Еще одна легенда о происхождении вина

Легенды о происхождении вина

Любопытный факт: в любой древней религиозной системе есть миф о том, как появилось вино. Особенно известна греческая легенда: античные сказители уверяют, что к этому причастен пастух Эстафилос, который однажды искал сбежавшую овцу, а когда нашел, животное поедало листья какого-то незнакомого растения. Удивленный юноша собрал плоды странного дерева и принес их своему хозяину, тот выжал из ягод сок и получил освежающий напиток. Потом виноградный сок случайно оставили на солнце, он перебродил, и люди узнали, что получившийся хмельной напиток веселит не хуже похода в древнегреческий театр, а исцеляет почти как Гиппократ.

Римляне, финикийцы, древние германцы и прочие народы приписывали честь создания вина своим богам – неудивительно, что оно активно использовалось во время религиозных ритуалов и считалось напитком для знати. Впрочем, в том же Древнем Риме вино было настолько распространено, что его давали даже рабам – но, конечно, это были не коллекционные ароматные вина, а напиток третьего сорта. В римской мифологии утверждается, что первую в мире виноградную лозу посадил Сатурн, бог земли и посевов.

Очень трогательна и по-восточному изыскана персидская легенда: в Малой Азии верят, что некий царь получил семена винограда в дар от благодарной птицы, спасенной им от змеи. Выросло дерево, дало плоды, виноградный сок оказался сладок и свеж, и долгое время люди пили его, чтобы утолить жажду. Однажды царю принесли подкисший напиток, он рассердился, велел убрать сосуд подальше. Перепуганные слуги унесли негодный сок в подвал, да там и забыли. Некоторое время спустя любимая наложница царя слегла с сильной головной болью. Девушка не спала несколько ночей, она так мучилась, что решила умереть. Она выпила весь перебродивший сок, надеясь, что он превратился в яд, однако всего лишь проспала несколько суток и проснулась полностью здоровой. Так вино стало известно тюркским народам.

В Египте история виноделия уходит корнями в эпоху Древнего царства (начало XXVIII – середина XXIII в. до н. э.) – сохранились барельефы, изображающие сборщиков винограда за работой, есть также письменные свидетельства.

В Греции история вина началась около 4000 лет назад. Этому способствовал мягкий теплый климат страны. Но эллинское вино сильно отличалось от современного: это был густой напиток с травами, орехами, медом. Некоторые рецепты предписывали даже добавлять в вино золу, белую глину или масло.

Рим, очевидно, перенял греческие традиции, обогатил их и успешно распространил по остальному миру в ходе победоносных завоеваний. Именно римляне научились выдерживать вино в бочках (в литературе того времени упоминаются сорта столетней выдержки, хотя это маловероятно) и наладили экспорт в другие страны Европы.

Закавказье претендует на роль «колыбели» виноделия – в этом регионе вино появилось не менее 4000 лет назад, а семантический анализ самого слова «вино» не исключает его кавказского происхождения.

Во Франции производить ароматный пьянящий напиток начали не позже VII века до н. э., в Португалии – во II в. до н. э., а в Германии – по самым скромным прикидкам как минимум в I веке нашей эры, а то и раньше.

В средневековой Европе распространению вина поспособствовало два фактора: укрепление христианства и мореходство. Церковь не только всячески поощряла потребление вина в ритуальных целях, но и сама его производила – до сих пор высоко ценятся монастырские сорта. Благодаря освоению мореходства страны – производители вина смогли наладить торговые связи не только с ближайшими соседями, но и с другими континентами. Именно благодаря развитому экспорту в Англии стали популярны такие напитки, как херес и мадера: британцы пили вино как воду – в буквальном смысле, в Средние века никто и слыхом не слыхивал про чай, именно вино подавали к столу во время любого приема пищи. Развитию вина немало способствовала алхимия – средневековым ученым нередко удавалось находить не только новые химические соединения, но и оригинальные вкусы.

Победоносному шествию вина по Европе чуть не помешала разразившаяся в конце XIX века эпидемия филлоксеры, уничтожившая почти все виноградники и автохтонные сорта винограда. Именно тогда на международную арену вышли абсент, пиво и другие виды алкоголя. К счастью, хоть и с потерями, но этот критический момент в истории вина преодолели – европейские лозы стали скрещивать с североамериканскими сортами, имеющими врожденный иммунитет к вредителю.

Несмотря на то что в некоторых регионах современной России виноделие появилось много веков назад (территория современного Дагестана, низовья Дона), в целом на Руси отдавали предпочтение хмельному меду, пиву и браге. Промышленное производство вина началось только при Петре I – прогрессивный царь подсмотрел зарубежные технологии и внедрил их в своей стране.

Как появилось вино? Мифы и легенды

О, наш дорогой друг, это долгая и запутанная история. Если собрать воедино все древние мифы, манускрипты, летописи, забраться во все древние саркофаги и раскопать кучу древних городов, то создастся впечатление, что вино существовало вечно. Что оно было на Земле еще до появления тут же человека.

Ладно, может, не так и давно, но вот в 8000-4000 гг до н.э. вино существовало точно. Вы только представьте себе, как давно!

Понятное дело, никто не знает, кто точно изобрел вино. И, скорее всего, изобрели его случайно, забыв в кувшине виноградный сок, который, разумеется, добродил себе и превратился в вино.

Есть, конечно, немало интересных легенд, повествующих об истории появления вина.

Греки, например, считают, что первую виноградную лозу обнаружил простой пастух Эстафилос, пасший овец. Одна из его «подопечных» сбежала, Эстафилос отправился на ее поиски и обнаружил беглянку, мирно жующую неведомое ему доселе растение. Как мы все понимаем, это была виноградная лоза. Пастух собрал плоды с нее и отнес своему хозяину. Тот сделал из них сок, который становился только лучше со временем.

Римляне более набожны в этом вопросе и считают, что первую в мире лозу посадил Сатурн. Что ж, эти ребята частенько противоречат грекам.

