История виноградной лозы

История виноградной лозы

Когда человек начал культивировать виноград и где именно было сделано первое вино, можно только предполагать. Но известно наверняка, что вино изготовляли не во всех областях произрастания дикого винограда.

Самые первые свидетельства существования вина были добыты в Грузии. Там обнаружили фрагменты глиняных кувшинов, датированных примерно 6 тыс. до н. э. и украшенных изображениями виноградных гроздьев. Между Тигром и Ефратом (Междуречье), в южных регионах Кавказа, на Ниле и позднее в Палестине также нашлись доказательства того, что человек уже в ранние периоды истории умел делать вино. Однако едва ли этот напиток отличался приятным вкусом. Иначе, зачем было подслащивать его медом или приправлять травами, как, например, абсент? Вероятно, вино тогда ценилось исключительно благодаря содержанию в нем алкоголя.

Загадочная Америка

В Северной Америке, где род Vitis получил широкое распространение, о существовании вина в дохристианские времена ничего неизвестно. Объяснением такого противоречия может послужить то, что дикий виноград в Америке можно считать пригодным для производства вина лишь с большой натяжкой. В ягодах в основном образовывалось недостаточное количество сахара и проявлялось слишком много или слишком мало кислоты. Вероятно, недоставало и дрожжей, необходимых для трансформации сахара в алкоголь. Возможно также, что вино существовало, но было неприятным на вкус. В истории американского континента вино появляется на сцене довольно поздно. И в наше время вина из винограда подвидов Vitis отличаются резким вкусом. Специалисты называют этот вкус «лисий тон».

Возникновение Vitis vinifera

Вероятно, своим появлением вино обязано случаю. В Передней Азии сок из ягод винограда хранили в кувшинах или бурдюках из козьей и верблюжьей кожи, где он под воздействием высокой температуры быстро начинал бродить. Сохранял ли сок после брожения свою сладость или окислялся и превращался в уксус, нам неизвестно. Так или иначе, само существование вина на этой территории говорит о том, что виноград там был с высоким содержанием сахара, что и позволило ему в результате брожения превратиться в опьяняющий и вкусный напиток Поэтому ботаники позднее и дали виноградной лозе, растущей в Передней Азии и Европе, название Vitis vinifera — виноградная лоза, дающая плоды для виноделия.

Вино в Древней Греции

Сосуд для вина из Аттики, IV в. до н. э. Вино уже в античности являлось неотъемлемой частью всех великих культур. С вином праздновали победы, скрепляли договоры, отмечали праздники

С 1600 г. до н. э. виноград постоянно культивировался в средиземноморском пространстве. Центрами виноделия были Микены и Спарта. Об этом свидетельствуют рисунки на вазах, в большом количестве найденных в тех местах. Вино было культовым напитком, его пили в дни побед, в честь богов, во время празднеств. Способы приготовления вина в Древней Греции были уже удивительно высоко развиты, хотя бывало и так, что в вино в период брожения добавлялась соленая морская вода, предположительно для того, чтобы смягчить его вкус. Греческие завоеватели привезли вино и виноградную лозу в Сирию, Египет, Кадис и Марсель (600 г. до н. э.), а позднее на Сицилию (500 г. до н. э.). И все же греки в Дионисе, боге виноделия, видели не только благодетеля, обучившего земледельцев искусству приготовления вина, но и грозного бога, который одурманивает человека и ввергает его в безумие.

Распространение винограда в Древнем Риме

После заката древнегреческой цивилизации культ вина распространился по всей Римской империи. Вино стало символом положения в обществе, валютой, лекарством и церемониальным напитком, который, например, употребляли в знак скрепления договора. Белое фалернское было самым знаменитым вином античности. Виноград этот произрастал севернее Неаполя на скалах или тутовых деревьях. Плиний сообщает, что это вино иногда бывало сладким, иногда сухим, но всегда пьянящим. В те времена уже экспериментировали с различными формами выращивания лозы и видами хранения вина, делались также попытки определить различные сорта винограда. Вергилий пишет, что сортов было так много, как песчинок на морском берегу.

Из Рима знания о виноделии достигли Южной Франции, Мозеля, Рейна и некоторых районов Испании. Испанцы и французы, однако, уверены, что отдельные племена и до римлян умели делать вино.

В доримские времена вино должно было быть известно и в Центральной Италии. Там жили этруски, а у них вино уже в III в. до н. э. было символом благополучия и распутной жизни. О том, возделывали ли сами этруски виноград, достоверных сведений нет.

История виноградной лозы

Каждой весной, пробуждаясь к новой жизни, виноградная лоза «плачет». Говорят, что в это время она «вспоминает» свою историю. Прозрачные капли струятся по не покрытой лозе и легко падают на землю. За несколько дней «плача» из виноградного куста может вытечь до 16 литров пасоки. Но через 5—7 дней лоза перестает «плакать» — наверное, не такая уж у нее грустная история, если «слез» хватает только на неделю…

На территорию нынешней Молдавии виноградная лоза была завезена, по-видимому, греческими колонистами. Было это еще за 700—600 лет до нашей эры. Но история виноградного куста началась много раньше.

Он старше многих птиц и многих рыб.
Он мужествен и весел — вот каков он.
Он перенес период ледниковый;
Косматый мамонт — даже тот погиб,
А виноград…

Даже миллион лет назад, когда жили предки современного человека, виноградная лоза уже украшала землю. И конечно, была диким растением. Возделывать виноград начали позднее, но тоже очень давно. По свидетельствам, пришедшим к нам из глубины веков, выращивать солнечную гроздь впервые начали в древнем Египте. «И винограда в долине Нила было так же много, как воды в Ниле», — писал греческий писатель Афиней. А в Израиле до наших дней сохранилась легенда о грозди винограда сказочной величины — ее едва-едва могли поднять и нести два человека! Изображение этой гигантской грозди можно увидеть и на израильских марках и на вазах богемского хрусталя.

