Гармония вин и блюд

Баланс вкусов

Обычный ужин в теплой дружеской компании станет еще приятнее с бокалом хорошего вина. А если это вино безупречно подобрано к блюдам, ваших гостей ждет ни с чем не сравнимое удовольствие. Научиться составлять удачные гастрономические союзы не так сложно, как кажется.

Незыблемый канон о том, что к мясу подают исключительно красные вина, сегодня нарушается все чаще. К примеру, многие гурманы убеждены, что «Пино Нуар» весьма органично с запеченным лососем. Впрочем, классические тандемы никто не отменял. Красные вина отлично сочетаются с красным мясом, блюдами на углях и жареной птицей. Главное при этом — учитывать кислотность и терпкость вина. Чем жирнее и волокнистее мясо, тем более ярким и терпким должно быть вино. И наоборот, нежному мягкому мясу подходят свежие молодые вина. В этом смысле беспроигрышными сочетаниями являются «Божоле» или «Мерло» с шашлыками, цыплятами гриль и дичью на вертеле.

Белые вина принято сочетать с рыбой и морепродуктами. Это также касается слоеных рыбных салатов с жирными соусами, крем-супов из морской рыбы и суши с дарами моря. Молодые вина вроде «Виньо Верде» и «Треббиано» прекрасно гармонируют с ароматной рыбой на гриле. Шампанское, будучи разновидностью белого вина, чудесно дополняет канапе с красной икрой, закуски из красной рыбы и мидии в легком пикантном соусе. Если задумаете сразить гостей наповал на ближайшем праздничном ужине, подайте запеченных омаров с «Шардоне». Правильная кислотность и маслянистость вина раскроют многогранный сливочный вкус деликатеса во всей красе.

При выборе вина к пасте придерживайтесь простого правила. Если в составе блюда или соуса фигурирует мясо, его лучше дополнить красным вином. К примеру, «Каберне Совиньон» в паре со спагетти болоньезе подарит вам упоительное слияние вкусов. Красные вина с сочными ягодными акцентами подойдут для лазаньи и пиццы. Вариации пасты с рыбой, морепродуктами и сливочными соусами намного вкуснее в дуэте с белыми винами. Удачным выбором станут сорта без ярко выраженной сладости, вроде «Шардоне» или «Вионье». Некоторые гурманы успешно сочетают итальянскую пасту с шампанским, особенно если в ней присутствует пармезан.

Кстати, о сырах. Бытует мнение, что они лучше всего сочетаются с белыми винами. Чаще всего это не так. Помните, большинство сыров обладает довольно высокой жирностью, уравновесить которую способны лишь красные вина. К тому же если сырная тарелка появляется на столе вместе с мясными блюдами, замена красного вина белым расценивается как моветон. Вместе с тем некоторые белые вина способны создавать идеальный баланс вкусов с сырами. «Совиньон Блан» и козий сыр безупречно дополняют кислотность и аромат друг друга. А сладкие вина «Сотерн» с интенсивным многогранным букетом — идеальная пара для знаменитого сыра рокфор с плесенью.

С овощами все обстоит намного проще. Ведь здесь безраздельно господствуют белые вина с лаконичным букетом без ярких акцентов. Для аперитива это беспроигрышное решение. «Совиньон Блан» и сухой мускат усилят вкус нежной спаржи. «Пино Гриджио» и «Треббьяно» украсят блюда со свежими томатами. Закуски с запеченными баклажанами и цукини лучше раскроют вкус под воздействием мягких французских белых вин. Ризотто с овощами профессиональные сомелье рекомендуют сочетать с тихими игристыми винами. Здесь следует упомянуть грибы, пусть даже они и не являются овощами. Считается, что в любых своих вариациях они идеально сочетаются с «Пино Нуар».

Фрукты и вино — одно из самых удачных завершений праздничного ужина. Универсальным сочетанием является дуэт сочных цитрусов или экзотических плодов с белыми креплеными винами. Главное, чтобы аромат и сладость вина не были слишком резкими. Впрочем, никогда не стоит забывать про мускат. Его свежий чистый вкус и оптимальная кислотность изумительно дополняют абсолютно любые фрукты. Шампанское тоже можно предлагать гостям на десерт со спокойной душой. Ведь оно безукоризненно сочетается с фруктами и ягодами. Правда, слишком сладкие плоды, равно как вишню с черешней, из этого списка лучше исключить.