Впрочем, как и персы. Хотя, последние больше особняком держатся. Но у них тоже есть своя легенда происхождения винограда и вина. Их царь, Джамшид, увидел однажды, как огромная змея пытается проглотить большую птицу. Он приказал своим лучникам поразить змею стрелой. Освобожденная птица тут же подлетела к царю и в благодарность преподнесла ему три зернышка. Несложно догадаться, что то был виноград. И царь Джамшид очень полюбил его сок. Правда, однажды ему принесли прокисший напиток, что разозлило правителя. Странно, но сок этот не вылили, а просто убрали подальше в погреба, пока одна из рабынь, страдающая жуткими головными болями, не открыла его, чтобы напиться и умереть (так нестерпима была ее боль). Но вместо смерти ее ждал крепкий сон на несколько дней, от которого она очнулась совершенно здоровой. Царь Джамшид сменил гнев на милость к прокисшему соку. Более того, его провозгласили «чудодейственным» и с тех пор частенько попивали. Но вернемся к грекам. Что они нам рассказывают об истории происхождения вина? Она, кстати, не лишена мифологичности. Во всем у них, как всегда, «виноваты» боги. А именно — Дионисий, спустившийся однажды с Олимпа посмотреть, как там на земле живут. Утомившись, он прилег отдохнуть в тень куста, а добрые пастухи, находящиеся рядом, напоили Дионисия молоком, накормили сыром. И благодарный Бог выдавил в кувшин сок из винограда, поставил его под тот же куст бродить, а после угостил чудесным напитком людей.

Вино нередко упоминается и в древней поэзии, мифологии. В Библии также нередко говорится о вине. Интересно, но нашлись люди, которые задались вопросом: а сколько раз в Библии упоминается вино? И, не поверите, они подсчитали! 521 раз! И по сей день оно имеет особое значение в религиозных церемониях как символ крови и знак божественного влияния.

Конечно, есть не только мифы и легенды про возникновение виноделия и появление вина, но это уже совсем другая история.

К счастью, нам сейчас не приходится ждать, когда к нам с Олимпа спустится Дионисий и выжмет собственноручно виноградный сок для вина. Все гораздо проще: можно купить вино в интернет-магазине «WineStreet».

Другие статьи из рубрики «Интересное об алкоголе»

Сортов текилы существует великое множество. На любой вкус и цвет. Но есть текила, которая выделяется среди всех. И называется она Don Julio.

Любые предпочтения и привычки великих людей всегда интригуют и вызывают неимоверное любопытство. Нас же, в силу специфики работы, более всего интересуют алкогольные пристрастия. На этот раз мы решили узнать побольше об одном из самых ярких российских правителей – Леониде Ильиче Брежневе.

Джин Бомбей Сапфир признан одним из самых лучших в мире. Его называют «звездой Бомбея». И он действительно достоин этого звания. У этого джина есть масса особенностей, за которые его и полюбил потребитель. Правда, некоторые были не более, чем результатом отличной работы маркетологов, но в истории этого бренда важны все нюансы.

Краткая история появления вина

Никакой другой напиток в мире не вызывает столько споров и пересудов. Практически каждая страна утверждает, что именно она является родиной забродившего виноградного сока, а те, кто не претендует на пальму первенства, считают, что только они умеют делать «настоящее» вино.

Археологи не могут дать однозначный ответ на вопрос «кто, где и когда изобрел вино?». Очевидно, что уже 8-10 тысяч лет назад люди знали культурный виноград Vitis Vinifera, ели его плоды и пили его сок. По крайней мере, сохранились черепки глиняных сосудов с остатками винного напитка, а первые графические и текстуальные свидетельства существования вина датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Этимология названия

По одной из версий современное слово «вино» родственно грузинскому «ghvivill» – «цвести, бродить». Фасмер (известный немецкий языковед российского происхождения), однако, прослеживает общие корни со славянским «вить», а некоторые исследователи даже утверждают, что в основе термина лежит санскритский корень «vena» – «любимый». Ни у одной из гипотез нет доказательств.

Легенды о происхождении вина

Любопытный факт: в любой древней религиозной системе есть миф о том, как появилось вино. Особенно известна греческая легенда: античные сказители уверяют, что винить (или благодарить?) следует пастуха Эстафилоса. Он искал овцу, а когда нашел беглянку, животное поедало листья какого-то незнакомого растения. Удивленный юноша собрал плоды странного дерева и принес их своему хозяину, тот выжал из них сок и получил освежающий напиток. Все остальное – дело техники: однажды виноградный сок случайно оставили на солнце, он перебродил, и люди узнали, что получившийся хмельной напиток веселит не хуже похода в древнегреческий театр, а исцеляет почти как Гиппократ.

Дионис – греческий бог виноделия

Римляне, финикийцы, древние германцы и прочие народы приписывали честь создания вина своим богам – неудивительно, что этот напиток активно использовался во время религиозных ритуалов и считался яством для знати. Впрочем, в том же Древнем Риме вино было настолько распространено, что его давали даже рабам – но, конечно, это были не коллекционные ароматные вина, а напиток третьего сорта. В римской мифологии утверждается, что первую в мире виноградную лозу посадил Сатурн – бог земли и посевов.

Очень трогательна и по-восточному изыскана персидская легенда: в Малой Азии верят, что некий царь получил семена винограда в дар от благодарной птицы, спасенной им от змеи. Выросло дерево, дало плоды, виноградный сок оказался сладок и свеж, и долгое время люди пили его, чтобы утолить жажду. Однажды царю принесли подкисший напиток, он рассердился, велел убрать сосуд подальше. Перепуганные слуги унесли негодный сок в подвал, да там и забыли.

Некоторое время спустя любимая наложница царя слегла с сильной головной болью. Девушка не спала несколько ночей, она так мучилась, что решила умереть. Она выпила весь перебродивший сок, надеясь, что он превратился в яд, однако всего лишь проспала несколько суток и проснулась полностью здоровой. Так вино стало известно тюркским народам.