Но не везде культура винограда прививалась так же легко и просто. Римский ученый Плиний рассказывает, что во время основания Рима и даже позднее винограда на Аппенинском полуострове было так мало, что виноградное вино запрещалось употреблять даже при жертвоприношениях, его заменили молоком (зато римляне тех времен, меньше пившие вино не знали таких вещей, как последствия кодировки от алкоголизма, так что что-то в этом было и положительное). А женщинам вообще не разрешалось пить виноградные напитки и даже пробовать. Сама же культура виноградарства у латинян в этот период была очень низкой. Виноград вился на высоких деревьях, так что собирать его было трудно. Риск был настолько велик, что сборщики, прежде чем начать работу, писали завещания и запасали доски для гроба, потом только принимались собирать урожай. Без такой «подготовки» начинать сбор запрещало строгое постановление. Оно же обязывало владельца виноградника оплачивать все расходы, связанные с похоронами упавших с деревьев…

Виноградная лоза так давно приручена человеком и настолько загадочна, что ее окружило множество былей и небылиц. Так, Феофраст, совершенно серьезно доказывал, что виноград нельзя сажать рядом с капустой, так как он хочет подальше убежать от нее и отклоняется в противоположную сторону — настолько он не выносит капустного запаха! Утверждал это совсем не шарлатан, а настоящий естествоиспытатель, справедливо названный потом «отцом ботаники». А знаменитый таджикский ученый Авиценна считал виноградную лозу «полуживотным-полурастением» — и все за ее способность виться по деревьям! Правда, он полагал, что лоза вьется, чтобы спастись от соседства вредных трав, и делает это совершенно сознательно.

Но самое удивительное, что это действительно немного похоже на правду. Но только похоже. Концы виноградных усиков, которыми лоза цепляется за все твердое, очень чувствительны. Они все время равномерно вращаются, делая за два часа один оборот. А в это время побег растет, и усики продолжают свой поиск все дальше и дальше, пока не натолкнутся на какой-нибудь твердый предмет. И уж тогда они обхватят его крепко-накрепко. Вскоре усики высохнут, и хватка станет по-настоящему мертвой. Засохший усик даже через много лет легко выдерживает груз в 5 килограммов!

Удивлял виноград и своим разнообразием. Необычайно велико количество его сортов. Число их нельзя назвать даже приблизительно. Чаще всего на вопрос, сколько их, отвечают: сколько капель в море или песчинок на земле. Поэтому специальная наука — ампелография — изучает, а потом описывает многочисленные сорта винограда. С названием этой науки связан у древних греков миф, по которому виноградная лоза попала даже на небо…

Юноша Ампел, любимец бога веселья — Диониса, взобрался на высокий вяз, чтобы сорвать гроздь винограда, но упал и разбился насмерть. Оживить его Дионис, наверное, не мог, но сделал все, что было в его силах, — поместил душу юноши на небо. Так появилась звезда Виндемиатрикс — Виноградница. Если бы виноградная лоза была действительно полуживотным, каким представлял ее Авиценна, то, вспоминая об Ампеле, она и правда могла бы заплакать. Но лоза только растение. Красивое, нежное, имеющее богатейшую историю, но растение. А «плачет» оно лишь потому, что очень любит воду. Только и всего.

Виноград (история)

Из всех культурных растений наиболее, пожалуй, древним, распространенным и любимым является виноград.

Когда и в какой стране мира впервые посадили дикую виноградную лозу и стали выращивать в культурных условиях – сказать трудно. Предполагают, что это случилось около 9 тысяч лет назад в местности, расположенной к югу от Кавказских гор и Каспийского моря, на территории нынешней Сирии и Палестины. Отсюда, по-видимому, виноград был завезен в Древний Египет, который стал богатой виноградной страной. Виноградное вино настолько ценилось жителями, что у них даже существовал немного смешной обычай. Чтобы поощрить гостей пить вино, перед ними на пирах носили деревянное изображение покойника с надписью: “Смотри на него, пей и будь здоров, так как после твоей смерти ты будешь таким же”. Но с принятием мусульманства разведение виноградной лозы в Египте пришло в упадок. Коран запрещал виноделие и употребление вина. И на смену винным сортам пришли столовые.

Из Египта виноградная лоза распространилась по всей Малой Азии, проникла с севера в Грецию, где виноделие было известно еще во времена Троянской войны. Есть целая наука о винограде – ампелография. Ее названием мы обязаны древним грекам. У них существовала легенда о юноше по имени Ампел, сыне Сатира и Нимфы, любимце бога Диониса – покровителя винограда. Однажды Ампел забрался на могучий вяз, вершину которого обвивали виноградные лозы. Потянувшись рукой к роскошной грозди, юноша сорвался с дерева и разбился. Опечаленный бог Дионис поместил его душу на небе в виде новой звезды в созвездии Девы, а виноградная лоза в честь погибшего Ампела стала называться “ампелос”. Отсюда и название науки – ампелография.

Греки перенесли культуру винограда в Италию, и вскоре в Римском государстве виноград почти вытеснил зерновые культуры, и зерно для питания населения пришлось завозить из других стран. Историки свидетельствуют: в римском государстве было такое изобилие виноградников, что Ганнибал поил вином больных лошадей своей переутомленной армии. Для торжественных празднеств римляне наливали вино в меха необыкновенных размеров. Так, на одном из пиров Птоломея Филадельфа был подан наполненный вином мех из шкур пантер высотой в 12 метров и шириной около 7 метров. Виргилий писал о винограде:

“Сколько сортов существует и сколько названий –
Кто их все перечтет? Да и нужды нет в этом счете.
Кто пожелает узнать, пускай прежде изучит,
Сколько песку наметается ветром в Ливийской пустыне”.

Из Рима виноградная лоза проникла в Испанию, Венгрию и Францию, где виноделие достигло такого расцвета, что почти затмило искусство римских мастеров. Там научились делать вина, отличающиеся тонким вкусом и особым ароматом.

На южном берегу Крыма виноградная лоза появилась две с половиной тысячи лет тому назад. Ее занесли древние римляне, основавшие на побережье Черного моря свои крепости.

При раскопках Херсонеса была найдена мраморная плита от памятника греку Агасиклу, на которой было написано, что “он много потрудился для развития виноградарства на берегах Понта”, как называли тогда Черное море.

Первый виноградник в России возник в 1613 году в Астрахани, которая в то время была воротами в Россию и куда прибывали купцы со всего спета. Несколько позднее царь Алексей, отец Петра I, посадил “виноградный сад” под Москвой.

На Дону виноградарство известно со времени Петра I, привезшего сюда первую “благородную” лозу и приказавшего казакам растить виноград. Со временем донские казаки сделались отличными мастерами “солнечной культуры” и, возвращаясь из дальних военных походов, не забывали захватить с собой под седло чубук какого-либо замечательного, еще незнакомого им сорта.