Сладкоежкам можно приготовить персональное угощение в виде вина с десертом. Здесь вполне логично на помощь приходят десертные вина. Они замечательно дополняют любые торты и сладкие пироги, а также пряные маффины, ягодные рулеты, имбирные пряники и блинчики со сладкими соусами. Только при этом вино не должно быть слаще самого лакомства, иначе его вкус будет казаться блеклым. Великолепно подходит к десертам брют. Особенно он хорош в сочетании с фруктовым печеньем, сливочным мороженым и ореховыми меренгами. Горький шоколад специалисты рекомендуют запивать французскими «Каберне» и «Мерло» или немецким «Рислингом». Сколько бы мы ни фантазировали над сочетаниями всевозможных блюд и вин, куда интереснее экспериментировать с ними на практике. Только так можно найти необыкновенные гастрономические союзы и насладиться превосходной игрой вкусов.

Вино с возрастом становится лучше. Эта прописная истина далеко не всегда соответствует реальности. Некоторые вина «живут» не дольше 20 лет, после чего неминуемо портятся. Если вы решили собирать собственную винную коллекцию, изучайте с пристрастием свойства каждого нового экспоната, прежде чем ставить его на полку.

Вино и еда: основные правила сочетания

При выборе винного сопровождения к ужину многие задаются вопросом, с чем лучше сочетается вино. Ведь набивший оскомину принцип “белое к рыбе, красное к мясу” работает далеко не всегда. Разобраться во всем многообразии гастрономических пар помогут несложные базовые правила сочетаемости.

Правило 1: цветовая гамма

Пожалуй, самый простой, но не самый главный принцип – одной цветовой палитры. Так, белая рыба, морепродукты, белое мясо – это как раз то, с чем чаще пьют белое вино. К красным же версиям во многих случаях отлично подходят блюда из красного мяса: стейки, ребрышки, дичь, хамон и копчености.

А розе, будучи промежуточным по цвету вариантом, прекрасно сочетается с целым рядом как красных, так и белых блюд: красная рыба (тунец, лосось), белое мясо, птица, телятина и прочие несложные мясные блюда.

Однако не стоит ограничивать себя, следуя только этому старому правилу. Существует еще множество других интересных “разноцветных” вариантов винно-гастрономических сочетаний.

Правило 2: весовая категория

Второй закон гласит: еда и вино должны хотя бы примерно соответствовать друг другу по “весу”, иначе тяжеловесный партнер может запросто отправить в нокаут более легкого участника. Другими словами, при несоблюдении этого правила баланс ароматов и вкусов в гастрономической паре частично или полностью нарушится.

Именно поэтому к легким блюдам, например из белой рыбы, сомелье обычно рекомендуют наиболее нежные и тонкие вина (соаве, орвието и так далее). Тяжелая и жирная пища, напротив, требует более тельных, мощных и крепких вин (выдержанное в дубе шардоне, яркий Новый Свет, традиционные тосканские красные и выдержанное бордо).

Правила 3-5: сложность, подобие и контраст

Простые повседневные блюда, такие как паста или пицца, – именно то, что едят с незамысловатым вином на каждый день. А к более сложной и изысканной кухне зачастую лучше подходят аналогичные по стилю и статусу дорогие вина. Однако принцип действует отнюдь не повсеместно: иногда очень сложные вина, напротив, требуют лаконичных блюд, которые “не перетянут на себя одеяло”.

Еще один похожий принцип – подобное к подобному вкусу. Насыщенность, ароматические и вкусовые оттенки блюда и вина должны быть максимально похожими. По такому принципу, например, портвейн тони хорошо сочетается с шоколадным десертом.

Противоположное по смыслу правило – игра на контрастах. Абсолютно непохожие во вкусе и аромате вина и блюда иногда дают потрясающие сочетания. Этот принцип действует в тех случаях, когда еда и вино при всей непохожести чудесным образом дополняют друг друга.

Примеры удачных контрастных пар: острая тайская кухня со сладкими белыми из Германии или Эльзаса, свинина в сладком соусе, приготовленная в азиатском стиле, и кислотный рислинг, соленый рокфор и сладкий сотерн, английский голубой сыр стилтон и винтажный десертный порт. Подробнее об основных сочетаниях портвейна и еды можно почитать здесь.

Правила 6 и 7: кислотность и танины

Частично эти два принципа уже были описаны выше. Вина с выраженной кислотностью способны хорошо сопроводить еду с кислым вкусом, а также жирные или соленые блюда. В первом случае действует правило “подобное с подобным”, а во втором и третьем – игра на контрастах: кислотные вина частично нейтрализуют ощущение слишком жирного и соленого.

Попробуйте мысленно представить, будет ли сочетаться конкретное блюдо с лимонным соком. Если да, к нему наверняка хорошо подойдут высококислотные белые, такие как рислинг и совиньон блан.

Танины – вещества, которые содержатся в большей концентрации в красных винах и отвечают за терпкость. Считается, что чем более танинное вино, тем больше белков должно быть в еде. К примеру, высокотанинный сорт каберне совиньон любит мясо и другие белковые продукты (бобовые и грибы).