Вино и география

В Египте история виноделия уходит корнями в эпоху Древнего царства (начало XXVIII — середина XXIII в. до н.э.) – сохранились барельефы, изображающие сборщиков винограда за работой, есть также письменные свидетельства.

В Греции история вина началась около 4000 лет назад – этому способствовал мягкий теплый климат страны. Кстати, эллинское вино сильно отличалось от современного: это был густой напиток с травами, орехами, мёдом. Некоторые рецепты предписывали даже добавлять в вино золу, белую глину или масло.

Читайте также:  Основы дегустации вин

Рим, очевидно, перенял греческие традиции, обогатил их и успешно распространил по остальному миру в ходе победоносных завоеваний. Именно римляне научились выдерживать вино в бочках (в литературе того времени упоминаются сорта столетней выдержки, хотя это маловероятно) и наладили экспорт в другие страны Европы.

Закавказье претендует на роль «колыбели» виноделия – в этом регионе вино появилось не менее 4000 лет назад, а семантический анализ самого слова «вино» не исключает его кавказского происхождения.

Во Франции производить ароматный пьянящий напиток начали не позже VII века до н.э., в Португалии – во II в. до н.э., а в Германии – по самым скромным прикидкам как минимум в I веке нашей эры, а то и раньше.

Вино в Средневековье

В Средние Века распространению вина поспособствовало два фактора: укрепление Христианства и мореходство.

Церковь не только всячески поощряла потребление вина в ритуальных целях, но и сама его производила – до сих пор высоко ценятся монастырские сорта. Благодаря освоению мореходства, страны-производительницы вина смогли наладить торговые связи не только с ближайшими соседями, но и с другими континентами. Распространённое заблуждение, что вино попало в Китай и Японию на кораблях, но на самом деле, оно существовало там и раньше, просто частенько оказывалось под монаршим запретом.

Монастыри делали вино для церковных нужд

Именно благодаря развитому экспорту в Англию стали популярны такие напитки, как херес и мадера: британцы пили вино как воду – в буквальном смысле, в Средние века никто и слыхом не слыхивал про чай, именно вино подавали к столу во время любого приема пищи.

Развитию вина немало способствовала алхимия – средневековым ученым нередко удавалось находить не только новые химические соединения, но и оригинальные вкусы.

Победоносному шествию вина по Европе чуть не помешала разразившаяся в конце XIX века эпидемия филлоксеры. Именно тогда на международную арену вышли абсент, пиво и другие виды алкоголя. К счастью, хоть и с потерями, но этот критический момент в истории вина преодолели – европейские лозы стали скрещивать с североамериканскими сортами, имеющими врожденный иммунитет к вредителю.

Филлоксера на листе винограда

Виноделие в России

Несмотря на то, что в некоторых регионах современной России виноделие появилось много веков назад (территория современного Дагестана, низовья Дона), в целом на Руси отдавали предпочтение хмельному меду, пиву и браге. Промышленное производство вина началось только при Петре I – прогрессивный царь подсмотрел зарубежные технологии и внедрил их в своей стране.

Сегодня Россия производит достаточно вина для внутреннего потребления и экспорта, но до славы знаменитых Мозельских вин или французского Бордо отечественному продукту еще далеко.

История создания вина

Самые популярные легенды разных народов мира о создании вина, составе вина, его воздействии на человеческих организм.

Виноградное вино считается древнейшим напитком, который уважали люди еще 8 тысяч лет назад. Считается, что история винного ремесла начинается с того времени, когда Малая Азия впервые доставила виноград в страны Средиземноморья. Прошло немного времени с той поры, и вино начали изготовлять уже в Египте и Израиле, а еще немного позже и в других странах мира.
Доказательством этому служат надписи на древних камнях, египетских папирусах и в первых летописях.

Как известно, вино – это алкогольный напиток, который изготавливается путем полного или частичного спиртового брожения плодово ягодного или виноградного сока, который после этого обрабатывается с помощью специальных установок или приспособлений.

Сегодня ученые определили, что вино полезно для человеческого организма в разумных дозах. Кроме воды, этилового и метилового спирта, а также других не особо полезных веществ, вино содержит большое количество витамина Р, ряд различных кислот, глицерин, глюкозу, сахарозу и разнообразные полисахариды. Все эти вещества позитивно влияют на организм человека в умеренных количествах.

Создание вина было, безусловно, важным открытием для мира, поэтому об этом было сложено немало древних легенд. Такие легенды существовали практически у всех народов мира.

Греческая легенда о создании вина

Греческая легенда рассказывает о последнем из появившихся на свет богов Дионисе. Чтобы уровнять себя с другими богами, Дионис учил людей сажать виноград и делать из него вино. Также легенда рассказывает, что однажды Диониса похитили пираты, но явив свою божественную силу, он призвал виноградине лозы, которые вмиг затянули виноградом весь пиратский корабль. Испуганных пиратов он превратил в дельфинов, а сам на отвоеванном корабле поплыл на встречу к своей невесте и будущей жене Ариадне.

Персидская легенда о виноградном вине

Персидская легенда говорит, что создателем вина стал один живший давным-давно владыка, которого звали Джамшид. Однажды Джамшид сделал так много сока, что не смог его выпить, поэтому оставил некоторое количество на следующий день. Но к утру виноградный сок забродил и, сделав несколько глотков, владыка почувствовал себя нехорошо. Чтобы не перепутать Джамшид отметил забродивший сок, написав на каждой чаше с ним слово «Яд». Но однажды одна из его жен, которая провинилась перед мужем, решила закончить жизнь самоубийством, отпив отравного напитка, но вместо смерти ее настроение улучшилось, она почувствовала неудержимое веселье. Шло время, немилость владыки прошла, но жена время от времени продолжала отпивать из заветного кубка. Когда напиток закончился ей пришлось признаться, и Джамшид решил еще раз попробовать повторить свой эксперимент. Вскоре напиток признали не только не ядовитым, но дурманящим и очень вкусным.