Славится своими виноградниками и изумительными по вкусу и аромату винами солнечная Грузия, где виноградарство развито с времен далекой древности. Известно, что о возрасте виноградной лозы можно судить по ее толщине. Так, диаметр 30-50-летних лоз винограда не превышает 10-12 сантиметров. А вот в Грузии некоторые старинные иконы написаны на цельной доске из виноградной лозы в 40 сантиметров шириной. Значит, такая лоза прожила несколько веков. И в наши дни в городе Сагнахе растет огромная лоза-дерево с окружностью ствола около одного метра!

Читайте также:  Херес и его история

Сейчас в нашей стране выращивают более двух тысяч сортов винограда, из них 1 200 созданы советскими селекционерами. Выведены новые сорта “бостардо магарачский” и “таировский”. У первого из них ягода величиной с добрую сливу, а урожаи доходят до 250 центнеров с гектара. Второй сорт знаменит тем, что дает до 100 центнеров с гектара, а ягоды у него имеют вкус и цвет натурального шоколада.

Большой вклад в советскую ампелографию внес великий преобразователь природы И. В. Мичурин, создавший целую серию новых сортов винограда, способных противостоять холодам средней полосы России. Для продвижения на север “благородной лозы” И. В. Мичурин сумел “влить” в нее “кровь” амурского винограда – “дикаря”, не боящегося сорокаградусных морозов и содержащего в два раза больше витамина С, чем прославленные лимоны и апельсины.

Стоит ли говорить о пользе винограда для человека?

С давних времен виноградом лечили многие болезни, и сейчас виноградное лечение
применяют в начальной стадии туберкулеза, при упадке сил, при малокровии и нервных болезнях.

В виноградном соке много сахара, в основном в виде глюкозы, которая легко усваивается организмом человека. По питательности – содержанию различных веществ (кроме жира) – виноградный сок равен молоку.

В Болгарии впервые в мире осуществлены опыты по производству растительного масла из виноградных семян. По вкусовым качествам такое масло значительно превосходит под солнечное и приближается к оливковому.

“Солнечной лозе” посвящено немало поэтических строк. Ее воспевали знаменитые поэты многих народов всех времен, отдавая должное и великолепному дару природы и искусству виноградарей.

История винограда.Легенды о вине

Виноград: Какова его история? Откуда он взялся? Как давно на земле существует? Многие-многие годы считалось, что волшебные эти ягоды занесены к нам финикийцами. Но постепенно с развитием знания явились новые факты: наряду с легендами природа открыла интересные страницы, из которых люди смогли прочесть историю винограда в виде отпечатка виноградного листа. Причем, древность этого отпечатка на миллионы лет превосходит древность не только финикийцев, но и всего человеческого рода.

Да, среди ископаемой флоры, среди доисторической растительности Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки и винограда. Оказывается, еще в ту эпоху, называемую третичной, когда на земле выросли, платаны и дубы, тополя и пальмы, появилось и семейство так называемых ампелидных (от греческого ampelos – виноград), то есть – виноградных растений.

Правда, тот дикий, первобытный виноград от нынешнего весьма отличался: Впрочем, об очень давней истории виноградной лозы свидетельствуют не только палеонтологи, не только геологи, но и языковеды, ибо эти слова – «виноград», «лоза», «вино» – были в одном из древнейших языков, санскрите, и в греческом, и в латинском, и во французском, и в китайском, и в древнеегипетском, и в древнеперсидском: Латинисты полагают, что латинское vinum заимствовано из какого-то средиземноморского языка. Специалисты по греческому уверяют, что «ойнос» (из фойнос») пришло из некоего кавказского источника. Но сколько на Кавказе было и есть языков! В общем, до истоков слова «вино» пока не добрались.

В старинных легендах мы можем прочитать, что виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных всемогуществом Бога; что выдавливание сока из плодов винограда было первоначально неизвестно, но Ной, побуждаемый человеческой природой, придумал это, подобно тому, как употребление в пищу мяса. Оказывается, идея посадить виноградную лозу и выжать сок из ее плодов была внушена Ною: козлом, которого он выпустил на волю в Киликии, у горы Корикум. Этот козел, поевши плодов дикого винограда, опьянел и стал бороться с другими животными. Увидев такое действие плодов винограда, Ной посадил их, полив кровью льва – для «сообщения крепости», кровью мистического агнца – для уничтожения в ягодах диких свойств, а потом собрал превосходные плоды.

Согласно другому распространенному преданию, Вакх научил культуре винограда жителей Индии, затем греков. Однажды в гостях у Вакха оказался знаменитый Икар, и узнал он там, как этот самый виноград выращивать, как вино готовить, что, впрочем, Икара и сгубило: один из его работников, которым Икар роздал новый напиток, напились, а другие, считая себя отравленными, своего господина зарезали.

В общем, у всех народов, которые оставили после себя писанные или устные предания, виноградная лоза в этих преданиях занимает особое, почетное место.

Легенды о вине
Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе, и напиток, который так прочно и повсеместно вошел бы в мифы и сказания, как виноградное вино.

Культура винограда и виноделие от самых своих истоков, в течение веков, вплоть до наших дней, сопровождались легендами и народными преданиями, часто очень занимательными и поэтическими. Вот легенда, в которой возникновение культуры винограда и виноделия связано с античным богом Бахусом.

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла.
Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями.

Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще – и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Вот почему пить нужно вина столько, чтобы петь подобно птицам или работать с силой льва. Но никогда не пить столько, чтобы повесить голову.

О том, как впервые было приготовлено вино, рассказывает и персидская легенда

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог всего сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня.
Но тем временем питье из сочных ягод винограда забродило, и когда Джамшид вздумал допить его, то после нескольких глотков почувствовал себя дурно. Тогда, желая предотвратить дальнейшую беду, он написал на каждом фиале “яд”.

Вскоре после этого одна из его жен, впав в немилость, решила покончить с собой. Увидев “яд”, она быстро отпила несколько глотков. Однако к величайшему своему удивлению вместо ожидаемых предсмертных страданий почувствовала такое блаженство, что пришла в неописуемый восторг. И всегда после того, как выпивала этот напиток, она становилась радостной и какой-то по-своему привлекательной. В конце концов, она совсем успокоилась, вернула милость своего покровителя и опять стала его любимой женой.
Женщина хранила свою тайну, пока полностью не выпила весь запас чудодейственного напитка. Но, когда Джамшид заметил, что фиалы опустели, ей волей-неволей пришлось сознаться. Она описала действие напитка такими удивительными красками, что Джамшид решил сам его попробовать. Попробовал и возликовал – мир отразился в волшебном напитке. Так было открыто вино.