Правило 8: соус решает

Иногда лучше ориентироваться не на основной продукт, а на соус, с которым приготовлено блюдо. Вино должно ему соответствовать и по плотности, и по ароматическим ноткам.

Читайте также:  Вино. Важные мелочи

Так, к сливочным соусам, например бешамель, подойдут насыщенные белые (выдержанное вионье и шардоне), к ягодным соусам – красное вино с похожими оттенками (пино нуар, гаме, санджовезе). Песто или томатные варианты – то, с чем пьют легкое белое сухое вино. А к бальзамику лучше подбирать красные со схожим нюансом в букете (санджовезе, темпранильо и сира).

Правило 9: региональное

Наверное, ни для кого не секрет, что большинство вин прекрасно сочетаются с кухней того региона, где они были произведены. Тут действует так называемый принцип терруара: ведь виноград выращен на той же земле, что и другие продукты питания. Не говоря уже о многовековых традициях сочетания местного вина с местной едой.

Например, знаменитые красные бароло и барбареско из Пьемонта отлично гармонируют с пьемонтскими блюдами с трюфелями, но тут есть некоторые нюансы: к трюфелю лучше покупать очень выдержанные версии этих вин, старше 10 лет.

Вместо заключения

Конечно, однозначного ответа на вопрос, с чем пьют вино, не существует. Описанные выше правила – это лишь некие ориентиры, позволяющие не потеряться во всем многообразии гастрономических вариаций.

Однако никто не отменял еще одного принципа: нет абсолютно никаких правил! Поэтому изучайте, вдохновляйтесь и смело экспериментируйте!

Еда и вино. Основные принципы сочетаемости блюд с винами.

Аромат белых вин, как правило, легче аромата вин красных, а их кислотность выше. Недостаток кислотности красных вин компенсируется содержанием в них полифенолов. Еще один компонент гармонии еды и вина – это цвет. Белые вина смотрятся лучше, если им соответствуют бледные соусы и блюда, а крас­ные вина выглядят более привлекательно на фоне темного мяса и соусов.

На таком уровне концепция совместимости вкусов вполне понятна, од­нако далеко не так просто четко подобрать комбинации блюд и вин на базе интенсивности вкуса, так как нет легкого способа точного определения этого показателя. Попытки оценить относительную интенсивность вкуса пищевых продуктов предпринимались давно. Путём группировки различных блюд можно было бы разработать такое меню, которое давало бы возможность выбирать блюда с совместимым вкусом или прослеживать предусмотренное изменение интенсивности вкуса на протяжении всей трапезы. Это было бы интересно, однако такие факторы, как способ приготовления (например, варка, выпечка, обжаривание на шампуре и др.), сложность вкуса и темпера­тура при подаче на стол могут существенно влиять на интенсивность вкуса, а следовательно, и на выбор вин. Установить приблизительную интенсив­ность букета вина, возможно, еще более сложно.

Например, вино Гевюрцтраминер может быть как легким, сладковатым, так и очень сухим, с интенсивным ароматом. Первый вариант подойдет к слегка тушеному цыпленку, тогда как второй – к жареной индейке и острой начинке. Оценить реальную интенсивность вкуса можно о путем проб, но дегустировать вино заранее в большинстве случаев невозможно, либо непрактично, либо лежит за пределами финансовых возможностей. Еще раз повторим: полагаться можно только на свой опыт предпочтения. Хотя идеально подобрать вино к блюду удается редко, столь часто их сочетание оказывается абсолютно неприемлемым.

Хотя для изысканной трапезы часто считается необходимой тонкая гармония, контраст вкусов нередко придает еде интересный динамический баланс.

Чаще всего его достигают добавлением пряностей. С другой стороны, концентрированный аромат можно создать и с помощью таких приправ как «ру» (французская подливка на базе поджаренной в масле муки) или (мексиканский соус с кусочками перца), но иногда интенсивность формируется вином. Например, красное вино можно подавать к птице, и наоборот, легкое вино может смягчать интенсивные ароматы мяса.

Время от времени появляются знаменитые сочетания, когда, казалось противоположные вкусы или ароматы создают динамичное, на первый взгляд хрупкое равновесие. Примерами наиболее известных из таких «со-противоположностей» являются сочетание портвейна и сыра стилтон, сотернов и сыра рокфор, рислингов ауслезе и оленины, сансеров и козьего сыра, шабли и крабов. Основанием для сочетания сладких вин с богатым вкусом (портвейнов и сотернов) с солоноватыми, жирными, голубыми сырами (стилтон и рокфор), является, по-видимому, их общая вкусовая насыщенность, а также смешение соленого и сладкого вкусов. Сложные вкусы объединяются в единое целое, взаимно усиливая получаемое удовольствие. В Германии считается, что хорошо провяленная оленина с запахом дичи оно уравновешивается сладкими, богатыми ароматами рислингами ауслезе. В долине Луары энергичная сухая кислотность вин считается «противовесом» пикантным козьим сырам. Наконец, принято считать, что кислый вкус шабли смягчается сладковатым вкусом горячего мяса. Зачастую источником новых, неожиданных гастрономических удовольствий становится изобретательность.

