qualite Superieure (V.D.Q.S)

Марочные вина высшего качества, производятся в местностях имеющих меньшую известность, чем те, где производят вина контролируемых наименовании по происхождению. Однако они тоже строго контролируются в том, что касается происхождения, набора сортов винограда, минимальной крепости, максимального объема производства. Они подвергаются выборочной дегустации экспертами до их поступления на рынок для получения ярлыка гарантии обязательно фигурирующего на этикетке (см. ниже).

Наличие ярлыка на этикетке обязательно для МВВК — V.D.Q.S., продаваемых на французской территории.

Обязательные пункты

Наименование по району происхождения «TURSAN appellation d`origine».

Надпись «Vin delimite de superieure» «Марочное Вино Высшего Качества». Она помещается непосредственно после наименования в одну-две линии.

Ярлык гарантии с номером контроля.

Имя и название фирмы, осуществляющей розлив, адрес ее основного учреждения.

Объем нетто (т.е. объем вина, содержащегося в бутылке) в литрах «л», сантилитрах «ел» или миллилитрах «мл».

Указание алкометрической отметки в процентах от объема (см. «Столовые вина»). Оно является обязательным с 1 мая 1988 года (с отсрочкой до 30 апреля 1989 года) на этикетке вин, использующихся на территории Европейского сообщества.

Надпись «Produit en France» — «Франция», «Произведено во Франции» или «Продьюс оф Франс» (это является обязательным для экспорта, но факультативным на французской территории).

Факультативные пункты

Имя и адрес владельца или владельцев урожая (кооператив и т.д.).

Название виноградника (кооперативного погреба, участка, Замка и т.д.). Здесь например (DOMAINE DE LA SALLE).

Надпись, указывающая, что розлив был произведен коллективом виноградарей (кооперативный погреб) или владельцем. Эти надписи разрешены лишь в случае, если действительно розлив был произведен в том месте, где был собран виноград и произведено вино или в непосредственной близости.

Дополнительные надписи, в частности указание года, качеств и особенностей вина, советы по использованию и т.д.

Эти надписи могут фигурировать на этикетках только в том случае, если они соответствуют французской или европейской регламентации.

Вина Контролируемых Наименований по Происхождению (ВКНП)

Вина контролируемых наименований по происхождению (надпись обязательно фигурирует на этикетке) производятся в рамках географической зоны, часто связанной с традициями. Почва, климат, набор сортов винограда и различные обязательные условия (минимальная крепость, максимальный объем производства, условия производства, подрезка, плотность посадки) гарантируют их происхождение, подлинность и качество.

Вина «ВКНП» являются высшей категорией французских вин.

Обязательные пункты

Подлинное наименование.

Надпись «APPELLATION CONTROLEE» «Контролируемое Наименование по Происхождению» или «Контролируемое Наименование». И в том и в другом случае в середине этой надписи указывается само наименование (пример: «APPELLATION BORDEAUX CONTROLEE» «НАИМЕНОВАНИЕ «БОРДО» КОНТРОЛИРУЕМОЕ»). Только «Шампанское» является исключением: эта надпись может не фигурировать на этикетке.

Те же надписи, что и для предыдущей категории вин, разумеется за исключением ярлыка и надписи «марочное вино высшего качества».

Факультативные надписи

Те же, что и для предыдущей категории и на тех же условиях. Здесь название виноградника CHATEAU DE BUBAS и год сбора урожая.

Дополнительные традиционные надписи

Понятие знака качества

В некоторых регионах профессионалы установили производственные знаки качества.

Так надписи вина со знаком качества «Крю Классе» и «Гран Крю Классе» могут быть использованы в районе Бордо, для «Медока» и «Сотерна» (классификация 1855 года), «Грав» (классификация 1959 года), «Сент-Эмильон» (классификация 1955 года, обновленная в 1986 году) и в Провансе для «Кот-де-Прованс» (классификация 1955 года).

Наименование «Крю-Буржуа» относится к классификации 1932 года, касающейся исключительно продукции района Медока.

Для других винодельческих регионов такие термины, как «Гран-Крю» или «Премьер-Крю» являются составной частью подлинного наименования и поэтому они не являются дополнительными.

Другие надписи

Речь идет о надписях, указывающих на способ выработки и тип вина: желтое, соломенное, раннее, новое, на осадке, из позднего урожая, из отборных сортов…

Понятие термина «CHATEAU» — «Замок»

Традиционно используемый в Жиронде, этот термин применяется только к винам наименований по происхождению, произведенным в реально существующих сельскохозяйственных угодьях, что в случае необходимости точно воспроизводится в надписи.