Интересные легенды, связанные с виноградным вином, находим в грузинском фольклоре. Вот одна из них.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий – сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил – выпил, остальное слил в кувшины – не выливать же. Месяца через два открыл он кувшин, попробовал – еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток. Созвал он друзей, затеял пир.

Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал:

– Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!
Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал:
– Кто еще выпьет, распетушится, как я!
Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал:
– Кто еще выпьет – вываляется в грязи, как я!
Наконец пришла лиса. Осушила чашу и сказала:
– А кто еще выпьет – вкрадется в него вино воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.
Вот так и действует вино на людей: немного выпьют – веселятся да поют; еще немного – петушатся да дерутся; еще выпьют – уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить – можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

Широко известна легенда о белокрылом аисте с виноградной гроздью в клюве, ставшем эмблемой молдавского виноделия.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы. Осажденным грозила гибель, и враги торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле – к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили.
С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия.

Еще одна молдавская легенда о виноградной лозе и вине перекликается со многими другими сказаниями, относящимися ко времени турецкого владычества.

Захватили Молдавию янычары Султана-паши. Продавали они молдаван как рабов на рынках в Стамбуле, Измире, Алжире. Но были и тогда смелые люди, которые свободу ценили выше жизни. Они уходили в Кодры и становились гайдуками.
Много было среди гайдуков отважных воинов, но среди всех первым считался богатырь Кодряну. Он возглавил борьбу против янычар.
И вот янычары, договорившись с боярами, решили окружить и уничтожить гайдуков. Окружили они леса, все тропы, все дороги заставили рогатками. Отвели в сторону и реку – Когыльник.
И тогда Ляна, невеста храброго Кодряну, вышла на скалу, повернулась лицом к востоку и, как только поднялось Солнце из-за Днестра, спросила его горестно:
– Солнце, Солнце! Неужели моему народу нет места под твоими лучами на этой земле?
Поразилось Солнце красоте Ляны, заглянуло в ее черные глаза и увидело глубокое горе.
– Это твоя земля. Была твоя и будет твоей.
– Как же моя, когда янычары обложили мой народ данью, отца моего и мать продали в Персию, как рабов? Осталась нас горстка смельчаков, да и то погибаем, нечаем избавления.
– Дам я тебе совет добрый,- сказало Солнце.- Посади ты среди этих камней виноградную лозу и поливай ее усердно. Вырастет на ней ягода чудесная. Кто ягоды этой отведает – станет во сто раз сильнее, мечом сможет разрубить дуб; кто вина, сделанного из этих ягод выпьет – станет во сто раз смелее, не страшен ему будет и легион янычар.
Посадила Ляна лозу и стала ждать восхода Солнца. Взошло по утру Солнце, улыбнулось, обласкало лучами своими лозу и девушку-красавицу. Стало им обоим так тепло и радостно, что лоза зазеленела в тот же день, а Ляна запела.
Но вскоре последний источник воды в горах иссяк. Лозу нечем было поливать, и Ляна, видя, как она увядает, плакала и поливала ее своими слезами. На следующий день опять взошло Солнце, и лоза зацвела. Потом настала ночь. И снова красавица Ляна поливала лозу слезами. Солнце взошло из-за Днестра. Оглядело оно лозу, сказало Ляне:
– Бунэ диминяца*, прекрасная девушка! Исполнилось твое желание. Иди, зови своих гайдуков. (Бунэ диминяца – доброе утро (молд.))
Пока ходила Ляна за гайдуками, на лозе появились грозди золотистых ягод, светлых и сочных. Отведал этих ягод первым богатырь Кодряну. Взмахнул своим мечом – и разрубил дуб в три обхвата. Только сталь зазвенела. Ягоды и вино с лозы Ляны сделали гайдуков непобедимыми.
Стали они во сто раз сильнее и во сто раз смелее. Вышли на бой против свирепых янычар и победили их.
Этими сказаниями не исчерпываются, конечно, произведения народного творчества, имеющие отношение к винограду или вину. Есть еще немало сказок и преданий, застольных обрядовых песен, пословиц и поговорок, в самой основе которых или в каких-либо деталях и сравнениях фигурирует то виноградная лоза, то “лист зеленый винограда”, то вино “пенно-пурпуровое, огненное, искрометное”.

Читайте также:  Исторические сведение о вине

Краткий очерк истории древнего виноградарства и виноделия

Отрывок монографии доктора исторических наук, заведующего кафедрой Древнего мира и Средних веков МПГУ Николая Игоревича Винокурова «Виноградарство и виноделие античных государств Северного Причерноморья».

Беглый обзор географии виноградарства обнаруживает, что так называемый “европейский” виноград — растение, приспособившееся в процессе длительной эволюции к условиям средиземноморского типа климата, который обеспечивал получение виноградной продукции исключительно тонкого достоинства (Давитая Ф. Ф., 1948, с. 115 и сл.).

Здесь следует указать, что устоявшееся и общепринятое в специальной литературе название «европейский» виноград по существу некорректно, так как его родина находится в Закавказье, в Средней Азии, в прилегающих районах Ближнего Востока, а также и в странах, граничащих с Черным и Средиземным морями, т. е. не только в Европе, но также в западной части Азии и в Северной Африке[1].

Vitis Sylvestris, Виноград лесной. Рисунок Иоганна Вайнманна XVIII век

Н. И. Вавилов относил виноград к группе наиболее засухоустойчивых плодовых растений. Генезис винограда, по его мнению, происходил в индо-малайском и переднеазиатском очагах формирования культурных растений. В последнем из них, где виноград произрастал в культуре и диком состоянии в огромном разнообразии форм, была родина культурного винограда. Здесь до сих пор можно видеть в диком состоянии виноград, вполне пригодный для культуры (Вавилов Н. И., 1987, с. 72, 77, 114, 117, 118).