Аналогичным образом объясняется сама сочетаемость блюд и вин, поскольку их вкус совпадает довольно редко. Например, главными элементами винных букетов являются плодовые, цветочные, растительные ароматы, которые редко встречаются у основных компонентов блюд, и наоборот, распространенные ароматы блюд редко присутствуют в винах, совпадения возникают лишь время от времени – например, когда ореховые нотки сливочного хереса дополняют ореховый десерт или винный аромат дубовой древесины смешивается с копченым (дымным) ароматом мяса, приготовленного на углях. Поэтому чаще всего вино выступает в качестве приправы, одного из вкусовых элементов трапезы.

На дегустациях вин часто подают сыры, однако сильный аромат сыра легко может стать преобладающим и скрыть тонкие нюансы прекрасного вина. С другой стороны, мягкие сыры редко усиливают получаемое от вина удовольствие. Полезны могут быть соленые сыры, так как содержащаяся в соли сода существенно снижает горечь и терпкость красных вин с вы­соким содержанием таннинов. Кроме того, на фоне ароматных сыров пос­редственные вина кажутся лучше. Здесь справедлива старинная поговорка; «продавай вино с сыром, а покупай с водой».

Одним из наиболее занимательных нововведений в европейской кухне стало распространение острых специй. Жгучий перец чили и большинство приправ на основе карри лишают вкусовые рецепторы способности реаги­ровать на тонкий вкус вина. По всей видимости, именно это привело к тому, что по-новому стали цениться вина с более сильным вкусом, способные конкурировать со специями. Еще одним культурным заимствованием, которое может привести к возобновлению интереса к полусладким винам, является использование сладких соусов, характерных для некоторых ки­тайских блюд.

Джексон Р.С. Дегустация вин Издательство ПРОФЕССИЯ ,2006 год

Закуски под вино: изысканная гармония

Какую закуску подобрать к тому или иному вину, что с чем сочетается? Вопрос простой и сложный одновременно. Если отвечать просто, то лучше бы вино вообще не закусывать — разумеется, если речь идет о небольших количествах, о пробе, о дегустации.

Странно выглядела бы трапеза, состоящая из одного белого хлеба — к дорогому вину. Однако именно хлеб и есть тот универсальный продукт, который не повлияет на вкус вина, не заглушит его букет. В меньшей степени, но тоже достаточно простой и безопасный вариант закусок — фрукты и сыры. Все остальные яства так или иначе вступают в сложные взаимоотношения с вином, и найти подходящее сочетание чрезвычайно трудно. Однако возможно. Главное, что для этого требуется — хорошее знание вина, его особенностей. Методом тыка найти гармонию просто немыслимо.

Другое обязательное изначальное знание: собственные зоны восприятия четырех основных вкусовых ощущений: сладость — ее «ловит» кончик языка, кислота и соль — за них отвечают «бока», примерно посредине, и, наконец, горечь, распознание которой подвластно рецепторам в задней части языка, ближе к горлу. Зная эти функции языка, человек может уподобить его музыкальному инструменту, добиваясь нужного звучания. Суть его — добиться равновесия и гармонии вкусовых ощущений, употребляя алкоголь вместе с блюдами. При умелом использовании языка как инструмента можно даже усилить вкус, создать идеальную гамму. В противном случае будет какофония, которая убьет и вкус вина, и вкус блюда.

Общее правило подбора вин к блюдам таково: напитки со сложным тонким вкусом и ароматом требуют простой еды. В то время как изысканные блюда со сложным вкусом лучше всего сопровождать простым вином, которое присутствует на столе не столько для отдельного удовольствия, сколько для лучшего усвоения блюд. Есть несколько четких табу. Первое — орехи. Они вяжут язык, выводят его из игры. Поэтому к вину нельзя подавать орехи. Второе — уксус. Он подавляет вино: заправленные уксусом салаты для закусок не годятся. Третье табу — табачный дым, который убивает аромат вина. Равно как и запах парфюмерии.

Следующая цель — добиться равновесия, благоприятного сочетания вкусов вина и еды, чтобы, как минимум, первое не доминировало над вторым и наоборот. Если удастся добиться их взаимодействия, усиливающего эффект, это будет уже высшим пилотажем. Существует несколько общих закономерностей, и мы сейчас о них расскажем, но у каждого конкретного вина свой характер — не распознав его во всем многообразии, чрезвычайно сложно добиться наиболее эффектных сочетаний с закусками. Закономерности эти более или менее известны.