Римская легенда о Бахусе — боге вина

В римской легенде говориться о веселом боге Бахусе, который со своей шумной свитой любил прогуливаться по лесам и полям Рима. Главной особенностью Бахуса был венок из виноградной лозы, с которого свисали целые гроздья винограда.

Легенда Египта о боге виноградной лозы

В Египте была довольно интересная легенда. В ней говориться, что люди никак не могли определиться, кого их благодарить за виноград – бога земли, который дал виноград, или, может, бога воды, который питает лозу и наполняет плоды винограда соком. Боги тоже не могли решить этот вопрос между собой. Поэтому они пошли на компромисс и создали новое божество. Таким образом и был создан маленький бог виноградной лозы Шаи. Позже этому божеству также начали поклоняться, как богу богатства, изобилия и довольства.

Истинная история изобретения вина неизвестна. Ученые предполагают, что вино было изобретено случайно. Виноград, сваленный в большую кучу, под давлением своего веса пустил сок. Этот сок забродил под влиянием жары и природных дрожжей. Впрочем, это тоже не достоверная информация, а всего лишь домыслы.

Как бы там ни было, вино стало одним из величайших открытий, которое сделало человечество. Такое разнообразие легенд служит доказательством того, что в древности люди считали вино божественным напитком, даром богов. Пусть нам и не известно достоверно как и кем был впервые открыт рецепт вина, это не меняет отношение людей к этому благородному напитку. Как раньше, так и теперь, вино имеет миллионы поклонников и ценителей, и считается одним из лучших и полезных напитков известных человеку на сегодняшний день.

Легенды о виноделии

Мифы и легенды.

Болгария.

По мнению ученых, Болгария (Фракия) – это одна из первых винодельческих стран в мире, в которой вино начали производить уже более 4000 лет назад и к тому же, на ее территории открыто древнейшее в истории человечества обработанное золото.

Фракийцы вошли в историю как храбрый, смелый, дружный и веселый народ. Именно во Фракии родился культ бога виноградной лозы и веселья.

Во Фракии существовал культ героя, мифического всадника, большого весельчака, великого винодела и воина, приносящего веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Его образ был настолько популярен, что какое-то время фракийцы чеканили его на своих золотых монетах.

Рассказывают, что однажды, в ХIХ веке на свадьбу молодому виноделу Деяну подарили старинную фракийскую монету с изображением всадника.

Гость сказал, что эта монета веками хранилась в их семье и что она приносит удачу и радость. В то время Болгария находилась под гнетом турецкого ига. Турки уничтожали виноградники и запрещали производить вино. Но всякий раз, когда турецкие солдаты приходили вырубать виноградники, хозяйство Деяна счастливым образом избегало этой напасти.

Деян был уверен, что это заслуга чудесной монеты и даже сделал её гербом своего хозяйства, поместив изображение монеты с всадником на вина “Злата България”.

До сих пор потомки Деяна продолжают радовать людей винами с всадником марки , и верить, что они приносят удачу.

Легенды о вине.

Приведем наиболее известные легенды о вине:

Фракийская легенда.

Фракийская легенда происхождения вина гласит: В одном из фракийских селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел.

Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим.

В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым.

Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина.

Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось.

Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Персидская легенда.

Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников.

От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы, давшие множество плодов.

Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем.

Прошло несколько месяцев.

Любимица царя – прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала несколько дней.

Когда же она проснулась, то стала бодрой и здоровой.

Все узнали о чудесном исцелении. Тогда царь пpизнал прокисший сок винограда и провозгласил его “царским лекарством”.

Древнегреческая легенда.

Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником.

Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня.

С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино.

От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда – ампелографии.

Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.

Легенды мира о виноделии и вине.

Начало начал.

Во времена большого переселения народов на территорию, между Эгейским, Черным и Мраморным морями, пришли фракийцы воспетые в гомеровской «Илиаде» как отважные воины царя Резоса – союзника троянцев.

Они принесли с собой культ бога вина Севациоса и дали название Фракии. Именно здесь впервые появилось виноделие.

Ничего удивительного, что позже наиболее почитаемым божеством во Фракии стал греческий бог виноградарства и виноделия Дионис по прозвищу Вакх. Он был сыном Зевса и Семелы, родившимся при довольно драматичных обстоятельствах.

Однажды Семела с капризностью, свойственной всем беременным женщинам, возжелала увидеть Зевса во всей красе.

Тот приехал на колеснице, запряженной огнедышащими лошадьми, и прихватил с собой парочку-другую молний. От них-то и загорелись покои Семелы, и она погибла, успев родить шестимесячного ребенка. От огня его спас густой зеленый плющ, внезапно выросший из земли. Вскоре подоспел отец и зашил малыша в свое бедро. Оттуда и появился на свет окрепший Дионис.

Гера, законная жена Зевса, еще долго преследовала ребенка. В частности, она послала безумие на Афаманта, мужа сестры Семелы, воспитывавшего Диониса. Тогда Зевс отдал сына нимфам из Нисейской долины, которых позже взял на небо и сделал созвездием Гиад.

Дионис вырос, нашел виноградную лозу и стал бродить по свету со свитой вакханок, сатиров и селенов, обучая людей виноделию. Благодарные смертные устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии. За отказ поучаствовать в одной из них вакханки растерзали легендарного фракийского певца Орфея. А ведь было время, когда его пение ублажало капризную Персефону и успокаивало бушующую стихию во время похода аргонавтов. Но после смерти красавицы жены поэт отрекся от дамских ласк и прочих радостей жизни.

Именно от «дионисий» со временем произошел театр, а от дифирамбов (похвальных гимнов в честь Диониса, исполняемых наряженными в козьи шкуры певцами) произошла трагедия — буквально «песня козлов».

Квасура — Дионис по-славянски.

Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада — богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток — сурью.