Какие категории вин существуют во французской классификации.

Как отличить поддельное вино — определяем качество вина самостоятельно

Автор: Геннадий Новичков · Опубликовано 04.07.2017 · Обновлено 14.01.2019

Зная, как отличить настоящее вино от подделки, можно оградить себя от лишних трат и массы неприятных инцидентов. Ведь число имитаций вина, коньяка и других напитков на полках магазинов растет с каждым днем, а достать по-настоящему качественное, хорошее вино становится все сложнее – даже за большие деньги. Да и подделки становятся все более красивыми и привлекательными с виду благодаря открытию новых пищевых добавок.

Косвенные признаки подделки вина

При таком обилии красителей, ароматизаторов, загустителей и прочих полностью синтетических «чудес химии», как в современном пищевом производстве, неудивительно, что уже даже спиртное нужно выбирать с осторожностью. Проблема в том, что для изготовления подавляющего большинства спиртных напитков требуется ничуть не меньше времени, чем для изготовления элитных сортов сыра и колбас, на созревание которых иногда уходят годы и десятки лет.

Процесс естественного брожения и созревания – дело не быстрое, и ускорить его, как правило, невозможно. Поэтому если бы все спиртное в мире производилось только так, как положено, большинство его видов перешло бы в разряд хронического дефицита, а шанса купить некоторые из них нам пришлось бы ждать годами.

К сожалению, проверить качество любых спиртных напитков, которые мы покупаем в уже разлитом и закупоренном виде, практически невозможно. Вернее, готовая упаковка сильно затрудняет проверку, так как основными показателями качества вина служат:

  • отсутствие видимых примесей и осадка (осадок допускается для вина разлитого в бутылки несколько лет назад);
  • текстура;
  • букет.

На его вкус и цвет нам уже полагаться, конечно, не стоит – во всяком случае, безоговорочно, поскольку качественные имитации в этом смысле выглядят весьма убедительно… А вот что по-прежнему выдает подделки даже высокого уровня, так это запах вместо букета, поскольку воспроизвести естественный аромат породистого вина пока еще никому не удалось. Но в том-то и загвоздка, что наглухо закупоренная бутылка лишает нас возможности оценить этот очень важный момент.

Итак, как определить качество вина по бутылке, стоящей на полке в супермаркете? Поскольку добраться непосредственно до напитка в данном случае не получится, нам действительно остается судить лишь по ней, ценнику и другим, так сказать, окружающим его параметрам. Они и называются косвенными признаками, так как не имеют отношения к вину внутри.

И все же, внимательному покупателю они могут рассказать о многом – нужно только уметь вовремя заметить кое-какие детали. Нечистый на руку делец наверняка попытается нас провести, но, к счастью для нас, обычно его ловушки не так уж сложно заметить.

  1. Крупные сети супермаркетов лучше защищены от появления на их полках подделок просто потому, что они не работают со «случайными» представителями рынка. То есть они стараются не закупать единичные партии неизвестно чего, заключают долгосрочные договора и требуют сопровождать каждую партию полным набором документов, которые могут понадобиться надзорным органам. Вдобавок они берут приличные деньги за размещение продукции на полке. Так что «самогонщикам», как правило, работа с ними просто не по карману, да и не по душе (а о добропорядочных самогонщиках и секретах их технологии читайте подробнее). Следовательно, риск нарваться там на подделку значительно ниже, чем в небольшом розничном магазине, где значительно больше условий для случайной закупки чего-нибудь по-настоящему опасного.
  2. Следующее, на что нам нужно обратить особое внимание, – это сама бутылка. Слишком темное и/или непрозрачное стекло – подозрительная деталь, так как даже не слишком благородные вина не нуждаются в защите от солнечного света. Зато в ней нуждаются суррогаты – напитки, имеющие мало общего с вином, поскольку их изготавливают не путем брожения винограда, а смешиванием винной кислоты, винного уксуса, воды и спирта. Затем в эту смесь добавляют какой-нибудь краситель для улучшения ее цвета и ароматизатор, позволяющий улучшить ее запах. Именно краситель в них является самым заметным и одновременно неустойчивым компонентом, так как он может менять цвет, если солнце слишком разогреет смесь, да и сам по себе он обычно мутноват. Оттого пускай и через несколько недель, но он в любом случае начнет оседать ко дну, придавая вину в нижней части бутылки сходство с фруктовым соком. Так что в непрозрачное стекло, картонные тетра-паки и жестяные банки всегда упаковывают «плебеев» среди напитков – смеси из нескольких ингредиентов полностью синтетического происхождения.
  3. Бутылка слишком вычурной формы, с броскими элементами дизайна – отличный коммерческий ход. Однако если разлитый в такую тару напиток стоит не дороже обычного, содержимое этого «декора» наверняка низкого качества, так как тара, которая гарантированно обратит на себя внимание покупателя и поднимет тем самым продажи, стоит значительно дороже обычной. Если производитель не поскупился заплатить за нее, стало быть, он сэкономил на качестве «начинки».
  4. Бутылка с вином (за исключением игристого или шампанского) может быть закупорена только пробкой – не резиновой или, тем более, пластиковой заглушкой. Даже изготовленное из самого обычного винограда или смеси нескольких сортов винограда (то есть не благородного происхождения) вино должно «дышать». В противном случае оно скиснет и превратится в уксус. Поэтому материал пробки – показатель важный. И если производитель использовал сторонние материалы, или мы просто не можем разглядеть, чем закупорено горлышко, потому что его полностью закрывают наклейки, данный продукт лучше оставить на полке.
  5. Жизненно важной для любого вина информацией являются данные о стране и предприятии, где его произвели, сорте винограда, из которого оно сделано, проценте содержания спирта и сахара. Все это говорит о качестве вина столько же, сколько паспорт – о гражданине государства. Если эти данные полностью или частично заменены рекламными описаниями, значит, продукт имеет неизвестное и, скорее всего, полностью синтетическое происхождение.