Читайте также:  Какой бокал выбрать

Белые и розовые сухие вина употребляют в качестве аперитива, а также с холодными закусками, черной и красной икрой, раками, устрицами, со вторыми рыбными блюдами. «Король» розовых вин — Тавель практически всеяден, он подходит к большинству блюд.

Розовое сухое вино идеально сочетается с жареной рыбой, хорошими колбасами, холодным белым мясом, птицей гриль и мягкими сырами.

Если идти с другой стороны — от закусок, то вот несколько советов от французских кулинаров:

К рыбе и морепродуктам. «Морские» блюда могут очень сильно различаться, но есть один общий привкус — если не для всех, то уж наверняка для большинства блюд из морепродуктов. Это йодистый привкус. Именно на него следует ориентироваться, подбирая подходящее к трапезе вино. К устрицам французы уверенно ставят на стол бутылку «Пикпуль де Пинэ», с мидиями прекрасно сочетаются белые шампанские вина.

К жареной и печеной рыбе. Хорошо подчеркнет вкус запеченной рыбы вино, богатое ароматами терпина, такие, как сухой «гевуртцраминер», «рислинг», сухой «савеньер», белые шампанские вина. Но рыба должна быть не слишком жирной. К совсем уж жирной рыбе лучше подойдут крепкие напитки, например, водка.

К рыбе в маринаде. Блюда из рыбы в маринаде (с лимонным, апельсиновым или грейпфрутовым соком, с приправами) требуют к себе деликатного отношения. Подберите сухое и очень ароматное вино с той же ароматической базой, что и ваше блюдо. Могут подойти «шабли» или сухой «жюрансон».

К омарам. Омаров готовят по-разному, поэтому совет такой — выберите вино с ярким характером, такое, как белое бургундское.
К рыбе в красном вине. К такому блюду подойдет элегантное крепленое вино. Можно остановиться на вине того же географического происхождения, что и ваша рыба или винный соус.

К супам. Супы могут весьма разниться характерами. Это зависит от их основы (овощи, рыба или мясо). Закажите очень легкое и относительно нейтральное вино, такое как «макон» (для чесночного супа) или белый «жюрансон» (для овощного). К рыбным супам подходят классические белые вина.

К птице. К домашней птице в тесте подойдет желтое вино, к дичи хорошо крепленое.

К жареному или печеному мясу. Если блюдо жирное, то нужно смягчить его. Как правило, по своему составу не все красные вина совместимы с мясными блюдами. Воспользуйтесь кислотой и освежающим вкусом молодого белого вина, такого, как сухой «рислинг». К особенно жирному мясу необходим напиток с большим содержанием алкоголя и танина. Пусть это будет «кагор».

К шоколадному десерту. На выбор вина влияет горечь шоколада. Лучше всего с таким десертом сочетается вино из крупного черного винограда, а также кое-какие сорта мягкой водки. Шоколад «в компании» с белым шампанским создаст неповторимый вкус.

Столовые полусухие и полусладкие вина вполне взаимодействуют с птицей, дичью, овощами, особенно — с цветной капустой, спаржей, артишоками. Подходят к ним и грибы, всевозможные запеканки и рулеты, пудинги, выпечка, в частности начиненная яблоками.

Белые столовые вина (типа молдавского Алиготе или Пино, Рислинга, Эльзасских сухих или белого сухого Бордо) можно рекомендовать к устрицам, мидиям, виноградным улиткам, жареной рыбе, рыбе под соусом, колбасным изделиям, холодным мясным закускам, белому мясу (свинина, телятина), птице гриль, не очень острым и сильным сырам.

Белые полусладкие вина подойдут к рыбе под соусом, сильным острым сырам, десертам.

Розовое полусухое — к холодным мясным закускам, слабым сырам, десертам.

Некрепкие красные вина сочетаются с белым и красным мясом, дичью, птицей, колбасами, жареной рыбой, рыбой в соусе, птицей гриль, нежным сыром. Здесь признанные лидеры — Божоле, Корбьер, многие марки Бордо, итальянские ординарные вина в

Как правильно сочетать блюда и вина

Основная обязанность вина на праздничном столе – выгодно подчеркивать вкус поданных блюд и закусок. Добиться идеального сочетания продуктов и алкоголя – сложное искусство, постичь которое удается единицам. И это при всем том, что принципы сочетания вина и блюд достаточно просты, и никто не прячет их за семью печатями.