Как-то, придя к нему, она велела смешать мед с водой и поставить смесь осуриваться на солнце. Позже Квасура дал рецептик прародителю славян Богумиру, который первым совершил жертвоприношение сурьей.

Прошло много лет, и славяне построили город на Днепре и назвали его Голунь.

Прошло еще немало лет — и на Голунь напали греки, ведомые Сабазисом, сыном Дыя. И была битва не людей, но богов. Причем богов, покровительствовавших не чему иному, как виноделию.

На стороне греков сражался Дионис, а интересы славян отстаивали местные Квасура и Китоврас.

Воспоминания об этом эпизоде греко-славянских отношений сохранились в мифологии наших народов. Так, грекам хорошо известен миф о путешествии Диониса в Индию (на самом деле — в Венедию).

Мы же имеем русскую былину «О Вавиле и его волшебных помощниках».

Вавила был простым сельским тружеником. День и ночь он пахал землю. Именно за этим занятием застали его Квасура и Китоврас, решившие изгнать греков из Голуни. «Заиграй, Вавила, во гудочек, во звончатый переладец, а Квасура с Китоврасом приспособят!», — сказали веселые боги хмеля — и Вавила, привыкший держать в руках исключительно орало, заиграл на гудочке (струнный инструмент, не путать с современной дудочкой). Его игра была столь чудесной, что боги взяли его скоморошить. Согласно их плану, Вавила должен был «переиграть царя Собаку и сына его Перегуду».

По дороге в царство Собаки-Сабазиса освободители отечества награждали добрых людей и наказывали злых, объясняя таким образом, «что такое хорошо, и что такое плохо». К примеру, белье милой девушки они превратили в атлас, а на поле грубияна-земледельца наслали птиц, которые склевали его посевы.

Против чудесной игры Вавилы и его волшебных друзей не могли устоять ни животные, ни растения, ни даже стихии. Ничего удивительного, что они с легкостью переиграли царя Собаку вместе с его сыном Перегудой и дочерью Перекрасой и освободили славный Голунь. С тех пор новым правителем города стал скоморох Вавила.

Алкогольный интернационал.

Альтернативными божествами алкогольных напитков у славян была супружеская чета — Хмель и его благоверная Сурица. У славян Сурица почиталась как солнечная богиня радости и света. Видимо, отсюда происходит и название хмельного напитка — сурья (иными словами — «мед питный»).

С хмельным весельем у славян был и Ярило. Он не был богом, но нашими предками почитался с не меньшей набожностью. Веселый красавиц Ярило олицетворял весеннее плодородие и сексуальною мощь. Не зря его культ, отмечавшийся весенней порой, оказался весьма живучим.

Еще в XIX веке в Белоруссии существовал обычай усаживать босоногую девушку на белого коня, (она играла роль Ярилы) и водить вокруг нее хороводы. Слухи о бесчинствах и пьяном разбое во время отбывания культа Ярилы в землях Российской империи доходили даже до царского престола.

Имена и функции славянских богов удивительным образом переплетаются с аналогичными божествами других народов.

Так, древнеиндийские мифы рассказывают нам о Сурье — солнечном боге, колесящем по небу на семи кобылицах, гривы которых подобны лучам солнца. Иногда его изображали в виде птицы или летящего ежа. У него была дочь — тоже Сурья (похоже, фантазия жителей Древней Индии не отличалась разнообразием). Она была замужем за Сомой, богом одноименного напитка — сомы.

В скандинавской мифологии есть Квасир, маленький мудрый человечек, родившийся из слюны богов. Как-то раз подлые карлики пригласили Квасира в гости и убили.

Его кровь смешали с пчелиным медом и приготовили хмельной напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение — мед поэзии.

За право владеть этим чудесным напитком велись жестокие войны на скандинавском «Олимпе».

Наука Бахуса.

А на диаметрально противоположном конце Земли, в еще неизвестной европейцам Америке жил народ майя со своим богом вина — Аканом.

С ними соседствовали ацтеки, чьим богом виноделия был Патекатль. О нем говорили, что «он из страны лекарств». Патекатль был богом трав и кореньев, из которых готовили подобие вина — отклю. Ацтеки видели Патекатля непременно с топором и щитом, либо же с листом агавы и копательной палкой. Он был женат на Майяуель — богини агавы. Именно из «голубой агавы» (а не из колючек кактусов, как принято считать) готовят текилу. Внешне агава похожа на большой ананас весом более 100 кг.

Легенда рассказывает о том, что лет двести тому назад один крестьянин полол грядки голубой агавы и обнаружил дымящую трещину.

Она превратилась в вулкан, высота которого через пару недель составила 50 м, а через год — 200 м. Очевидно, поэтому считается, что лучшая агава весом в 250 кг растет на склонах вулканов.

Прародителем современной текилы был напиток пульке. Его богом считался Оме Точли — один из 400 детей Майяуель, у которой для них имелось ровно 400 грудей. Ацтеки позволяли пить пульке лишь четыре раза в год.

Знать меру призывала и древнеримская легенда. Однажды местный бог виноделия Бахус подобрал у дороги понравившееся ему растение. Он решил во что бы то ни стало посадить его в своем саду. День был жарок, а путь домой — не близок. Чтобы росток не завял, Бахус положил его в полость кости орла. Но вскоре росток начал активно развиваться, и прежнее убежище пришлось сменить на кость льва. Но и там растение долго не залежалось. Заботливый бог нашел для него более просторное жилище — кость осла.

Через некоторое время из ростка выросла прекрасная виноградная лоза с изумительными плодами. Из них Бахус сделал напиток и явил людям вино. Оно, как оказалось, обладало невероятной генетической памятью. Так, отведавшие его люди стали чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в небесах. Те, кто не останавливался на выпитом, находили в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого казалось недостаточно, в результате превращался в глупого осла.

Правитель винного родника.

Если хочешь забыть о собственной бедности — продай все, купи на вырученные деньги вино и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин. А при этом не забудь молиться Симе Сян-жу. Такой незатейливый рецепт богатства предлагает китайская мифология.