Спиртные напитки обладают практически бесконечным сроком годности, но это не значит, что на бутылке с вином не нужно указывать дату его разлива (как раз вино, особенно не самого благородного сорта, со временем может утратить свои качества и даже скиснуть). Хороший производитель понимает это достаточно хорошо, чтобы оттиск даты был четким, располагался на специально отведенном для этого месте на этикетке, был проштампован ровно, а не так, как будто поставивший его предварительно «продегустировал» не один литр содержимого этих бутылок.

Излишне напоминать о том, что табачные и ликероводочные изделия должны иметь акцизную марку на каждой пачке/бутылке. Да, уплата акцизного сбора обычно делает продукт дороже, но этот механизм и защищает нас от покупки подделок. 100% продукции, с которой не был уплачен акцизный сбор, – это вовсе не контрабанда, а продукт подпольного производства, часто опасный не только для здоровья, но и для жизни.

  • Качество дизайна и печати всех декоративных и информационных бумажных наклеек на бутылке должно быть высоким.
  • Слишком броский дизайн (позолота, контрастные, яркие цвета и др.) обычно клеят на продукт низшего качества – уважающий себя производитель товара высокого класса предпочтет не заманивать покупателя столь дешевыми «штучками», потому что они слишком уж бросаются в глаза. Но этот закон не строг, и отступления от него в последние годы наблюдаются все чаще, по мере развития индустрии рекламы.
  • Разводы клея и косо приклеенные этикетки характерны для подделок, так как на хорошо оборудованном производстве их с безупречной точностью клеит автомат – сама производственная линия. Небрежность в оклейке бутылки со всей очевидностью выдает ручную работу, которая, конечно, могла проводиться только в подпольном цеху.
  • Как проверить качество вина — прямые признаки подделки

    В принципе, определенная доля осадка на дне допустима даже для марочных вин – тем более для них, поскольку в такой бутылке и после разлива продолжают проходить сложные химические реакции. Оттого осадок в количестве «на кончике широкого (!) ножа» – это не так уж плохо, особенно если одна его бутылка стоит более 3000 руб. Но для его появления на дне бутылки с вином менее благородным нужно еще постараться. Так что в данном случае этот факт говорит, скорее, не в его пользу, чем наоборот.

    Руководство для вин Инкерман

    Осадка на донышке просто не должно быть много. А вот непрозрачный цвет, делающий вино похожим на сок – это стопроцентный признак добавления в него красителя. Кроме того, пока еще закупоренную бутылку можно проверить на качество содержимого по нескольким другим параметрам.