Культурный и дикий европейско-азиатский виноград принято рассматривать как один вид с двумя подвидами: дикий виноград — сильвестрис (ssp. silvestris Gmel.) и культивируемый — сатива (ssp. sativa d. C.) (Негруль А., М., 1959, с. 18 и сл.). Различия между ними мало выражены[2]. Дикий виноград довольно однороден, особенно в отношении кистей, ягод и семян, культурный виноград, напротив, — очень изменчив.

По качеству плодов дикий виноград стоит выше восточноазиатских и американских видов, его ягоды сладкие, не имеют неприятного привкуса, присущего американским видам. По этой причине в глубокой древности дикий виноград потреблялся человеком и перерабатывался на вино еще до введения в виноградную культуру, и теперь в местах его большого распространения дикий виноград используется для еды в свежем виде и виноделия (Негруль А., М., 1959, с. 20).

Сбор урожая. Античная мозаика

Древние обитатели не пренебрегали ягодами дикого винограда в своем травоядном меню и приятно разнообразившими их стол. С глубокой древности дикий виноград служил людям пищей. Например, даже на озерах северных Альп, в щебне свайных поселений уже в эпохи неолита, были обнаружены семена дикого винограда, аналогичные находки сделаны в глиняной обмазке жилищ трипольской культуры бронзового века (Черныш Е. К., 1986, с. 138).

Промежуток между употреблением винограда в пищу и переходом к виноделию в самых его элементарных формах должен был быть не очень значительным (Альтман М. С., 1935, с. 115). Наличие во многих языках отдельных (самостоятельных) названий для виноградной лозы, винограда и вина, говорит, как заметил М. С. Альтман, об их глубокой дифференциации в языке и быте древних народов. Вино очень рано стало восприниматься самостоятельным продуктом, отделенным от виноградной лозы и винограда (Альтман М. С., 1935, с. 116-117). Данному предположению соответствуют и древнейшие мифы.

Сбор и отжим винограда. Египет

Когда население стало оседлым и посвятило себя обработке земли, то такой ценный плод стали выращивать, так как сбор винограда на лозах, обвивающих вершины деревьев, малопродуктивен, очень опасен и иногда безнадежен (Müller K., 1937).

Как считают исследователи, история виноградарства насчитывает несколько тысячелетий (Мержаниан А. С., 1939, с. 5 и сл; Ховренко А., 1909; Альтман М. С., 1935, с. 115; Стржелецкий С. Ф., 1961, с. 67; Кинк Х. А., 1970, с. 42 и сл.). Первые попытки по переносу виноградной лозы из лесных массивов и долин рек к жилищу человека, возможно, были предприняты еще в неолите-энеолите. Наиболее ранние остатки семян и древесины (окультуренного?) винограда относятся к эпохе энеолита в древнем Ханаане (Кинк Х. А., 1970, с. 42). С эпохи энеолита-бронзового века встречаются подобные находки на поселениях Европы (Испании, Франции, Италии, Греции), Кавказа, Малой Азии и Марокко. Виноградарство и виноделие сначала развивались на основе местных сортов лозы, а ввоз инорайонных сортов происходил в последующие эпохи (Пелях М. А., 1970).

От диких форм человек отбирал новые сорта, создававшиеся в процессе естественного формообразования. Семена культивируемых сортов винограда легко разносились птицами, вырастая среди леса и зарослей дикого винограда, новые растения несколько отличались от дикого винограда. Они скрещивались между собой и диким виноградом и давали начало новым формам. Период искусственного и естественного отбора, столь давно начатый, продолжается и в настоящее время. Благодаря длительной селекции удалось создать различные сорта культурного винограда, наиболее приспособленные для конкретных природных условий. В каждом районе виноградарства постепенно сложился аборигенный сортимент с выраженным отпечатком местной природной среды (Негруль А. М., 1959, с. 20).

На основании изучения местных сортов винограда А. М. Негруль выделил три древние эколого-географические группы культурного европейско-азиатского винограда: восточные (orientalis Negr.), бассейна Черного моря (pontica Negr.) и западноевропейские (oссidentalis Negr.) (1959, с. 21 и сл)[3]. На выраженные сортовые отличия восточных и средиземноморско-черноморских групп винограда обратил внимание еще Страбон, указывающий, что первые отличались большим размером гроздей, тогда как вторые имели маленькие гроздья[4] (Strab., II, I, 14, 16).

Транспортировка навоза, который использовался в качестве удобрения для винограда. Античная мозаика

Как можно заключить на основании анализа источникового и этнографического материала, переработка винограда изначально осуществлялась двумя операциями: отжимом руками или ногами и прессованием с помощью различных гнетовых или механических приспособлений (Cato., 112,3). Эти способы переработки винограда были известны человечеству с глубокой древности и применялись многими народами, в том числе греками и римлянами. Согласно мифологическим сюжетам, переданным Нонном Панополитанским в “Деяниях Диониса”, первый отжим винограда Дионис произвел руками (XII,202). Фактически миф демонстрировал древнейший способ виноделия (XII,204). Интересно, что Дионис из рога быка отведал вина прежде, чем попробовал вкус ягод (XII,205-206). Возможно, мифологическая традиция свидетельствует о первоначальном использовании винограда для приготовления вина, а не для питания. Не исключено, что дикорастущий виноград в силу своих природных свойств был более удобен для виноделия, чем для еды. Впрочем, ясно точно только одно — приготовление вина древними относится к очень раннему историческому времени, когда человек едва познакомился с преображенным фригийским юношей, игроком на флейте, охотником на оленей Ампелосом (Х, 220-225) — виноградной лозой и ее плодами.

Перевозка вина. Античная мозаика

Один из древнейших способов отжимания жидкости из сочных ягод (винограда, оливок) часто изображался на египетских фресках и производился в особой плетеной или тканой сумке из шерсти животных (овцы, козы) или растительных волокон (льна), путем ее скручивания с помощью рычажной палки (Les innovations …, 1993, р. 539 и сл.). Самые простые виды отжима винограда, возникшие на заре цивилизации, зафиксированы этнографами на территории Грузии, где благодаря народной памяти сохранились примитивные способы выдавливания винограда ногами и гнетом: на шкуре, в большой корзине, в мешках (Чкония Л. Ш., 1988, с. 15). Примитивные приемы использовались и в других винодельческих районах, особенно там, где винодельческая традиция по тем или иным причинам неоднократно прерывалась (при смене населения, хозяйственной ориентации и т. п.). Например, в Ставропольской губернии местные жители еще в конце 19 в. давили виноград босыми ногами в холщовых мешках в кадках, чанах и корытах, куда помещали и выжимки (Очерк виноделия…1875, с. 194).