В ней Сима Сян-жу является наиболее авторитетным богом среди виноторговцев. В основе его образа лежит реальный исторический персонаж — поэт Сима Сян-жу, живший приблизительно в 179-117 гг. до н.э. Его постоянно терзали смутные мысли о безденежье. Ни всеобщий почет, ни признание его таланта, ни даже ласки красавицы жены не радовали его. Чтобы покончить с незавидным материальным положением, Сима Сян-жу решил одолжить деньги и открыть винную лавку.

Через некоторое время он заработал огромное состояние и незабвенную память. А после смерти стал считаться покровителем не только торговцев вином, но и всех тех, кто стремится разбогатеть.

В китайском пантеоне существует строгое распределение обязанностей между богами. Если Сима Сян-жу отвечает за успешную продажу вина, то его изготовление опекает Ду Кан, который прославился тем, что первым начал делать вино.

Ду Кан якобы жил при мифическом государе Хуан-ди («желтом предке»). Хуан-ди не стал богом ни виноделов, ни виноторговцев. Зато он вполне мог бы объединить под своим покровительством дровосеков, охотников и моряков. Ведь именно он изобрел топор, лук и стрелы, помог людям сделать лодку и даже колокол. На его алтарь следовало бы приносить дары Кельвину Кляйну, госпоже Шанель и господину Версаче, поскольку никто иной, как Хуан-ди смастерил первые туфли и пошил первую одежду, придумав разделить ее на мужскую и женскую.

Но оставим в покое кутюрье и вернемся к китайским виноделам, которые убеждены, что качество их продукции зависит от воды, из которой ее приготовили.

Не зря одно из прозвищ Ду Кана звучит, как Цзюцюань тайшоу, то есть «правитель винного родника». Одними из наиболее качественных считаются вина из провинции Шаньдун. Именно здесь расположен храм Шуня, а в нем находится родник, названный именем Ду Кана. Из его воды готовили наилучшие вина.

Ду Кан умер в день, находящийся под циклическим знаком «ю». С тех пор возделывать вино в такие дни строго запрещено.

Винное братство.

В представлении экзотичных жителей Месопотамии — шумеров — вино было тесно связано с властью. А богом виноделия считался Энлиль — бог богов, владыка Вселенной.

Шумеры верили, что он «пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино». Точнее, им хотелось так верить.

На самом деле, с изобилием винограда в Месопотамии не сложилось: лоза в здешнем климате росла плохо. Поэтому вино чаще всего привозили с Армянского нагорья. Следовательно, виноторговля, как и пивоварение, у шумеров было на хорошем счету. Не случайно их царица Ку-Баба якобы происходила из рода корчмарей.

А вот ирландцы показали себя народом, умеющим не только изготавливать вино, но и охранять его. С этой целью они придумали клураканов, занимающихся сохранностью вина и пива в винных погребах.

Мифические старички пугают слуг, дерзнувших воровать хозяйское вино. Но сами не отказываются опрокинуть стаканчик-другой. После этого они седлают овец, крича и подбрасывая шляпы. Клураканы напоминают помесь домовых и гномов. А от бродячих фейри их можно отличить по красным курточкам. Как и домовые, они опекаются домом, а если хозяин решает переехать, то сопровождают его, забравшись в бочку с вином. Как и гномы-леприконы, они знают, где зарыты клады, и могут показать дорогу, если с ними подружиться. А, как известно, самый легкий способ завести знакомство — за бокалом хорошего вина.

Как видим, человеческий гений далеко продвинулся, чтобы оправдать свои маленькие слабости. Фантазия наших предков наплодила многочисленных богов виноделия и создала о них легенды, которые позволяют нам глубже узнать как ментальность отдельного народа, так и характер целой эпохи.

Зачем ты водою разбавил вино

Запрет вина – закон, считающийся с тем,
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.

Производство вина было известно еще в древнейшие времена (6000-4000 лет до н.э.) народам Месопотамии, Персии, Финикии и Египета, а согласно библейскому преданию, вскоре после окончания Всемирного потопа: «. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина и опьянел. » (Быт.9 ст.20-21).
А позднее, в античную эпоху, особое значение приобрели виноградники на территории Греции и Италии, культивировавшиеся греческими колонистами.
Само происхождение слова «вино», согласно некоторым источникам, возводится к древнегреческому слову «oinos» (инос), которое происходит от имени античного короля Ойноса – сына Орфея и внука Агамемнона. Согласно древнегреческой легенде пастух по имени Эстафилос обнаружил свою пропавшую овцу, поедающую виноградные листья. Пастух собрал с лозы неизвестные ему плоды, и отнес их царю Ойносу, который распорядился выжать из плодов сок и сохранить его. Так, через некоторое время из сока получился напиток, который назвали вином.
Кипр входит в число стран, виноделие которых считается очень древним, и самые ранние упоминания об этом можно прочитать в «Гимне Кипру» поэта Стасиноса, считавшегося приемным сыном Гомера (ок.3000 г. до н.э.).
Существует древняя античная легенда об Икариусе – первом из людей, обученном богом вина Дионисием, искусству виноделия, которая прекрасно проиллюстрирована великолепными древними мозаиками в Пафосе, изображающими Дионисия, Икариуса и двух пастухов. Надпись на мозаике гласит: «Те, кто впервые выпил вино», а сама легенда повествует о том, как впервые сделав вино, Икариус попросил пастухов попробовать его. Те, конечно, опьянели от неизвестного, на такого вкусного напитка, и испугавшись того, что Икариус пытается их отравить – убили его.
В средние века виноделие расцвело во многих европейских странах – таких странах как Франция, Испания, Португалия. На Кипре в это время, в период правления Лузиньянов и администрации венецианцев (1149-1571 гг.) виноделие достигло своей высшей фазы, но, в эпоху турецкого правления (1571-1878 гг.) пришло в полный упадок, и только в конце 19 века начались новые попытки возрождения виноделия на острове.