    1. Ее можно быстро перевернуть верх дном и активно встряхнуть. На поверхности жидкости при этом появится пена. Если она будет густой и начнет сразу стекаться к стенкам бутылки, либо мы берем очень уж молодое вино (скажем, наливку), либо это напиток низкого качества, содержит посторонние добавки. Пена на настоящем вине должна появиться в виде группки из нескольких пузырьков по центру, и исчезнуть в течение нескольких последующих секунд.
    2. Даже красные вина крайне редко бывают такого темного цвета, чтобы едва просматриваться на свет. Слишком насыщенная цветовая гамма типична для напитков, в которые был добавлен краситель или стабилизатор. В любом случае настоящему вину «поправки» в цветовой гамме не нужны.
    3. Вино как жидкость отличается чуть меньшей текучестью, чем вода. Оттого оно не должно стекать по стенкам бутылки (если мы наклоним ее набок или перевернем вверх дном) «дорожками слез». Как бы липнущая к поверхности стекла текстура больше характерна для подделок.

    Итак, допустим, что мы уже опробовали советы, как определить хорошее вино, на практике и принесли результат домой. Теперь нам остается лишь выяснить, как проверить качество вина в домашних условиях – то есть уже после раскупорки бутылки. Если при этом выяснится, что «первый блин комом», и мы все-таки ошиблись с выбором, денег нам эти «финальные тесты» не вернут, но они хотя бы помогут избежать фиаско и не подать продукт низкого качества на праздничный стол.

    1. Если вынутая пробка пахнет «сивухой», «кислятиной» или, тем более, древесной гнилью, если она крошится при движении штопора или в пальцах, может, это вино и было изначально не таким уж плохим. Но сейчас его уже сильно подпортили плохие условия хранения (переохлаждение, сырость в помещении, перегрев и др.) и оно скисло/перебродило. Скорее всего, мы получили нечто довольно кислое на вкус и практически лишенное запаха. Такое на праздничный стол не подают.
    2. Если у нас в доме имеется чистый глицерин, можно налить немного вина в прозрачную посуду и капнуть туда каплю глицерина. Если он изменится в цвете, перед нами напиток, содержащий сторонние добавки или полностью синтетического происхождения.
    3. Слабый, «плоский», «спиртозный» или кислый запах, исходящий от вина, говорит о том, что его изготовили даже не из купажа невысокого качества, а из смеси винного спирта, воды и прочих уже перечисленных выше ингредиентов. Словом, это вообще не вино, а суррогат с известным «градусом».
    4. Еще один интересный тест – добавление в вино соды. Как известно, она способна сделать импровизированную «шипучку» даже из теплой воды. Но из качественного вина она не сделает ничего, так как будет мгновенно нейтрализована содержащимися в нем кислотами – винной, уксусной и некоторыми другими. Зато из поддельного вина таким способом можно сделать настоящий «вулкан» в стакане.

    Независимо от того, что и как мы будем выбирать, нужно всегда помнить, что стоимость качественного напитка даже отнюдь не экстра-класса должна превышать стоимость вина того же производителя, только разлитого в тетра-паки, не меньше чем в 2 раза. Это закон не рыночного ценообразования, а отличий в технологиях производства, затраченного времени, усилий и стоимости ингредиентов для того и другого.

    Поэтому ценовая разница между изделиями разного уровня у одного и того же производителя достаточно объективна и стабильна. А значит, если различие между стоимостью явно разных по качеству линеек окажется меньше, едва ли это тот производитель, с которым мы получим то, чего ожидаем.

    Вина Франции – непоколебимый эталон качества

    Культуру виноделия французам навязали римляне в VI веке до нашей эры. Огнем и мечом они заставляли непокорных галлов сажать лозу. Спустя 500 лет те же римляне уничтожили все виноградники Галлии, ставшие угрозой имперской торговле. Но любовь местных жителей к благородному напитку уже невозможно было искоренить, они начали сначала. В наше время вина Франции считаются образцом, на который ровняются мастера других стран.

    Виноделие во Франции в цифрах:

    • годовой объем производства – 7-8 миллиардов бутылок (крупнейший производитель в мире);
    • общая площадь виноградников – 836 999 Га (второе место после Испании);
    • доля на мировом рынке вина – 17,6% (первое место);
    • доход отрасли – 18 миллиардов евро (за 2009 год);
    • количество рабочих мест – 120 тысяч.

    Чтобы разбираться во французских винах, нужно понимать значение терминов «Terroir», «Appellation» и «Château».

    Терруар (terroir) – это совокупность почвенно-климатических факторов, определяющих вкус и качество вина. К терруару относятся: тип и геологическая составляющая почвы виноградника, микроклимат (обильность дождей, сила ветра, перепады температуры, количество солнечных дней), высота над уровнем моря, крутизна уклона участка. В одном винодельческом регионе может быть несколько терруаров, в таких случаях даже на соседних участках вкус вина из одного сорта винограда заметно отличается.