Постепенно древние виноделы в местах с большим количеством выходов каменистых пород стали использовать для выдавливания винограда естественные скальные впадины. Изготавливались также цельные или сборные щитовые деревянные давильни, которым придавалась наиболее удобная для виноделия форма. Затем по мере освоения металлических орудий труда начали высекать в камне вместилища для винограда и сбора отжатого сока. Древнейшие каменные давильни для переработки винограда с помощью ног найдены в Восточное Средиземноморье — древнем Ханаане в Гезере и Мегиддо. Они датируются началом III тыс. до н. э. и представляли собой выбитые в скале вместилища, на дне которых были сделаны одно-два углубления для сбора жидкости (Кинк Х. А., 1970, с. 43). Мифы, повествуя о путешествиях Диониса, сообщают, что однажды он увидел обагренную винно-пурпурным соком змею, которая насыщалась благовонным нектаром виноградных гроздьев. Дионис сразу же вспомнил пророчество Рейи-вещуньи и приступил к строительству давильни. Для этой цели бог выравнивал камень скалы, понемногу углубляя острыми железными орудиями ее поверхность, и сотворил впервые прообраз винной давильни в виде широкой углубленной в скале ямы (Нонн. XII, 330-334). Совершенствование винодавильных устройств, техники и технологии винопроизводства происходило на протяжении всей древней истории, не исключением была и античная эпоха. Естественно, этот процесс не был равномерным. В условиях небольшого домашнего производства продолжали бытовать и использоваться примитивные приемы, давильные устройства и их элементы, изобретенные еще в начальный период развития виноделия

Примечания:

[1] Путь бога виноделия и виноградарства — Диониса, согласно мифам Нонна Панополитанского, охватывал все основные винодельческие регионы Европы и Азии: Фракия-Кавказ-Лидия-Индия-Ассирия-Арабия-Фригия-Европа (Греция) (XLIII, 426-446), но вряд ли отражал последовательность и реальные этапы доместикации винограда. Некоторые исследователи полагали, что наиболее вероятным является происхождение культурного винограда из областей Передней Азии, так как по экологическим признакам его можно причислить к группе засухоустойчивых мезофитов (Давитая Ф. Ф., 1948, с. 69, 105). К этой области относится и древний Ханаан – в Восточном Средиземноморье, где обуглившиеся остатки виноградного растения встречались в слоях позднепалеолитических стоянок Кармела. С эпохи энеолита-бронзового века виноград уже широко употреблялся для приготовления вина, изюма и питания в свежем виде (Кинк Х. А., 1970, с. 42 и сл.). С эпохи железа виноградная культура достигла в этом районе особого расцвета, причем, судя по отпечаткам листьев и зерен винограда, видовой состав его был весьма разнообразен. На Крите виноград был доместицирован в минойскую эпоху в первой половине III тыс. до н. э. Остатки вина и винограда, отпечатки листьев неоднократно находились при раскопках дворцовых кладовых. С того момента – активное развитие виноградарства и в первые века н. э. экспорт во многие районы в собственных амфорах обычного греческого стандарта 20 л (Marangou A., 1993, р. 177 и сл.).

[2] В Центральной Азии по склонам Копет-Дага встречались заросли дикого винограда, по качеству и размерам плодов приближающегося к культурным формам. Здесь наблюдались незаметные переходы от диких форм к культурным, что возможно свидетельствует о вторичном его происхождении (Вавилов Н. И., 1962, с. 101).

[3] Группа восточных сортов (охватывает территории Средней Азии, Армении, Азербайджана, восточные районы Грузии, Иран, Афганистан, Ближний Восток) в каждом, даже небольшом, районе этих мест имеет локальные сорта. Для них в целом характерны голые или опушенные листья, крупные, часто ветвистые гроздья со средними или крупными овальными, яйцевидными и обратнояйцевидными ягодами белой или розовой окраски. Семена крупные с длинным клювиком. Произошли данные сорта от дикого винограда в результате народной селекции в горных районах и оазисах, прилегающих к южной части Каспийского моря.

В древние доисламские времена, когда в оазисах Западной Азии процветало виноделие, там культивировались сорта, близкие к местному дикому винограду, со средними гроздьями и небольшими круглыми ягодами. Они относились к каспийской подгруппе (caspica Negr.) и до сих пор сохранились в Азербайджане, в Восточной Грузии, Армении и Средней Азии. Постепенно под влиянием норм ислама, запрещавших винопитие и соответственно виноделие, стали отдавать предпочтение крупноплодным столовым и бессемянным сортам подгруппы антазиатика (antasiatica Negr.), которые выделялись большими размерами грозди. В соответствие с местными природными условиями восточные сорта отличаются длинным вегетационным периодом, низкой морозоустойчивостью, в некоторых случаях высокой засухоустойчивостью, хорошей сопротивляемостью горячим ветрам пустыни и солевыносливостью. Эти растения короткого дня высокоурожайны, развивают небольшой процент плодовых побегов, имеют одну-две грозди на побег; средний вес грозди велик (Негруль А., М., 1959, с. 21 и сл).

Группа сортов Черного моря (распространена на территория древней Колхиды (Западной Грузии), Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, Турции) имеет также много местных сортов с листьями, покрытыми в нижней части смешанным — паутинистым и щетинистым опушением, плотной, реже рыхлой гроздью среднего размера. Ягода круглая, реже овальная, среднего размера, черная или белая, реже розовая. Семена небольшие. Сорта произошли в результате длительной народной селекции в странах бассейна Черного моря, близки по морфологическим признакам к дикому винограду. У них по сравнению с восточными сортами более короткий вегетационный период, высокая морозоустойчивость и меньшая засухоустойчивость. Они развивают большой процент плодоносных побегов, с большим количеством гроздей на каждый побег. Многие из сортов высокоурожайны, почти все винные или винно-столовые, лишь немногие типично столовые (Негруль А., М., 1959, с. 22-23).