Итак – сосуд закрыт. Пусть минет новый год,
Пускай апрель придет и полпути пройдет, –
Тогда в полночный час раскупори сосуд:
Как солнце яркое, струи вина блеснут.

В древних греческих, римских и византийских, источниках имеются сведения о критских, алонийских, аркадских, кипрских, косских, родосских, санторинских, фасосских, книдских, хиосских и многих других винах, которые считались лучшими в античном мире благодаря тому, что делались из сортов винограда, созданных многовековой селекцией. Виноград древних времен характеризовался высоким накоплением сахара в ягодах, что достигалось особыми приемами агротехники: удаление части листьев, изгибание и перевязывание лоз, несущих грозди, поздний сбор винограда с подвяливанием его на кустах. В поэме греческого поэта Гесиода (8-7 в. до н.э.) «Труды и дни» рекомендуется после сбора винограда, для достижения большей сахаристости, увяливать грозди 10 дней на солнце и 5 дней в тени и только после этого давить из них сок. Об этом же пишет и Гомер в «Одиссее»:

Там разведен был и сад виноградный богатый, и гроздья
Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем,
Частью ждали, чтоб срезал их с лоз виноградарь, иные
Были давимы в чанах, а другие цвели, иль осыпав
Цвет, созревали и соком янтарным наливались.

Таким способом достигалась высокая сахаристость ягод – 40-50%, при которой брожение проходит медленно, а когда спирта в вине становится 15-16% объёма и вовсе прекращается, поскольку дрожжи в такой среде не могут продолжать свою жизнедеятельность. В вине остается несброженный сахар, и оно получается крепким и очень сладким. В древние времена для сбраживания и хранения винаиспользовались специальные огромного размера толстостенные сосуды из обожженной глины, называемые пифос. Изнутри их обмазывали смесью смолы с пчелиным воском и обкуривали растительным ладаном, а готовый сосуд с вином вертикально зарывали в землю.
Вот так, в лежавшем горизонтально пифосе, а не в бочке, изобретенной намного позже, древнегреческий философ-киник Диоген устроил себе жилище, достаточно просторное даже для двух-трех человек. Сохранились античные изображения визита великого завоевателя Александра Македонского к Диогену, где хорошо виден пифос и высунувшийся из него мудрец, а Александр спрашивает философа, что тот хочет получить в дар, слышит в ответ: “Не загораживай мне солнце”.
Другое упоминание о пифосе можно найти в мифе о Геракле, повествующем о том, как царь Эврисфей спрятался в пифос, испугавшись Эриманфского вепря, приведенного к нему во дворец героем.

У греков с давних времен сохранилась пословица: «Начиная пифос и кончая, насыщайся, середину же сбереги». Совет этой пословицы сводится к тому, что открывая пифос, не жалеть вина нужно в двух случаях: когда пифос полон, теснящееся у отверстия вино имеет нежелательное соприкосновение с воздухом, вино же на дне пифоса находится вблизи пагубного для него винного отстоя. А вино, находящееся в середине пифоса – лучшее, более крепкое и его нужно беречь.
После одно- или двухлетней выдержки вино переливали в большие, как правило, двуручные кувшины, называемые амфора, снабжали их надписью с указанием происхождения вина и года сбора урожая, затыкали паклей и заливали сверху смолой или воском. Благодаря узкому горлышку амфоры напиток меньше и медленнее окислялся, испарялся и болел. Заостренное дно позволяло лучше накапливать выпавший из вина осадок, удержать прохладу вина и кроме того легко закреплять амфору в песке.
Особая удлиненная форма амфоры с округлыми «бедрами» давала возможность без труда сливать вино, лишь слегка склонив ее, при этом почти не потревожив собравшийся на дне осадок. Такие амфоры, вместимостью 20-30 литров, называют «транспортировочными», так как в них вино перевозили, укладывая «веером» в трюмах судов. Имелись и «столовые» амфоры – овальный сосуд с двумя ручками. Эти амфоры покрывались изысканной росписью на мифологические сюжеты, в них вино подавалось на пиршества.

Зачем ты водою разбавил вино
Столь старое – крепость утратит оно!
Дал знак Пешутен – не разбавив водой,
Вино виночерпий несет молодой.

Обычай греков, перешедший затем к римлянам, разбавлять вино водой возник отнюдь не потому, что они хотели уменьшить опьяняющие свойства вина. Зная о древних обычаях обильных возлияний трудно себе представить, что эти люди были слабы на выпивку. Ответ на эту «загадку» кроется в том, что вина того времени сильно отличались по своим свойствам от современных. Они были сладким, ароматизированным и густыми настолько, что их, пожалуй, можно было есть ложкой. Кроме того существовал обычай выпаривать вина – этот способ назывался фурмариум. А в Аркадии – свидетельствует Аристотель (384 – 322 до н.э.) вина выпаривались так долго, что превращались в сироп. Заблуждение о том, что древние вина представляли собой текучую жидкость, подобно современным, укоренилось настолько давно и глубоко, что доже такой знаток вин как А.С.Пушкин написал:

Да будет проклят дерзновенный,
Кто первый грешною рукой,
Нечестьем буйным ослепленный,
О страх. смесил вино с водой!

Старые, выдержанные вина очень высоко ценились в античном мире. Петроний пишет о столетнем «Фалернском», а Плиний – о двухсотлетнем вине, по своей консистенции напоминающем мед. И становится понятно, почему такое вино было бы трудно пить, не разбавив водой.
В зависимости от густоты винадревние разбавляли его нечетным числом частей воды в двуручном широкогорлом сосуде, называемом кратер. Вначале в кратер наливалось необходимое количество вина, а затем, из специального сосуда, называемого гидрия, подливали воду. Гидрии были весьма изящной формы, часто расписные, и имели две горизонтальных и одну вертикальную ручки.
Размешав вино с водой в кратере, виночерпии особыми сосудами в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкойчерпали вино во время застолий. Такой черпак называется киаф (он использовался также как мера жидкостей и сыпучих тел – около 0,045 л).
Одна из древних легенд повествует о том, как в городе Флиунте, расположенном на востоке Аркадии, жил виночерпий по имени Киаф. Геракл, возвращаясь из сада Гесперид, остановился в этом городе передохнуть где для него были накрыты столы и поставлено вино. Но Гераклу не понравилось поданное питье, и он одним пальцем ударил виночерпия Киафа, но тем не менее убил его, весьма, впоследствии, сокрушаясь о содеянном. Позднее, согласно упоминаниям древних историков, Киафу был поставлен памятник в городе Флиунте напротив храма Аполлона.