    Аппелласьон (Appellation) – это винодельческий район с уникальными географическими условиями и четко установленной технологией производства вина, касающейся выбора сортов винограда, их максимальной урожайности, методов отжима сока, выдержки и других параметров.

    Если производитель соблюдает все правила, он имеет право наносить на этикетку надпись «Appellation Contrôlée» (контроль по происхождению), которая значит, что органолептические свойства вина (вкусовые оттенки, цвет, запах) соответствуют стандарту, принятому в аппелласьоне. Контролируемые по происхождению вина считаются самыми качественными.

    Во Франции зарегистрировано 466 аппелласьонов. Самые известные – Бордо, Шампань, Шабли, долины Роны и Луары. Часто аппелласьоны вложены друг в друга по принципу матрешки, из-за этого разобраться в них непросто. Например, внутри Бордо есть регион Медок, в свою очередь в самом Медоке находится отдельный регион Марго.

    Разница между терруаром и аппелласьоном в том, что терруар делит регионы только по естественным условиям, а в аппелласьоне дополнительно учитывается технология производства вина. Вследствие этого в одном терруаре может быть много аппелласьонов.

    Шато (Château) – это общее обозначение французского винодельческого хозяйства. Например, надпись на этикетке «Château de Chambord» значит, что вино произведено винодельческим хозяйством «Шамбор». Маркировка «Château» чаще всего встречается у вин из Бордо.

    Классификация французских вин

    Франция была первой страной, разработавшей систему стандартизации качества. Впоследствии принцип категоризации вин позаимствовали другие страны, в том числе Италия, Испания и Португалия.

    Французские вина бывают 4-х категорий (аббревиатура или полное название наносится на этикетку):

    AOC (Appellation d’Origine Controlee) – контроль по происхождению, самые дорогие вина, соответствующие правилам своего аппелласьона. Перед продажей каждая бочка проходит дегустацию. Слово «d’Origine» обычно заменяется конкретным названием. Например, надпись «Appellation Bordeaux contrôlée» указывает на то, что производство вина контролируется Бордоским аппелласьоном.

    Дополнительная маркировка «Cru» на этикетке значит, что виноград выращен на плантации, исторически дающей лучший урожай, чем окружающие. Это показатель высочайшего качества.

    VDQS (Vin Delimite de Qualite Superieure) – вина-кандидаты, ожидающие присвоения категории AOC. Хотя требования к этой группе несколько ниже, но большинство производителей стараются придерживаться самых высоких стандартов.

    VdP (Vin de Pays) – французские вина из регионального виноматериала, контролируются только крепость напитка, сорт и урожайность винограда. В основном это продукция небольших сельских винодельческих предприятий, но по качеству она может не уступать высшей категории.

    VdT (Vin de Table) – обычные столовые вина, сделанные на территории Франции, которые проходят лишь лабораторный контроль. В их производстве можно использовать виноматериал из других стран Европейского Союза.

    Винодельческие регионы Франции

    Бордо – старейший регион, расположенный на Атлантическом побережье в умеренном климате. Красные вина Бордо считаются мировым эталоном качества. Для их производства в основном используется четыре сорта винограда: Каберне Совиньон, Каберне Фран, Мальбек и Мерло. Цена зависит от престижности производителя, выдержки и года сбора урожая, так как в этой местности не всегда складываются благоприятные условия для роста и созревания винограда.

    Регион делится на множество аппелласьонов, самые знаменитые: Медок, Грав, Сен-Эмильон и Сотерн. Исторически сложилось так, что производством вин в Бордо занимаются небольшие частные хозяйства, именуемые «Château», в переводе с французского языка – «замок». Они чтут традиции предков и тщательно следят за качеством.

    • Michel Boyer. Chateau Bellevue la Mongie;
    • Ginestet. Chateau Briot;
    • Pierre Lurton. Chateau Marjosse;
    • Vignoble Menard. Chateau Memoire;
    • Jean-Yves Milllaire. Chateau Cavale Blanche.

    Бургундия – винодельческий регион на востоке Франции протяженностью 200 км, состоящий почти из 100 аппелласьонов. Преимущественно здесь культивируется виноград сортов Шардоне и Алиготе. Благодаря неоднородной почве и изменчивому климату бургундские белые вина известны своим широким спектром вкусовых оттенков. Самые престижные винодельческие местности Бургундии: Шабли, Кот и От-Кот, Маконне и Шалонне.