Читайте также:  Замена натуральной пробки

Западноевропейская группа сортов (культивируется в Западной Европе: во Франции, Германии, Испании, Португалии) почти в каждом районе имеет свои местные сорта, в настоящий период широко распространившиеся в другие регионы. Они произошли от местного дикого винограда, к которому очень близки по морфологии. Листья этих сортов с нижней стороны имеют паутинистое опушение, гроздья небольшие, плотные, цилиндрической или конической формы. Ягода круглая, мелкая или средняя, черного или белого цвета. Семена мелкие с коротким клювиком. Все сорта винные, средней урожайности. Отличаются от ранее упомянутых сортов более коротким вегетационным периодом, повышенной морозоустойчивостью. Это растение длинного дня развивает много плодоносных побегов, имеет 3-4 грозди небольшого веса на каждом из них (Негруль А., М., 1959, с. 24).

[4] Страбон передавая сведения о плодородии и мягкости климата Индии, Гиркании, Маргианы и Бактрии свидетельствует, что, “как говорят”, виноградная лоза в Гиркании приносит метрет вина; в Маргиане часто встречаются стволы виноградных лоз толщиной в два обхвата, а виноградные гроздья 2 локтей длины (0,984м). Подобные истории рассказывают об Арии, которая превосходила другие страны качеством вина. Это вино сохранялось в несмоленых сосудах в течение трех поколений (Strab., II, I, 14. 16). Подобные же истории рассказывают и об Арии, но эта страна даже превосходит другие качеством вина, так как там сохраняют вино в несмоленых сосудах по крайней мере в течение трех поколений (II, 16). Привлекая внимание к сверхурожайности маргианских лоз, Страбон упоминает боспорские и средиземноморские лозы, ничего не сообщает об их урожайности. Можно ли предполагать, что у лоз понтийско-средиземноморского ареала были обычные (средние) нормы урожайности и выхода вина, не столь рекордные как в Гиркании и Маргиане

Литература:

Альтман М.С., 1935. Техника виноделия в Древней Греции // Из истории материального производства античного мира. М.-Л.

Вавилов Н. И., 1962. Пять континентов. М.

Вавилов Н. И., 1987. Теоретические основы селекции. М.

Давитая Ф. Ф., 1948. Климатические зоны виноградарства в СССР. М.

Кинк Х. А., 1970. Восточное Средиземноморье в древнейшую эпоху. М

Мержаниан А. С., 1939. Виноградарство. М.

Негруль А. М., 1959. Виноградарство с основами ампелографии и селекции. М.

Очерк виноделия Кавказа. 1875. Тифлис.

Пелях М. А., 1970. История виноградарства и виноделия Молдавии. Кишинев.

Стржелецкий С. Ф., 1961. Клеры Херсонеса Таврического. ХС. Вып. VI, Симферополь.

Ховренко М. А., 1909. Общее виноделие. М.

Черныш Е. К., 1986.Проблемы исследования трипольской культуры в Молдавии // Сквозь века. М.

Чкония Л. Ш., 1988. Виноградарство и виноделие в Восточной Грузии (по историко-этнографическим материалам Гаре Кахети // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тбилиси.

Les innovations techniques et leur diffusion dans les pressoirs (Discussions présentées par Jean-Pierre Brun, 1993 // Bulletin de correspondance hellénique. Sup. XXVI. Paris.

Marangou A., 1993. Le vin de Crète de l’époque classique à l’époque impériale : un premier bilan // La production du vin et de l’huile en Méditerranée // Bulletin de correspondance hellénique. Sup. XXVI. Paris.

Müller K., 1937. Woher stammen unsere Kulturreben. Wein und Rebe. № 9.

Виноградная лоза — ты ни в чем не виновата

Особенно остро принудительное отрезвление народа, затеянное Михаилом Горбачевым, ударило по южным винодельческим районам. Корреспондент «Культуры» побывал в Крыму, чтобы встретиться с очевидцами драмы (а порой и трагедии) тридцатилетней давности.

Подписка о неразглашении

Самым странным в этой кампании было то, что более всего от нее пострадали не дешевая водка и незатейливая «плодово-выгодная» бормотуха, а элитные сухие вина и редкие селекционные сорта винограда, в основном произраставшие в Крыму. Борьбу с народным достоянием власти хотели засекретить — бывший руководитель одного из совхозов в окрестностях Севастополя рассказал мне: с виноградарей брали подписку о неразглашении того, что в действительности происходило на полях.

Лидером в секторе элитных вин был тогда завод в Массандре, основанный еще князем Львом Голицыным.

— Я в те времена работал простым агротехником, — рассказывает «Культуре» Владимир Суглобов, главный агроном винодельческого госпредприятия «Ливадия», входящего в объединение «Массандра». — Помню, как все с тревогой ожидали приезда Лигачева. Говорили, что он хочет закрыть наш завод, а винотеку, которая хранилась в подвалах с XIX века, — вылить в море.

Положение спас первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий. Он позвонил Горбачеву, и тот приказал, чтобы «Массандру» оставили в покое. Однако без потерь не обошлось. Заводу принадлежало 4000 га виноградных полей. По приказу сверху было вырублено 800 га винных сортов, и на их место посажены сорта столовые. Они произрастают до сих пор.

— Уничтожили коллекционные винные сорта — «фетяска», «рара нягрэ», «педро хименес», «серсиаль», «кефесия», «семильон» и «эким-кара», из которого делалось вино «Черный доктор», — с горечью вспоминает Суглобов, — а также «кокур», «мускат белый», произрастающий в районе Красного Камня. Между прочим, «Мускат белый Красного Камня» — вино редкое, для его приготовления нужно, чтобы виноград набирал 29% сахара. А это возможно только на юге Крыма, да и то не каждый год стоит нужная погода. Раньше такой сорт произрастал лишь в Гурзуфе. Потребовалось много труда, чтобы вырастить его на наших площадях. А для «Муската белого Ливадия» нужно, чтобы в винограде было не менее 31–33% сахара, это бывает раз в пять, а то и десять лет. Сейчас все эти сорта у нас восстановлены. Но тогда они пошли под топор.

В 2010 году Егор Лигачев (именно его, в 80-е члена Политбюро ЦК КПСС, мои крымские собеседники считают главным идеологом антиалкогольной кампании) заявит, что он в Массандре никогда не бывал и ничего страшного в то время не происходило — во всяком случае, винограда меньше не стало. Правда, допустил, что на местах кто-то, войдя в исполнительский раж, возможно, рубил виноградники.