Некоторые сосуды для черпания и питья вина украшались драгоценным камнем – аметистом. Кристалл аметиста было также принято класть в кратер, где смешивали вино с водой. В переводе с греческого «аметист» означает «не пьяный», и, как считается с глубокой древности, обладает магическими свойствами хранить от опьянения, ограждать от спиртных излишеств и изгонять винные пары. О происхождении аметиста повествует трагическая легенда о прекрасной нимфе Аметист, к которой бог вина Дионис воспылал внезапной страстью. Но нимфа отвергла его, потому что любила музыканта и любимца Аполлона – пастуха Сприкоса. Оскорбленный Дионис собирался заключить нимфу в свои объятия, но та, убегая, призвала на помощь богиню Артемиду, превратившую ее в статую из мерцающего лилового камня. Этот камень был назван по имени нимфы, а в память об отвергнутом боге вина ему была дана сила хранить от пьянства. В античные времена перстни с аметистом носили как талисман, считая что он придает бодрость, храбрость и благоразумие, сохраняет память и отгоняет дурные мысли. Магические свойства аметиста в наибольшей степени проявляются в феврале и марте, и активизируется он как талисман по субботам, а как амулет – по средам.
Для разлива вина использовался также сосуд, назваемый ойнохойя. Ойнохоя – это кувшин с носиком весьма оригинальной формы, имеющим не один, а три стока для жидкости. Таким образом, процесс наполнения чаш при использовании ойнохойи ускорялся в три раза, что было весьма удобно при обильных возлияниях.

Потекут незабываемые реки,
Водопады нескончаемые вин.
Возвращайтесь, меднопанцырные греки,
Под платаны густотенные Афин!

Во времена античности для пития вина употреблялись не рюмки и фужеры, как сегодня, а специальные чаши, называемые килик. Это были керамические или металлические двуручные сосуды в форме открытой плоской чаши на приземистой или высокой ножке. Как и кратер, гидрия и ойнохойя, килики расписывалисьсюжетами из древней мифологии, на них делались и надписи, знакомящие нас с символикой, связанной с винопитием в ту эпоху. Иногда эти надписи достаточно остроумны: «Счастливая пагуба!», «Употреби с пользой!» или даже «Чем больше несчастье, тем больше выпьешь, чем больше счастья, тем больше выпьешь!». Один из киликов с надписью, датируемый 550-530 годами до н.э., был найден при раскопках древнего города Марион на Кипре. Известный художник того времени Тлесон, сын Неарха, оставил на нем надпись, которую можно перевести на русский язык так: «Радуйся и пей!». Эту надпись сегодня вы можете увидеть на винных этикетках завода «КЕО», где в английском варианте она звучит как «Be happy and drink well».
Другой сосуд, из которого в античные времена пили вино – канфар – представляет собойдвуручный кубок на высокой ножке. Канфар считался символом Диониса, и многие произведения искусства изображают бога вина, держащего в руках этот кубок.

Для питья вина использовался и сосуд в форме чаши с двумя горизонтальными ручками, называемый скифос (или котила). Древние римляне использовали скифос и как меру жидкости (0,27 л).
Кроме обычных чаш, из которых пили все, существовали специальные глубокие сосуды с одной ручкой, употребляемые исключительно в религиозных обрядах и ритуалах – ритоны, предназначавшиеся для жертвенных возлияний богам и духам умерших. Ритоны делали в виде рогов животных и украшали изображениями голов животных или людей, сделанными из драгоценных металлов.
В произведениях греческих и римских авторов упоминается более 80 сортов вин. Многие века ведутся споры о том, из какого региона вино лучше. Самыми известными винами Древней Греции называют «Аргосское» и «Хиосское»; славой пользовались также «Косское» вино, подаваемое перед трапезой для возбуждения аппетита (апперитив). О «Фасосском» вине Эпиликус писал: «Какая бы тоска ни глодала мне сердце, стоит мне выпить этого вина, как я возрождаюсь к жизни». А знаменитый философ античности Аристотель считал что «Лесбосское» вино, сладкое и деликатное, лучше чем более знаменитое вино – «Родосское». У Гомера в «Илиаде» находится упоминание о том, как владыка острова Лемнос прислал ахейскому ополчению под Трою «корабли, нагруженные винами Лемна». И ахейцы стали выменивать у лемноссцев присланные ими «тысячу мер вина»:

Прочие мужи ахейские меною вино покупали:
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловьи кожи или за волов круторогих,
Те за своих полоненных.

В «Одиссее» Гомер упоминает о «Прамнийском» вине, поданном волшебницей Цирцеей Одиссею и его спутникам
Смесь из сыра и меду с ячменной мукой и прамнийским
Светлым вином подала им, подсыпав волшебного зелья
В чашу, чтоб память у них об отчизне пропала.
«Лучшим из лучших» называл вино, производимое на острове Наксос, греческий поэт Архилох. Но многие греческие правители отдавали предпочтение винам острова Крит, жители которого выращивали виноград задолго до того, как виноградарство появилось на материковой Греции.
Из азиатских вин знаменитыми считались «Вифинское», и особенно «Мареотис» – любимое вино царицы Клеопатры.

Иллюстрация: Гигантская каменная ваза, найденная на Кипре, в районе Амафуса, и перевезенная в Музей Лувра в 1865 году. Акватинта Луиджи Майера

Ссылка на основную публикацию