    • SC du Domaine de la Romanne-Conti;
    • Domaine Anne Gros;
    • J.Trapet;
    • Domaine du Comte Senard;
    • J.Drouihin;
    • Rene Engel;
    • R.Arnoux.

    Шампань – родина игристых вин. Регион находится на севере Франции возле границы с Бельгией и Люксембургом. Изобретателем шампанского считается монах-бенедиктинец Пьер Периньон, который первым подверг вино двойному брожению.

    В Шампани делают белые и розовые игристые вина. Интересно, что в производстве используются два красных сорта Пино Нуар и Пино менье, а также белый виноград сорта Шардоне.

    • Krug;
    • Perrier-Jouet;
    • Charles Heidsiek;
    • Egly-Ouriet.

    Для шампанского преимущественно используются красные сорта винограда

    Эльзас – провинция на северо-востоке Франции, граничащая с Германией и Швейцарией. Горы защищают расположенные на холмах виноградники от сильного ветра и естественным образом регулируют осадки.

    Эльзас славится белыми винами (более 90% от объема производства) из винограда сортов Рислинг, Пино Блан и Гевюрцтраминер.

    • Clos Ste-Hune;
    • Trimbach;
    • Hugel;
    • Domaines Schlumberger;
    • Wimann;
    • Baron Kirmann.

    Долина Луары – крупный винодельческий регион Франции, растянувшийся на 300 км в долине реки Луары. Климат меняется от морского к континентальному. Виноград здесь культивируется на восточных склонах холмов. Предпочитаемые сорта: Каберне фран, Гамэ, Гролло, Совиньон и Шенен.

    Характерная особенность местных вин – они не могут долго храниться, поэтому выпиваются молодыми. В Луаре производятся самые разные вина: красные, белые, розовые, сухие, полусухие, сладкие и даже игристые.

    • Patrick de Ladoucette;
    • Marc Bredif;
    • Alphonse Mellot;
    • Henris Bourgois;
    • Didier Dagueneau;
    • Langois-Chateau;
    • Chateau du Nozet.

    Долина Роны – регион протяженностью 225 км на юге Франции. Из-за различий в климате, почве и сортах винограда (Сира, Кариньян, Марсан, Уни блан) делится на северную и южную части. Местные мастера специализируются на сухих красных и белых винах.

    Самым известным аппелласьоном этого региона является Шатонеф-дю-Пап, появление которого связано с переносом резиденции Папы Римского в город Авиньон (1309-1327). До сих пор Шатонеф-дю-Пап служит примером беспрекословного соблюдения традиций и технологии производства.

    • Guigal;
    • Perrin;
    • Chapoutier;
    • Marc Sorrel;
    • J-L Grippat;
    • Chateau Mont-Redon.

    Прованс – древнейший регион с мягким климатом, в котором виноградную лозу начали выращивать еще греческие колонисты еще в VI веке до нашей эры. Местность использует широкий спектр виноградных сортов: Мурведр, Сира, Гренаш, Каберне Совиньон, Бурбулан, Клерет, Семильон, Совиньон. Лучшие вина Прованса делают в аппелласьоне Бандоль. В основном это красные и розовые виды.

    • Domaine Ott;
    • Chateau de Selle;
    • Chateau Pibranon;
    • Domaine Gavoty;
    • Mas Cdenet;
    • Chateau Real-Martin.

    Юго-Запад – собирательное название нескольких изолированных друг от друга винодельческих регионов, которые находятся в административном округе Аквитания. Местные виноделы занимаются производством сухих белых и красных вин всех категорий качества.

    • A. Brumont;
    • Robert Plageoles;
    • Chateau Montus;
    • Chateau Belingard;
    • Domaine de Pecoula.

    Юра – небольшой регион на границе со Швейцарией, известен уникальными сортами вина – желтым и соломенным, которые обладают специфическим вкусом. В производстве используются сорта винограда Шардоне и Пино Нуар.

    Божоле – небольшой регион возле Лиона, находящийся в холодном континентальном климате. Местные виноделы используют только один сорт винограда – Гамэ. В силу природных условий готовое вино Божоле не может долго храниться. Его открывают в третий четверг ноября в год сбора урожая и выпивают до весны. Французы создали, а затем умело популяризировали праздник молодого вина «Божоле нуво», теперь его отмечают во всем мире.

    • Georges Duboeuf;
    • Jean Baronnat;
    • Gerard Brisson;
    • Philippe Deschamps;
    • Stephane Gardette;
    • Chateau de lavernette.