Принципы сочетаемости вин и еды

Универсальная схема сочетания вина и блюд

  1. По цветовому признаку. Прописную истину, гласящую, что белы следует подавать к рыбным изыскам, а красные – к мясным, еще никто не отменял. И не зря, ведь вкус дичи, говядины или свинины подавляет вкус белого напитка, тогда как рыба придает красному алкоголю привкус металла. Как и в любом правиле, здесь есть исключения. К примеру, белое куриное филе отлично сочетается с белым вином.
  2. По запретительному принципу. В природе существуют продукты, которые вообще лучше не сочетать с определенными видами алкоголя. К примеру, копченая или соленая рыба делает вино «металлическим» на вкус, соленья полностью притупляют его вкус, а шоколад и кофе нейтрализуют вкусовые параметры сухих виноградных напитков. Притупляющим свойством обладают все цитрусовые, корица и ваниль в большом количестве. Они мешают в полной мере ощутить букет вина.
  3. Соусному принципу. Если вино входит в рецепт одного из подаваемых блюд, то его нужно подавать и в бутылке. Причем, если в последней должен быть качественный и дорогой продукт, то в соус или запеканку можно добавить более бюджетный аналог.
  4. Принцип сочетания ароматов. Сильно пахнущие напитки не стоит подавать с чересчур ароматными блюдами, поскольку они будут «забивать» друг друга.
  5. Принцип силы. Вина с высоким показателем крепости и насыщенным «телом» подаются к мясным блюдам с плотными соусами. Легкий алкоголь хорош с салатами, закусками.
  6. Принцип региональности. У гурманов принято сочетать вина с блюдами, имеющими то же самое место происхождения (смотрите географическую классификацию вин).

Сочетание вина и блюд — как добиться идеала?

Блюда под белое

Виноградный алкоголь белого сорта – отличный партнер для следующих продуктов:

  • устрицы (этот тандем особенно почитаем французами);
  • нежная рыба;
  • лягушачьи лапки;
  • козий сыр;
  • мидии и улитки;
  • блюда из мозгов;
  • красная и черная икра;
  • спаржа;
  • цветная капуста;
  • артишоки;
  • зеленый салат;
  • ананасы и яблоки.

Сухое белое вино хорошо с рыбой или мясом, приготовленными на гриле и поданными с нежной подливкой. Сладкие и полусладкие сорта больше подходят к ароматным сырам и десертам, яствам, сдобренным острыми соусами.

Что касается красных вин , то в корне неверно думать о том, что подходят они исключительно к мясной пище. Некоторые сорта способны только ухудшить вкус основного блюда, особенно если подобранный алкоголь не имеет нужной крепости или плотности. В частности, к жареной или запеченной свинине/говядине подается красный сухой напиток, тогда как жирные разновидности мяса лучше идут с красным спиртным с высоким содержанием танина и спирта.

Крайне аккуратно следует подбирать компанию некрепким красным винам по типу Каберне или Божоле. С ними хороши:

  • рыбные закуски;
  • красные и белые сорта мяса, приготовленного на гриле;
  • дичь.

Если вы планируете наслаждаться красным алкоголем крепостью выше 12%, закажите к нему бараний шашлык, острые сорта сыра или и вовсе используйте в роли аперитива. Поверьте, такой напиток сильно возбуждает аппетит.

Универсальный вариант – розовое вино. Приобретая его и закуску, учитывайте только свойства алкоголя. К примеру, если он сухой, то лучше сразу покупать рыбу, холодное вареное мясо или мягкий сыр. Полусухое годится к легким десертам, а вот мороженое и торты лучше запивать сладким розовым напитком.

Крепленые вина — что подать к ним?

Сочетание вина и еды постоянно интересует сомелье и простых людей. Добившись идеального тандема, можно получить полноценное удовольствие от процесса поглощения пищи и вкушения виноградного нектара. Но как быть с крепленым виноградным алкоголем, резкий букет которого может запросто перекрыть все гастрономические характеристики продуктов? Здесь все просто: используйте его в качестве аперитива, возбуждая собственный аппетит. С целью смягчения вкуса спиртного в бокал рекомендуется закладывать несколько кубиков льда.

Кстати, крепленые вина прекрасно оттеняют вкус основных блюд и даже супов, хотя последние и не принято запивать. Такой же алкоголь подается к горячим и холодным закускам. В данном случае нужно следить еще и за правильной температурой подачи напитка. В частности, горячую еду подают с вином комнатной температуры, а неострые яства нуждаются в компании охлажденного спиртного.

Десертные вина — с чем правильно подать?

Эти напитки содержат в себе внушительное количество сахара, а потому априори являются идеальными партнерами для таких блюд:

  • фруктовые салаты;
  • пироги;
  • торты;
  • пирожные;
  • кремы;
  • булочки;
  • шоколад и прочие кондитерские изделия.

В данном случае подавать алкоголь лучше не в большом бокале, а в миниатюрной мадерной рюмке. Спиртное заранее охлаждается до +10-+12 градусов.