Однако топорами махали не в «раже», а по разнарядке сверху. Больше всех досталось плантациям Института винограда и вина «Магарач», располагавшимся по всему Крыму. Самая крупная была в Бахчисарайском районе. Именно там виноградники подверглись наиболее варварской и опустошительной вырубке.

— В то время мой отец Мисак Мелконян возглавлял в НИИ «Магарач» отдел селекции и генетики винограда, — рассказывает «Культуре» Вагаршак Мелконян. — Институт был головным предприятием СССР в области виноделия. Там трудились известные профессора и академики — фанаты своего дела. Антиалкогольная кампания привела к уничтожению наработок, на которые были положены десятилетия. Помню, как переживал отец. Сам я в то время учился в Тимирязевской академии. Моим руководителем производственной практики был директор НИИ Павел Голодрига. Скажу вам, что Павел Яковлевич был величайшим из жизнелюбов. Занимался йогой, пропагандировал здоровый образ жизни, был всегда очень оптимистичен, бодр, ездил с лекциями по всему Союзу. Знал, где какие сорта винограда нужно сажать, что через сколько лет получится, каким вином можно удивить мировой рынок. Для него не то что каждый куст был бесценен — каждая гроздь. Когда мы с отцом узнали, что он покончил жизнь самоубийством, для нас это стало огромным потрясением.

Да, поняв, что рушится дело всей его жизни, 66-летний специалист, уцелевший на фронтах Великой Отечественной, повесился. Впоследствии по факту гибели было заведено уголовное дело. Однако следователь Сергей Брайко (сейчас замглавы администрации Ялты) не нашел прямой связи между самоубийством и давлением со стороны партийных органов, которое, как он признает, все же имело место. В итоге смерть списали на «комплекс причин». Однако мои собеседники-виноградари уверены: следствие тогда просто не имело возможности предъявить конкретным партийным руководителям уголовное обвинение в доведении до самоубийства.

Люди несведущие могут удивиться: стоило ли принимать роковое решение из-за того, что уничтожили какие-то редкие сорта? Да посади по новой — и на второй год получишь урожай.

— Да, лоза может плодоносить уже на второй год, но свои лучшие плоды она дает только через много лет, когда ее корни укоренятся в верхних слоях почвы и начнут прорастать в подпочву, расщепляя твердые камни и раздробляя плотный гравий на много метров вниз, — рассказывает «Культуре» крымский селекционер Антон Васильев. — Именно тогда лозы начнут питаться минералами из подземных источников. Спустя годы вкус этих минералов отразится в полноте и букете хорошего вина. Среди виноделов лозы моложе десяти лет для производства ценных вин даже не рассматриваются.

Но и полвека, по словам селекционера, — не предел жизнеспособности лозы. К этому времени она дает меньший по объему урожай, однако качество его с каждым годом повышается. Даже почти погибшие столетние лозы и то могут дать пару гроздей. Именно они и сделают купаж уникальным. Великие виноградари такие грозди ждут всю жизнь.

По словам сотрудников института, Павел Голодрига был одержим идеей вывести советское виноделие на высший мировой уровень.

— Понятно, что с традиционными сортами типа каберне-совиньон или шардоне на мировой рынок не выйдешь — его можно завоевать только необычайными сортами, — продолжает Васильев. — Крым, благодаря своей уникальной географии и наличию множества микроклиматических зон, способен родить в результате селекции сорта, не имеющие аналогов. Павел Яковлевич стоял в шаге от уникальных открытий, но тут пришел приказ — вырубить все опытные плантации подчистую.

Однако это еще было полбеды.

— До самоубийства Павла Яковлевича довело не только уничтожение опытных полей, но и то, что партия объявила его врагом, который «спаивает народ», — говорит Вагаршак Мелконян. — Это его-то, великого ученого, посвятившего виноделию всю жизнь!

В угоду импорту

Странное дело: сразу после самоубийства Голодриги в декабре 1986-го борьба с пьянством как-то очень быстро свернулась, стало ясно, что антиалкогольная кампания провалилась.

Вскоре количество потребляемого спиртного вернулось на прежний уровень, вот только ассортимент на винных прилавках заметно оскудел. А к началу 90-х в страну начали завозить вина из Европы и США. Вот тогда-то среди российских виноделов и прошел слух, что борьба с пьянством была затеяна не для того, чтобы отрезвить народ, а чтобы очистить российский рынок для импортного алкоголя. Однако официальная версия звучала по-другому: борьбу с пьянством дискредитировали перегибы на местах.

Так или иначе, но крымское виноделие было отброшено на 30 лет назад. Только сейчас на полуострове удалось восстановить основные винные сорта (хотя многие селекционные породы канули в Лету), и регион вернулся к уровню середины восьмидесятых, то есть к готовности импортировать вина на мировой рынок.

— Надо сказать, что и Украина внесла свою лепту в разрушение винной отрасли в Крыму, — сказал «Культуре» директор ГУП «Аграрная компания «Магарач» Александр Волынкин. — Несколько лет назад Янукович уничтожил завод, построенный еще Голицыным, и выкорчевал полгектара редких сортов винограда. Ради чего? Ему не хватило участка для дачи — вот и расширился на 50 соток за счет завода. Да еще и засыпал знаменитые голицынские подвалы, где более полутора веков хранились коллекционные вина. Мы едва успели их спасти. А между тем в Великую Отечественную войну для охраны этих подвалов оставляли целый полк.

Виноградная лоза

Над предгорьями Кавказа солнце доброе не светит.
Старики вздыхают молча. Исподлобья смотрят дети.
Вырубают виноградник, — без вины пришла расплата.
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…

Ты дарила людям радость, звонко пела и смеялась.
Гибкий стан твой порубали. Поле мертвое осталось…
Рубанули за мгновенья. За столетья — нет возврата…
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…

Вырубали (мы-то знаем!) из поэм и песен строчки.
И кедровник вырубали. И людей — поодиночке.
Ах, как лихо, ах, как просто, — одним махом все поборем!
Бывший стих и бывший труд, — все под корень, все под корень!

Доброта в посеве правды. Только злоба в разрушенье.
Вот уже навеки в ссоре близлежащие селенья.
Ах, как страшно, если руку поднимает брат на брата!
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…

Все как будто бы, как прежде… Ручейки сбегают к морю.
Только мертвые равнины, — словно памятники горю,
Словно вызов нашим предкам, словно нежности утрата.
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…

Ссылка на основную публикацию