    Лангедок – самый большой винодельческий регион Франции, не отличающийся высоким качеством вина. В последние годы стал территорией экспериментов для виноделов со всего мира, внедряющих новые методы и технологии.

    • Domaine Cazes;
    • Domaine des Chenes;
    • Prieure de St-Jean de Bibian;
    • Chateau Cazeneuve;
    • Chtaeu Helene;
    • Chateau Donjon;
    • Jean-Jean.

    Лангедок — регион экспериментаторов

    Корсика – рассвет виноделия на острове начался после присоединения к Франции в 1768 году. Но в силу ограниченности территории для плантаций виноградников большинство произведенных на Корсике вин выпиваются местным населением, редко попадая на экспорт.

    Как начать разбираться в вине

    Автор винного сервиса Invisible.ru Дарья Воронцова рассказывает, как без проблем пройти путь от новичка до человека понимающего: с какого вина начинать, как его выбирать и что о нем почитать

    Поделиться:

    Иллюстрация: Павел Лысцов

    Любой, кто хочет разобраться в вине, сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, все, что связано с вином, преподносится как нечто возвышенное и крайне непростое. Во-вторых, о вине в основном пишут путано и скучно. Так что сразу кажется: ой, всё, это тема для зануд с кучей свободного времени, мне лучше и не пытаться. Хотя начать разбираться в вине — совсем не сложно. Сейчас расскажем, как.

    Разделяй и пробуй

    В самом начале важно понять, каким вообще бывает вино. Для этого нужно попробовать несколько основных сортов красного и белого, максимально разных. Вот шпаргалка по основным сортам.

    Иллюстрация: Invisible

    Некоторые считают, что красные вина – это богато и разнообразно, там есть что разнюхать, а белые – просты, как лимонад. Но это не так, среди белых полно вин тонких и интересных.

    Иллюстрация: Invisible

    Можно начать, например, с красных — Пино Нуара, Темпранильо и Каберне Совиньона. А из белых – с Пино Гриджо, Шардоне, Рислинга или Совиньона Блан. Когда будете пробовать вина, ищите в них то, что обещает наша шпаргалка. Так все быстрее запомнится.

    Сразу пробовать белое и красное не стоит. А вот меньше трех сортов одного цвета за раз тестить неэффективно — не сможете их как следует сравнить. Если не хочется тратить лишнего на дополнительные бутылки, позовите друзей — и весело проведете время, и разделите расходы.

    Разобрались с первыми несколькими сортами – можно наращивать базу дальше и таким же способом пробовать другие сорта красного и белого. В итоге у вас в голове соберется картотека из основных сортов, а дальше можно будет штурмовать страны и регионы.

    Нам не страшен магазин

    У новичков в магазине часто сдают нервы — хочется все бросить и уйти домой с пивом и чипсами. Чтобы без проблем выбрать нормальное вино для первых дегустаций, обратите внимание на несколько моментов.

    Магазин: в винотеках более ответственно относятся к ассортименту и есть консультанты, чтобы посоветоваться. Но в некоторых супермаркетах тоже можно купить нормальное вино. Если говорить о крупных московских сетях, то лучше всего идти в «Азбуку вкуса». У них много недорогого и приятного вина, которое они сами импортируют (только обязательно смотрите на контрэтикетке, кто импортер).

    Цена: лучше ориентироваться на вино за 700-1000 рублей. Вина дешевле редко бывают интересными. Дорогие тоже лучше пока не брать – чтобы их оценить, нужно немного потренироваться.

    Этикетка: есть несколько нюансов, о которых стоит помнить:

    • Сорт винограда: иногда пишут на контрэтикетке (на обратной стороне бутылки), а не на основной. Берем из нашего мини-списка, а потом добавляем к нему новые сорта, которые интересно попробовать.
    • Страна-производитель: вина из одного сорта, но разных стран могут заметно отличаться, поэтому имеет смысл обращать внимание, Каберне из какой страны вы пробуете на этот раз. Это поможет больше понять о самом сорте и своих вкусах заодно – скорее всего, у вас довольно быстро появятся любимые комбинации страны и сорта винограда.
    • Содержание сахара: лучше брать сухое вино, по нему проще понять особенности каждого сорта.
    • Год сбора урожая: белое старше двух лет будет дряхлым и невкусным, бюджетное красное старше трех тоже брать опасно.
    • Отметка о классификации, актуально для европейских вин: ищите АОР или AOC у французов, DOC или DOCG у итальянцев, DO или DOC у испанцев, Qualitetswein и Prädikatswein у немцев с австрийцами. Эти обозначения — показатель подтвержденного качества вин.