Не смешивайте вина!

Редкое праздничное застолье обходится без большого количества разномастного алкоголя. Чтобы в полной мере оценить крепость, аромат и вкусовые качества каждого представленного винного напитка, нужно быть опытным гурманом. Если ваши гости не такие, отнеситесь к выбору спиртного со всей ответственностью и предусмотрительностью. Подавая основные яства, не забывайте о сухих или полусухих столовых винах, хорошо справляющихся с главной обязанностью аперитива – вызывать аппетит. Сладкие напитки преподносятся только к концу трапезы, когда наступает время десертов и фруктов.

Читайте также:  Приготовление «тихих» вин

И еще: никогда не игнорируйте правило «роста градуса». Оно гласит, что сначала пьются слабые спиртные продукты, и только потом – более крепкие. В противном случае застолье рискует превратиться в банальную попойку с многочисленными желудочными проблемами.

Совершенное сочетание вина и еды (2 стр.)

Предисловие переводчика

Предлагаемая вашему вниманию книга Филиппа Бургиньона, в прошлом шефа-сомелье, а ныне управляющего известным парижским рестораном Laurent на Елисейских полях, открывает невероятно интересный мир поисков совершенных сочетаний вин и гастрономии, этих двух важнейших составляющих французской культуры.

Книги, подобные труду Филиппа Бургиньона, как никогда актуальны. Издательский рынок России предлагает много винных справочников, энциклопедий, гидов, литературы о винных странах и регионах, винном этикете, правилах дегустации, а также о гастрономии разных стран и народов, но очень мало книг, где эти два аспекта сведены воедино.

Автор говорит не только о классических парах “вино-блюдо” (сотерн и рокфор, порто и шоколад и т. п.), он ведет нас дальше в поисках совершенных альянсов, призывает забыть об устоявшихся шаблонах. Как вам покажется сочетание шампанского и жареных колбасок или гевюрцтраминера с пряником? Непривычно? Но эти и другие прежде неведомые союзы известных компонентов “работают”, гармонично “звучат”, дарят нам радость открытия и чувственное наслаждение.

Автор снова и снова повторяет, что в искусстве сочетания блюд и вин нет строгих правил и установок, а есть лишь направления и рекомендации, а также большое поле для творчества и экспериментов. Признаюсь, мне такой взгляд очень близок и дорог, поэтому я с удовольствием переводил эту книгу, пронизанную воспоминаниями детства и бесценным личным опытом автора.

Книга написана хорошим языком, и иногда мне приходилось делать над собой усилие, чтобы не переводить ее дословно, ведь многие французские термины эногастрономии заимствованы из мира музыки, поэзии, живописи… В русском языке не всегда удается найти их аналоги, и даже название книги (“L`Accord Parfait”) можно перевести еще и как “совершенный аккорд” или “совершенное звучание”.

Большинство французских рецептов и блюд, приведенных в книге, нечасто увидишь в российских ресторанах и тем более за семейным столом, но, следуя принципам и пожеланиям автора, нам будет проще строить “взаимоотношения” между вином и кухней в дружеской компании, на пикнике или за праздничным столом.

В России культура сочетания вин и блюд, как мне видится, находится в начале своего развития, и предлагаемое издание послужит хорошим подспорьем не только профессионалам (сомелье, кавистам, сотрудникам ресторанов), но и широкому кругу читателей, интересующихся французскими винами и французской гастрономией, которые давно уже стали частью мировой культуры.

Винный эксперт проекта L-wine ГК “ПУДИНГ”

Предисловие

Совершенное сочетание за столом – явление достаточно редкое.

Ведь для достижения прекрасной гармонии между блюдом и вином необходимо, чтобы гости ели одно и то же блюдо. Таким образом, в поисках гармонии сомелье часто обращается в первую очередь именно к вину.

Эта книга, предлагаемая нам Филиппом Бургиньоном, – восхитительное путешествие, которое ведет нас к эмоциональному и праздничному столу. К столу, готовому удовлетворить не только наши “питательные” нужды, но, что важнее, который предлагает нам постоянно обновляемый источник удовольствия, позволяет нам общаться с благами, подаренными землей, и людьми, которые извлекли их и совершенствуют.

Автор предлагает нам воспользоваться своим опытом. Его признания происходят из желания, которое я полностью разделяю, выбирать вначале вино и уже затем в соответствии с его особенностями выбрать блюдо, которое не только подчеркнет характер вина, но и пробудит желание попеременно сочетать еду и вино. Вы делаете глоток вина, сопровождаете его пищей и вновь отпиваете из бокала и так далее. Подобное чередование доставляет нам удовольствие наблюдать, как ароматы вина и блюда, смешиваясь во рту, изменяются и взаимно обогащают друг друга. В этом случае, если мы достаточно наблюдательны и внимательны, можно почувствовать, как этот союз в едином порыве дарит нам наиболее утонченные и глубоко спрятанные нотки, ведущие к истинному удовольствию.