    Дефекты: решительное «нет» говорим бутылкам из прозрачного стекла, со сколами и трещинами, с вылезшими пробками, даже слегка. Также лучше отказаться от вин в картонных коробках, от тех, которые стояли под ярким светом или прямыми солнечными лучами, а также — с осадком (он имеет право быть только в дорогих красных).

    Практикуемся и пишем

    Бокалы: перед тем как приступать к освоению вина, лучше завести правильные бокалы. Это бокалы формы «тюльпан» объемом 350-450 мл — в таком бокале вино выдает все, что может, и во вкусе, и в аромате. Хорошие стоят от 500 рублей за штуку, но для начала можно обойтись чем-то попроще. Найти их можно в Икее (от 79 рублей) или на Озоне (от 111 рублей).

    Температура: перед тем как пробовать вино, его надо довести до нужной температуры. В холодильнике красному будет достаточно 15 минут, белое подержите пару часов.

    Личный дайджест: пока ждете, можно установить на смартфон приложение, чтобы записывать свои впечатления от попробованных вин, — так вам легче будет запоминать разницу между ними и вообще ориентироваться. Нам нравится Wine Notes (доступно для iOS и Android) — в нем все просто и понятно.

    Как пить: налейте вино на четверть бокала, максимум — на треть. Вдохните аромат, потом не спеша сделайте глоток, подержите вино во рту. Попробуйте описать вкус и запах — скорее всего, какие-то ассоциации оно навеет. Вот тут на варенье похоже, а тут пахнет каким-то фруктом. Дальше можно свериться со шпаргалкой. Даже если сможете найти что-то одно или не распознаете ничего — это не страшно. Навык различать вкусы и ароматы обязательно придет со временем, причем это вопрос нескольких недель или месяцев.

    Когда распробуете все вина из списка и ощутите разницу между ними, поймете, что вам больше нравится. Это первая маленькая победа.

    Читать не вредно

    Когда начнете регулярно пробовать вино и уже немного различать сорта, начинайте следить за винными ресурсами: блогами и профилями экспертов. Только сперва выберите два-три действительно интересных источника, не больше, чтобы не перегружаться.

    Из зарубежных рекомендуем Winefolly, он знаменит тем, что почти про все рассказывает посредством симпатичной инфографики.

    Хотите посерьезней — подпишитесь на канал Дениса Руденко в Яндекс.Дзен. Он не страдает возвышенностью и снобством и часто делает подборки доступных вин из популярных супермаркетов, среди которых иногда встречаются настоящие сокровища.

    Если у вас совсем нет времени, слушайте подкасты — по дороге в офис, на пробежке, пока готовите или гуляете с собакой. Рекомендуем «Просто о вине» на радио 801.

    Найти своих и дегустировать

    Когда начнете чуть-чуть ориентироваться, выходите в свет: на дегустации и в винные бары. Это полезно тем, что за раз можно попробовать несколько образцов вин, послушать о них небольшую лекцию, познакомиться с экспертами и единомышленниками.

    В Москве дегустации проводят в ресторанах, винотеках и магазинах. Явки и пароли есть в группе «Дегустация вин» на фейсбуке. А бары выбирайте те, где предлагают вина по бокалам. Так вы попробуете больше разных вин и не разоритесь на бутылки.

    Чайник — это нормально

    Не бойтесь, что будет муторно и сложно. Теперь вы знаете, с чего начать, как покупать и что почитать. Поэтому учиться будет легко и интересно. И вкусно, кстати.

    А вот чего точно не надо делать, так это пытаться запомнить все и сразу, зубрить регионы, аппеласьоны и категории качества. Не перегружайте себя теорией и не пробуйте все вина подряд. Сначала хорошенько усвойте базу, а затем переходите на новые уровни.

    И не стесняйтесь быть чайником. Если сомневаетесь или чего-то не понимаете — читайте и смотрите еще. Вам все равно пригодятся только те знания, которые вы действительно усвоите. А с ними уже через пару месяцев вы сможете легко выбрать хорошее вино в магазине.

    В помощь всем, кто хочет научиться разбираться в вине и читать о нем интересные материалы, есть сервис Invisible. С первым заказом они дарят всем совершеннолетним москвичам пару правильных бокалов. В них вино полностью раскроется и точно вас порадует.

    Ссылка на основную публикацию