Этот прекрасный труд написан в полном соответствии с духом французской гастрономии, для которой свойственно сочетать за столом блюда и вина. В действительности гастрономия без вина становится пресной и короткой. Время, проводимое за столом, конечно же заключается не только в поглощении пищи и вина за обсуждением ежедневных событий, но и в умении вести разговор об изысканной кухне и о тех утонченных вещах, которые рождают в нас эмоциональные переживания. Начиная изучать исторический аспект и роль вина за столом в разных, как крупных, так и менее известных, винодельческих регионах страны, читатель, я на это очень надеюсь, узнает, как различные сочетания воплощаются в разных областях. И если уделить немного времени анализу этих сочетаний, тогда обыденные на первый взгляд вещи приобретут особую важность.

Почетный президент национального и международного Союза энологов Франции

В поисках совершенных сочетаний…

У каждого есть свое личное восприятие вкусовых оттенков, свой порог терпимости к уровню сахара, соли, кислотности или горечи… Поэтому давайте большую свободу своей фантазии и импровизации!

Могу признаться, что, работая сомелье в ресторане, я не так уж часто встречаю действительно совершенное сочетание. Для достижения прекрасной гармонии между блюдами и винами за столом необходимо, чтобы все гости ели одно и то же блюдо, что случается редко, или чтобы им подавали большое количество вин, что очень трудно осуществить. Поэтому сомелье становится человеком компромисса. Он умело склоняет гостя к выбору определенного вина, но при этом зачастую чувствует себя не вполне удовлетворенным.

Поэтому нас не может не волновать необходимость подобрать к вину гармоничное сочетание. Жак Пюизэ (Jacques Puisais) выступил новатором, когда около двадцати лет назад выдвинул идею заказывать вначале вино и уже к нему подбирать блюда, которые будут его сопровождать. В некоторых ресторанах и бистро Франции при подаче вин с тех времен руководствуются этим принципом, но он, тем не менее, в какой-то мере все еще остается противозаконным.

Когда мы у себя дома, то без особых раздумий можем достать из погреба бутылку вина и приготовить к нему то блюдо, которое позволит выбранному нами вину лучшим образом себя выразить. Но нет ничего более субъективного, более неуловимого и более эфемерного, чем “совершенное” сочетание. Идеальный “марьяж” блюд и вин очень трудно систематизировать, так же, как порой бывает трудно определить, что создает гармонию в той или иной семейной паре. Поэтому комбинация, которая себя однажды хорошо показала, в другой раз с тем же блюдом и теми же друзьями или гостями может вызвать совершенно другие ощущения. Поэтому сочетание не поддается рациональному объяснению. В этой науке не существует абсолютной истины, и роль сомелье (и наша также!) не заключается в простом объяснении, что это сочетание хорошее, а это – плохое. И если кто-то любит запивать устрицы сотерном, то почему мы будем утверждать, что он не прав?

Соломенное вино, которое само по себе уже является десертом, хорошо сопроводить сухими бисквитами или блинчиками, посыпанными сахарной пудрой. Откупорить бутылку этого необычного вина в дружеской компании будет исключительным событием, когда можно разделить удовольствие с близкими людьми.

Общие суждения не могут все объяснить, всему вынести окончательную оценку. Академические правила предписывают нам, что нельзя подавать красное вино к яйцам, к блюдам с уксусной заправкой, к спарже или зеленым овощам, а белое разумно в сочетании с рыбой, а лучшее вино (т. е. выдержанное) следует приберечь на конец трапезы, когда будут подавать сыры. Но с опытом приходит понимание, что реальность не настолько точно очерчена. Так, некоторые красные вина являются отличными “сообщниками” рыбных блюд, но нужно выбирать самые молодые, наименее танинные и подавать их следует намного более охлажденными, чем это принято. Некоторые белые вина – отличные спутники сыров, и причем тех сыров, с которыми, как считается, они не должны сочетаться. Ничто не является навсегда застывшим или окончательным; привычки меняются и вина также.

Профессия сомелье учит, что чем глубже погружаешься в мир вина, чем больше делаешь успехов, тем больше вероятность совершить ошибку. Именно поэтому в таком сложном упражнении, каким является гармоничный альянс между блюдами и винами, не стоит быть слишком категоричным. И если во время слепой дегустации вы не можете отличить сент-эмильон от пойяка (никто не может утверждать, что обладает такими способностями), то как можно навязывать одно из этих вин, а не другое, при подаче жиго из баранины? Вполне очевидно, что подойдет каждое из указанных вин.

Ссылка на основную публикацию